1. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме.
2. Клиент должен выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.
- Статья 801. Договор транспортной экспедиции
- Статья 803. Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
1. Общее правило о письменной форме договора транспортной экспедиции означает, что это соглашение может быть заключено в любом из трех вариантов простой письменной формы сделки (ст. 160, 434, 438 ГК): в виде единого документа, подписываемого сторонами; путем обмена документами; посредством двух действий - письменной оферты и акцепта в форме конклюдентных действий.
Несоблюдение простой письменной формы договора транспортной экспедиции (заключение его в устной форме) влечет общее последствие по ст. 162 ГК - стороны лишены права в случае спора ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но не лишены права приводить письменные и другие доказательства. Например, в доказательство совершения указанного договора заинтересованная сторона может представить доверенность, выданную по п. 2 ст. 802 ГК. Недействительность договора транспортной экспедиции при нарушении простой письменной формы наступает лишь в случае, прямо предусмотренном соглашением сторон (п. 2 ст. 162 ГК).
2. В п. 2 ст. 802 ГК установлена обязанность клиента выдать экспедитору доверенность. Эта обязанность существует при условии, что такая доверенность необходима для выполнения обязанностей экспедитора. Таким образом, доверенность выдается в рамках отношений по транспортной экспедиции тогда, когда в рамках договора экспедитор выполняет представительские функции, т.е. представительствует от имени клиента (оказывает ему в том числе услуги по представительству, связанные с транспортным процессом). Доверенность выдается с соблюдением общих правил о доверенности (ст. 185 - 189 ГК). Она не является письменной формой договора, но служит одним из доказательств его заключения (удостоверительная функция доверенности).
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 801, 802, 804 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", суды пришли к выводам о том, что стоимость большинства оказанных ответчику услуг неоправданно завышена истцом в связи с применением ненадлежащего курса доллара США, услуги по согласованной сторонами цене ответчиком оплачены, доказательств необходимости оказания дополнительных услуг и согласования их цены с ответчиком не представлено, надлежащих и бесспорных доказательств, подтверждающих факт оказания транспортно-экспедиционных услуг по счетам от 12.05.2016 N 1207, от 13.05.2016 N 1221, от 18.04.2016 N 943, от 09.03.2016 N 277, не представлено.
Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2018 N 305-ЭС18-2867 по делу N А40-211489/2014
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 309, 801, 802 Гражданского кодекса Российской Федерации и, исследовав, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о доказанности материалами дела объема и стоимости оказанных истцом ответчику экспедиторских услуг.
Определение Верховного Суда РФ от 05.10.2020 N 301-ЭС20-14311 по делу N А43-20790/2019
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 15, 309, 310, 393, 801, 802, 785, 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для освобождения ответчика (исполнитель), принявшего груз к перевозке, от ответственности за его утрату.
Определение Верховного Суда РФ от 19.04.2021 N 307-ЭС21-4788 по делу N А13-15700/2019
Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 15, 393, 785, 796, 801, 802, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности принятия ответчиком груза к перевозке (экспедированию).
Определение Верховного Суда РФ от 26.06.2023 N 305-ЭС23-9667 по делу N А40-109653/2022
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства, установленные в рамках дела N А40-146782/2021, признав доказанным принятие спорного груза к перевозке водителем ответчика, утрату груза при его транспортировке, отсутствие доказательств того, что утрата груза произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, руководствуясь положениями статей 15, 393, 784, 785, 796, 801, 802, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 N 26 "О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции", суды пришли к выводу об обоснованности заявленного требования, установив размер подлежащих взысканию убытков в соответствии с утвержденным судом мировым соглашением.
Определение Верховного Суда РФ от 10.08.2018 N 305-ЭС18-13591 по делу N А40-168291/2017
Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 15, 309, 310, 393, 801, 802 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности истцом (заказчик) возникновения повреждений спорного груза в процессе его транспортировки ответчиком (исполнитель).
Определение Верховного Суда РФ от 11.04.2019 N 304-ЭС19-3155 по делу N А27-3863/2018
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт принятия ответчиком груза к перевозке, установив факт повреждения груза (выпадение фиксирующих крышек из колб, в результате чего произошла полная вытечка лакокрасочного материала) во время его выгрузки, руководствуясь статьями 15, 801, 802 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 7, 11 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания убытков.
Определение Верховного Суда РФ от 25.07.2018 N 302-ЭС18-11185 по делу N А33-30576/2017
Отказывая в удовлетворении иска, суд, руководствуясь статьями 309, 310, 393, 801, 802, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из отсутствия доказательств передачи груза и его принятия ответчиком, что исключает наличие причинно-следственной связи между поведением ответчика и наступлением вреда.
Определение Верховного Суда РФ от 30.07.2019 N 304-ЭС19-11461 по делу N А75-5541/2018
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о недоказанности истцом факта утраты части груза в процессе экспедирования, за которую ответственность несет ответчик, и как следствие, отсутствии причинно-следственной связи между действиями последнего и возникновением убытков в виде стоимости утраченной части груза, в связи с чем, руководствуясь статьями 801, 802 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правил транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 N 554, Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", отказали в удовлетворении иска.
Определение Верховного Суда РФ от 15.08.2019 N 307-ЭС19-15498 по делу N А56-60869/2017
Отказывая в удовлетворении иска, суды, руководствуясь статьями 393, 785, 801, 802, 803, 805 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из недоказанности истцом (клиент) передачи груза и его принятия ответчиком (экспедитором).