1. По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
2. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
3. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
4. К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
- Статья 538. Ответственность производителя сельскохозяйственной продукции
- Статья 540. Заключение и продление договора энергоснабжения
Комментарий к ст. 539 ГК РФ
1. Определение договора энергоснабжения, содержащееся в п. 1 коммент. ст., отражает его ключевые особенности как отдельной разновидности договора купли-продажи. В качестве таковых выступают: во-первых, специфика предмета - энергии как товара особого вида, а во-вторых, особенности способа ее передачи и использования (подробнее см.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева. С. 91 - 96 (автор главы - В.В. Ровный); Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. С. 293). Передача осуществляется посредством присоединенной сети, т.е. системы технических устройств, обеспечивающих получение и безопасное использование энергии абонентом.
2. Указанные признаки в определенной мере присущи и другим договорам о снабжении товарами через присоединенную сеть: газоснабжении, снабжении нефтью и нефтепродуктами, водоснабжении и т.д. Вместе с тем данные договоры не являются энергоснабжением в прямом смысле это слова, а правила § 6 гл. 30 ГК применяются к ним субсидиарно (см. ст. 548 ГК и коммент. к ней).
Таким образом, предметом рассматриваемого договора выступает лишь электрическая энергия, подаваемая покупателю (абоненту) через присоединенную сеть.
3. Пункт 4 коммент. ст. закрепляет подчиненное значение правил § 6 гл. 30 ГК в регулировании отношений по снабжению электрической энергией. Содержащиеся в ней нормы применяются, если законом или иными правовыми актами не предусмотрено иное. Таким образом, в системе источников правового регулирования отношений по энергоснабжению главенствующее место занимает специальное законодательство - Закон об электроэнергетике и принятые в его развитие подзаконные нормативные акты (в частности, Правила оптового рынка электрической энергии, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (с изм. и доп.) (СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5525); Правила недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (с изм. и доп.) (СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5525); Правила недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (с изм. и доп.) (СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5525); Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. N 861 (с изм. и доп.) (СЗ РФ. 2004. N 52 (ч. II). Ст. 5525); Правила розничных рынков электрической энергии).
С учетом сказанного роль положений § 6 гл. 30 ГК в регулировании отношений по энергоснабжению невелика, а содержащиеся в ней правила могут применяться лишь в части, не противоречащей специальному законодательству.
4. Конструкция договора энергоснабжения не охватывает всего комплекса отношений, возникающих в сфере электроэнергетики, ограничиваясь лишь отношениями сбыта энергии.
Реформирование электроэнергетики предполагает становление и функционирование: а) оптового рынка электроэнергии, субъектами которого являются поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в установленном законом порядке (ст. 31 Закона об электроэнергетике). Основной правовой формой, опосредующей отношения этих субъектов является двусторонний договор купли-продажи электрической энергии (ст. 32 Закона об электроэнергетике; разд. VI и VII Правил оптового рынка электрической энергии); б) розничного рынка электроэнергии, субъектами которого являются потребители электрической энергии и поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке) (ст. 31 Закона об электроэнергетике). Основными правовыми формами, опосредующими отношения этих субъектов, являются договор купли-продажи (поставки) электрической энергии и договор энергоснабжения (ст. 37 Закона об электроэнергетике; пп. 6, 7 и разд. IV, XI Правил розничных рынков электрической энергии).
Таким образом, договор энергоснабжения наряду с договором купли-продажи (поставки) электрической энергии выступает в качестве одной из возможных договорных форм, опосредующих отношения по сбыту электрической энергии на розничном рынке. Отличие между данными конструкциями состоит в том, что договор энергоснабжения предполагает не только продажу электрической энергии, но и оказание поставщиком (энергоснабжающей организацией) самостоятельно или через привлеченных третьих лиц услуг по передаче электрической энергии и иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителя. Для надлежащего его исполнения поставщик урегулирует отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением, а также отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства. При этом представление поставщиком интересов покупателя электрической энергии в отношениях с сетевыми организациями, иными владельцами объектов электросетевого хозяйства и с субъектом оперативно-диспетчерского управления не требует специальных полномочий (см. п. 6 Правил розничных рынков электрической энергии, п. 1 коммент. ст.).
Договор купли-продажи (поставки) электрической энергии по общему правилу не регулирует отношений, связанных с оперативно-диспетчерским управлением и передачей электрической энергии в отношении точек поставки на розничном рынке покупателя (п. 7 Правил розничных рынков электрической энергии).
5. Сторонами договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) являются поставщик и покупатель (потребитель).
В качестве поставщика, как правило, выступают: энергосбытовые организации (ст. 3 Закона об электроэнергетике), гарантирующие поставщики (ст. 3 Закона об электроэнергетике). Порядок присвоения статуса гарантирующего поставщика регламентируется разд. II Правил розничных рынков электрической энергии.
Если в качестве продавца выступает гарантирующий поставщик, договор энергоснабжения (договор купли-продажи (поставки) электрической энергии) является публичным договором (п. 5 ст. 38 Закона об электроэнергетике, пп. 5, 61 Правил розничных рынков электрической энергии). Во всех остальных случаях продавцы свободны в заключении договора (п. 8 Правил розничных рынков электрической энергии).
6. В качестве покупателя выступают лица, приобретающие электрическую и тепловую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (ст. 3 Закона об электроэнергетике, п. 2 Правил розничных рынков электрической энергии).
Собственники жилых помещений в многоквартирном доме, собственники жилых домов, а также наниматели жилых помещений по договорам социального или коммерческого найма жилых помещений обеспечиваются электроэнергией в рамках коммунальных услуг (см.: Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (с изм. и доп.) // СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2501). Поэтому в качестве покупателя энергии в данном случае выступает исполнитель коммунальных услуг. Как исключение, собственники жилых помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление многоквартирным домом, а также собственники жилых домов вправе приобретать электрическую энергию непосредственно у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) (п. 88 Правил розничных рынков электрической энергии).
7. Пункт 2 коммент. ст. устанавливает обязательную техническую предпосылку заключения договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) - наличие у покупателя (потребителя) электроэнергии отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей (сетевой) организации, а также обеспечение учета потребленной электроэнергии (см.: Ратнер С.И. Споры по вопросам понуждения к заключению договоров энергоснабжения и оказания услуг по передаче электроэнергии // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2007. N 3 (СПС "Гарант")). Под энергопринимающим устройством следует понимать токоприемники потребителя, предназначенные для потребления электроэнергии (подп. "г" и "д" п. 9 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям) (подробнее см.: Кишкина И.С. Заключение договоров энергоснабжения с субабонентами. Подтверждение количественных характеристик потребителей и энергосбытовых организаций - субъектов оптового рынка электроэнергии // Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения. 2007. N 3 (СПС "Гарант")). Необходимость наличия данной предпосылки обусловлена спецификой предмета договора и особенностями его исполнения.
Реализация данного договора возможна только посредством оказания услуг по передаче электроэнергии по электрическим сетям, оказываемых электросетевой организацией. В свою очередь, необходимой предпосылкой заключения договора на оказание услуг по передаче является осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя к электрическим сетям на основании обращения в электросетевую организацию и заключения договора, в рамках которого и происходит определение границ балансовой принадлежности электросетей (п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг).
Судебная практика по статье 539 ГК РФ
Суды руководствовались положениями статей 309, 310, 330, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 82 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442, части 2 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2018 N 301-ЭС18-12551 по делу N А31-5161/2015
Разрешая спор, суд руководствовался статьями 309, 310, 382, 384, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 2, частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307.
Определение Верховного Суда РФ от 31.08.2018 N 308-ЭС18-12461 по делу N А32-2491/2018
Разрешая спор, суды руководствовались статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 части 1 и пунктом 1 части 2 статьи 154, частями 1, 9.1 статьи 156, частью 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктами 6, 7, 30, 40, 42, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.
Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 310-ЭС16-17792 по делу N А84-1862/2015
При рассмотрении настоящего спора суды руководствовались положениями Федерального конституционного закона от 21.03.2014 N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", статьями 309, 310, 330, 332, 333, 401, 522, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2014 N 792 "Об особенностях применения законодательства Российской Федерации в сфере электроэнергетики на территориях Республики Крым и г. Севастополя", постановлением Правительства города Севастополя от 30.12.2014 N 680 "Об утверждении платы за содержание и ремонт жилого помещения".
Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 310-ЭС16-17810 по делу N А14-12340/2015
При рассмотрении спора суды руководствовались статьями 309, 310, 330, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, условиями договора от 10.10.2012 N 1026.
Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 307-ЭС16-18146 по делу N А26-6626/2015
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, доводы и возражения сторон, руководствуясь статьями 210, 395, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований общества, поскольку доказательства оплаты предпринимателем тепловой энергии поставленной в спорный период в отсутствие договора теплоснабжения в нежилое помещение, расположенное в многоквартирном жилом доме, не представлены.
Определение Верховного Суда РФ от 11.01.2017 N 307-ЭС16-18775 по делу N А56-63293/2015
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды установили, что сторонами соблюден порядок заключения соглашения о перераспределении мощности, предусмотренный Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). Вместе с тем завод в нарушение положений статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации уклонился от дальнейшего исполнения обязательств, установленных указанным соглашением и пунктом 38 Правил N 861. Исходя из изложенного и руководствуясь также частью 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктом 2 статьи 314, пунктом 2 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 34 Правил N 861, суды пришли к выводу об обоснованности заявленных обществом требований и необходимости их удовлетворения.
Определение Верховного Суда РФ от 09.01.2017 N 303-ЭС16-14807 по делу N А37-1715/2015
В свою очередь, суд округа, отменяя принятые по делу судебные акты, и отказывая в удовлетворении заявленных требований за счет муниципального образования, руководствовался статьями 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, и исходил из того, что фактическим потребителем поставленной тепловой энергии являлась организация инвалидов, в адрес которой обществом направлялись счета-фактуры на оплату тепловой энергии, а ранее - проект договора на теплоснабжение. Суд округа на основании положений пункта 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о сложившихся фактических договорных отношениях общества и организации инвалидов по поставке тепловой энергии, в связи с чем счел отсутствие договора теплоснабжения в виде подписанного обеими сторонами (обществом и организацией инвалидов) документа не влияющим на квалификацию названных отношений и не освобождающим организацию инвалидов от обязанности оплачивать потребленную тепловую энергию.
Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 N 310-ЭС16-18336 по делу N А14-12375/2015
Суды, исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 539, 543, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 154, 157, 158, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.
Определение Верховного Суда РФ от 12.01.2017 N 309-ЭС16-17296 по делу N А60-38694/2015
Суды, с учетом оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 210, 309, 310, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 153, 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 3 Информационного письма от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения", исходя из обстоятельств наличия на стороне ответчиков обязанности по оплате фактически поставленной предприятием "Теплосервис" тепловой энергии в спорный период в принадлежащие им на праве собственности помещения, а также просрочки по ее оплате, пришли к выводу о наличии в данном случае правовых оснований для удовлетворения иска.
Определение Верховного Суда РФ от 13.01.2017 N 302-ЭС16-18606 по делу N А58-4783/2015
Суды, исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 15, 393, 539, 547 Гражданского кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт утечки теплоносителя в сетях заявителя, а произведенный обществом расчет объема и стоимости коммунального ресурса обоснованным, арифметически и методологически верным, приняв во внимание отсутствие доказательств его оплаты заявителем, исследовав и отклонив произведенный заявителем контррасчет коммунального ресурса ввиду использования им формулы расчета, аналогичной избранной обществом и установленной Методикой определения неучтенных расходов воды в системах коммунального водоснабжения, утвержденной приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20.12.2004 N 172, пришли к выводу о наличии в данном случае правовых оснований для удовлетворения иска.