1. Заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
2. Заказчик, обнаруживший при осуществлении контроля и надзора за выполнением работ отступления от условий договора строительного подряда, которые могут ухудшить качество работ, или иные их недостатки, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.
3. Подрядчик обязан исполнять полученные в ходе строительства указания заказчика, если такие указания не противоречат условиям договора строительного подряда и не представляют собой вмешательство в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.
4. Подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, не вправе ссылаться на то, что заказчик не осуществлял контроль и надзор за их выполнением, кроме случаев, когда обязанность осуществлять такой контроль и надзор возложена на заказчика законом.
- Статья 747. Дополнительные обязанности заказчика по договору строительного подряда
- Статья 749. Участие инженера (инженерной организации) в осуществлении прав и выполнении обязанностей заказчика
1. Пункт 1 коммент. ст., определяя сферу контроля заказчика, указывает на то, что он может контролировать: а) ход и качество выполняемых работ; б) соблюдение сроков выполнения работ (графика); в) качество предоставленных подрядчиков материалов; г) правильность использования материалов заказчика. Едва ли целью законодателя является ограничение контрольных функций заказчика только перечисленными вопросами - скорее, здесь названы лишь наиболее актуальные из них. Например, совершенно очевидно, что заказчик вправе проверять, не отклоняется ли подрядчик от требований технической документации и как он использует оборудование заказчика.
Поэтому правильнее считать, что заказчик наделен правом контролировать любые действия подрядчика, но при соблюдении одного условия: он не должен при этом вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Поскольку грань между осуществлением контроля и вмешательством в оперативно-хозяйственную деятельность далеко не всегда является очевидной, постольку целесообразно, чтобы договор строительного подряда предусматривал механизм разрешения споров такого рода, в частности посредством их отнесения к компетенции инженерной организации (ст. 749 ГК).
Использование в данной статье двух терминов - "контроль" и "надзор" - является избыточным и не таит в себе никакого особого смысла, так как в рассматриваемой сфере ими обозначается одно и то же понятие. Функции по осуществлению строительного контроля и строительного надзора различаются градостроительным законодательством (см. ст. 53 - 54 Градостроительного кодекса), согласно которому строительный контроль проводится самим подрядчиком, застройщиком или заказчиком, а строительный надзор - органами исполнительной власти субъектов Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, или органами местного самоуправления.
2. При обнаружении недостатков в деятельности подрядчика заказчик обязан немедленно заявить о них подрядчику. Если же он этого не делает, желая, например, заявить обо всех недостатках в ходе итоговой приемки работ, он теряет право в дальнейшем ссылаться на эти недостатки. Такое решение вопроса обусловлено стремлением стимулировать заказчика к активным действиям, способствующим созданию качественного результата. Устранить своевременно выявленные недостатки значительно проще и дешевле, чем сделать это тогда, когда объект фактически уже построен.
Рассматриваемое правило не должно, однако, трактоваться в том смысле, что заказчик лишен возможности выявлять недостатки выполненных работ в ходе их приемки. Речь в данном случае идет лишь о тех недостатках, о которых заказчик определенно знал еще в ходе выполнения работ, но никак на них не реагировал.
Обычно выявленные в ходе строительства недостатки фиксируются заказчиком в специальном журнале производства работ. Во избежание споров в договоре строительного подряда целесообразно указывать сроки, в течение которых подрядчик обязан устранять отмеченные заказчиком недостатки. Время, затраченное подрядчиком на устранение недостатков, не ведет к увеличению общего срока строительства объекта.
3. Обязанность подрядчика исполнять полученные от заказчика указания по смыслу данной статьи ограничивается его долгом реагировать на обоснованные замечания заказчика, выявившего недостатки в деятельности подрядчика. Так, если подрядчик ведет работы с нарушением СНиПов и других обязательных правил, использует некондиционные строительные материалы и конструкции и т.п. и заказчик указывает на эти нарушения, подрядчик обязан прислушаться к замечаниям заказчика и выполнить его указания.
4. Право заказчика осуществлять контроль за деятельностью подрядчика нередко выступает как его обязанность. Так, если объект строится на основе оригинального архитектурного проекта, заказчик обязан заключить с архитектором договор на осуществление авторского надзора за строительством объекта (ст. 12 Закона об архитектурной деятельности). Технический надзор за строительством осуществляется во всех случаях, когда строительство ведется за счет бюджетных средств, и т.д. В подобных случаях заказчик должен проявлять особую внимательность, так как подрядчик, ненадлежащим образом выполнивший работы, может впоследствии ссылаться на то, что появление недостатков обусловлено тем, что заказчик не осуществлял должного контроля за выполнением работ.
Тогда, когда обязанность осуществлять контроль за подрядчиком возложена на заказчика законом, возможно наступление смешанной ответственности подрядчика и заказчика за недостатки в результате работ.
В своих выводах суды руководствовались положениями статей 309, 310, 702, 711, 720, 723, 740, 746, 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пункте 12 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда".
Определение Верховного Суда РФ от 16.08.2017 N 303-ЭС17-10839 по делу N А73-8585/2016
Отказывая компании в удовлетворении встречных исковых требований, суды руководствовались статьями 718, 748 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходили из установленных по делу обстоятельств выполнения обществом предусмотренных договорами работ по предоставлению паспортов на скважины, и отсутствия возможности выполнения работ по получению лицензии в связи с наличием обстоятельств, зависящих от заказчика, о чем которому было сообщено.
Определение Верховного Суда РФ от 08.09.2017 N 307-ЭС17-12654 по делу N А56-60595/2016
Отменяя решение суда первой инстанции, апелляционный суд, руководствуясь положениями статей 309, 310, 450.1, 715, 717, 723, 740, 743, 748 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что корпорацией в данном случае не представлено достоверных и достаточных доказательств, свидетельствующих о существенности и неустранимости недостатков, на которые она ссылается. При таких обстоятельствах, суд признал односторонний отказ корпорации от исполнения договора недействительным.
Определение Верховного Суда РФ от 19.10.2017 N 309-ЭС17-16052 по делу N А76-17537/2016
Руководствуясь статьями 475, 702, 708, 720, 721, 723, 724, 743, 748, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что предприниматель, являясь профессиональным участником на рынке оказания подрядных услуг, должен был знать о недопустимости использования в детских дошкольных образовательных учреждениях систем отопления на основе ПЛЭН, допущенные подрядчиком недостатки являются существенными, взыскав с предпринимателя убытки в виде денежных средств, уплаченных по договору от 27.07.2015 N 7/3 и по договору от 19.09.2016 N 1.
Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2017 N 305-ЭС17-20661 по делу N А40-141497/2014
Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71 АПК РФ, суды с учетом заключения строительно-технической экспертизы установили, что в рамках контракта обществом было выполнено работ стоимостью 1 930 724 525 руб., что превышает размер полученного аванса, и, признав установленным факт надлежащего исполнения обществом принятых на себя обязательств по контракту до прекращения выполнения работ, руководствуясь статьями 368, 370, 374, 408, 450, 715, 719, 748 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришли к выводам о необоснованном предъявлении департаментом требования о платеже по банковской гарантии при отсутствии обязательства, в обеспечение исполнения которого была выдана банковская гарантия; о наличии у заказчика перед подрядчиком задолженности в сумме 6 754 525 руб., а также о наличии оснований для удовлетворения требования подрядчика о расторжении государственного контракта на основании пункта 2 статьи 450 ГК РФ, отказав в иске департаменту ввиду отсутствия правовых оснований.
Определение Верховного Суда РФ от 19.10.2020 N 305-ЭС20-15261 по делу N А40-248841/2019
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями статей 702, 711, 720, 748, 753, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что выполненные обществом работы по договору приняты учреждением без замечаний и полностью оплачены, а предполагаемое учреждением завышение объема выполненных работ не является скрытыми недостатками, поскольку могло быть выявлено в ходе приемки работ, суды первой и апелляционной инстанций не усмотрели оснований для удовлетворения иска, с чем согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 17.01.2022 N 309-ЭС21-25761 по делу N А50-25916/2020
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, проанализировав условия заключенного сторонами договора, не установив оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания неустойки (штрафа), руководствуясь статьями 309, 310, 329, 330, 431, 740, 748, 751 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении иска, с чем впоследствии согласился суд округа.
Определение Верховного Суда РФ от 15.02.2022 N 306-ЭС22-997 по делу N А57-34298/2020
При названных обстоятельствах, руководствуясь статьями 431, 702, 706, 708, 720, 721, 748, 752, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 8 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", суды пришли к выводу о недоказанности наличия у подрядчика неисполненного денежного обязательства и отказали в иске.
Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2022 N 305-ЭС22-4144 по делу N А40-201877/2020
Оценив доказательства по делу в соответствии со статьей 71, 86 АПК РФ с учетом заключения судебной экспертизы, установив факт выполнения обществом работ с надлежащим качеством, руководствуясь статьями 309, 702, 709, 711, 720, 740, 746, 748, 753 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывая принятие результата работ техническим надзором без замечаний к качеству, соответствие искомой суммы задолженности сумме, определенной в экспертном заключении, суды пришли к выводу о наличии на стороне заказчика неисполненного денежного обязательства, удовлетворив иск.
Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2022 N 307-ЭС22-1468 по делу N А13-12177/2020
Оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса, руководствуясь положениями статей 309, 416, 702, 703, 748, 758, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суды удовлетворили иск исходя из следующего.
Определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 13.03.2023 N 51-УДП23-1-К8
Действительно, нормы действующего законодательства, в частности положения ст. 52, 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, положения ст. ст. 748, 749 Гражданского кодекса Российской Федерации, не содержат прямого запрета на совмещение функций строительного контроля подрядчика и заказчика.
Вместе с тем, не предусматривают они и возможности проведения этих мероприятий одним и тем же лицом.