1. До предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом.
2. Иск к перевозчику может быть предъявлен грузоотправителем или грузополучателем в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от перевозчика ответа в тридцатидневный срок.
3. Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами.
- Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
- Статья 798. Договоры об организации перевозок
Комментарий к ст. 797 ГК РФ
1. В коммент. ст. установлена специфика процедуры применения мер гражданско-правовой ответственности, возникающей из отношений по перевозке грузов. Такая процедура обычно состоит из трех этапов (о первом этапе данной процедуры см. коммент. к ст. 796 ГК): документальная фиксация оснований ответственности (в случаях, предусмотренных законодательством); соблюдение претензионного порядка урегулирования споров; предъявление иска в соответствующий суд.
2. Сущность указанного второго этапа состоит в соблюдении правила об обязательном или добровольном претензионном порядке урегулирования споров в отношениях по перевозке. Применительно к претензионному порядку урегулирования споров в отношениях по перевозке законодатель исходит из двух разных подходов:
- устанавливается обязательный претензионный порядок урегулирования для ряда споров по перевозке, т.е. для их определенной части (ст. 161 КВВТ, ст. 194 КТМ и др.). Так, в соответствии с п. 1 ст. 797 ГК (ст. 124 ВК, ст. 120 УЖТ, ч. 2 ст. 39 УАТ, ст. 403 КТМ, ст. 161 КВВТ) до предъявления перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, требуется обязательное соблюдение претензионного порядка (ч. 5 ст. 4 АПК, ч. 3 ст. 30 ГПК). Соответственно, в других случаях претензионный порядок не применяется. Обычно для требований самого перевозчика к пассажиру, а также для требований о возмещении вреда жизни и здоровью пассажира рассматриваемый претензионный порядок не устанавливается;
- для отдельных ситуаций нормативно оформляется лишь право на предъявление претензии, но не обязанность, что, по сути, равнозначно добровольному претензионному порядку (ст. 121 УЖТ, п. 1 ст. 39 УАТ и др.).
3. Претензионная процедура обязательного или добровольного претензионного порядка урегулирования споров обычно состоит из двух этапов - оформление и заявление претензии, ее рассмотрение в течение установленных в транспортном законодательстве сроков и направление ответа заявителю. Под претензией в рассматриваемом случае следует понимать письменное требование, в частности об уплате штрафа, о возмещении убытков, обращенное к перевозчику в связи с ненадлежащим исполнением (неисполнением) обязательства по перевозке.
Для первого этапа транспортное законодательство определяет, кто, в какой срок и кому может заявить претензию и как она оформляется. Так, согласно п. 4 ст. 124 ВК в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя. В соответствии со ст. 122 УЖТ претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки пассажиров, грузов, грузобагажа, багажа, предъявляются к перевозчику. Претензии, возникшие в связи с осуществлением перевозки грузов в прямом смешанном сообщении, предъявляются к: перевозчику, если конечным пунктом перевозки грузов является железнодорожная станция; соответствующей организации транспорта другого вида, которая обслуживает конечный пункт перевозки грузов или в ведении которой находится этот пункт. Как установлено в абз. 1 п. 2 ст. 403 КТМ, претензии предъявляются к перевозчику, который осуществлял перевозку груза, и, если перевозка груза не была осуществлена, к перевозчику, который в соответствии с договором морской перевозки груза был обязан осуществить ее. Пункт 2 ст. 161 КВВТ гласит, что претензии, возникающие в связи с перевозками пассажиров, багажа, грузов или буксировкой буксируемых объектов, предъявляются перевозчикам или буксировщикам по месту их нахождения.
Срок предъявления претензии составляет, как правило, 6 месяцев, а по взысканию штрафов - 45 дней (ст. 123 УЖТ, ст. 126 ВК). Вместе с тем, согласно ст. 406 КТМ, претензия к перевозчику, вытекающая из договора морской перевозки груза, может быть предъявлена в течение срока исковой давности. Аналогичное правило установлено в п. 4 ст. 161 КВВТ: претензии к перевозчикам или буксировщикам могут быть предъявлены в течение срока исковой давности.
На втором этапе перевозчик рассматривает претензию в срок, определенный транспортным законодательством, и направляет соответствующий ответ заявителю. Законодатель обязывает перевозчика дать ответ на претензию грузоотправителя или грузополучателя в течение 30 дней (п. 2 ст. 797 ГК). В транспортных уставах и кодексах указанное правило может быть конкретизировано. Так, согласно абз. 1 ст. 124 УЖТ перевозчик обязан рассмотреть полученную претензию и о результатах ее рассмотрения уведомить в письменной форме заявителя в течение 30 дней со дня получения претензии. В соответствии с п. 1 ст. 128 ВК перевозчик обязан в течение 30 дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.
4. На третьем этапе процедуры применения ответственности в связи с нарушением условий перевозки заявляется иск в соответствующий суд. Применительно к этому этапу транспортное законодательство обычно отвечает на три вопроса - кто и в каком случае может предъявить иск, каков срок исковой давности.
При частичном или полном отклонении претензии или при неполучении ответа на претензию в соответствующий срок у лица, заявившего претензию, появляется право предъявить иск.
Процессуальное законодательство (ст. 38 АПК, ст. 30 ГПК) устанавливает принцип исключительной подсудности по делам из перевозки грузов: иски к перевозчику, вытекающие из договора перевозки грузов, в том числе в случае если перевозчик является одним из ответчиков, предъявляются в соответствующий суд по месту нахождения перевозчика.
5. Пункт 3 коммент. ст. (ст. 408 КТМ, п. 3 ст. 164 КВВТ, ст. 42 УАТ) устанавливает сокращенный срок исковой давности (один год) по требованиям, вытекающим из грузовой перевозки. Он может быть сокращенным и в иных случаях, например по перевозкам пассажиров и багажа автомобильным транспортом срок исковой давности составляет один год (ст. 42 УАТ).
Срок исковой давности по требованиям из договора перевозки, в том числе и перевозки грузов, начинает течь с момента, определяемого в транспортных уставах и кодексах. Так, согласно п. 2 ст. 128 ВК течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через 45 дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты. Ряд транспортных уставов и кодексов связывают начало течения срока исковой давности с соответствующим событием. Пункт 2 ст. 164 КВВТ (так же, как и ст. 42 УАТ) устанавливает, что течение исковой давности начинается со дня наступления события, послужившего основанием предъявления претензии.
Судебная практика по статье 797 ГК РФ
Отказывая в удовлетворении иска, суды первой и апелляционной инстанции, оценив представленные в дело доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 196, 197, 199, 200, 797, 801, 803 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 12, 13 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", установили, что клиент узнал об утрате груза не позднее 10.09.2014, следовательно, срок исковой давности истек 10.09.2015. Однако истец обратился в суд 18.12.2015 с пропуском срока исковой давности, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Определение Верховного Суда РФ от 09.03.2017 N 303-ЭС17-1021 по делу N А51-20340/2016
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 195, 197, 199, 200, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 104, 125, 126 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", суды, определив спорные отношения как перевозочные, пришли к выводу о пропуске истцом специального - годичного срока исковой давности.
Определение Верховного Суда РФ от 13.03.2017 N 309-ЭС15-1502 по делу N А07-8056/2013
Признав поведение истца недобросовестным, а также истечение специального срока исковой давности в один год, о котором заявил ответчик, суды, применив положения статьи 10, пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 126 Устава железнодорожного транспорта, отказали в иске.
Определение Верховного Суда РФ от 22.05.2017 N 302-ЭС17-5046 по делу N А33-23789/2015
В своих выводах суду руководствовались статьями 15, 196, 197, 200, 309, 393, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 62, 126, Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", а также правовой позицией, изложенной в пункте 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности".
Определение Верховного Суда РФ от 26.05.2017 N 305-ЭС17-5335 по делу N А40-234768/2015
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 200, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив обстоятельство предъявления предпринимателем материально-правового требования за пределами установленного законом (годичного) срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной по делу, отказал в иске.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя иск в части, суд апелляционной инстанции признал ошибочными выводы суда первой инстанции об истечении срока исковой давности, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 204 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока по иску предпринимателя было приостановлено в период с 14.11.2014 до 10.07.2015 в связи с рассмотрением Арбитражным судом города Москвы дела N А40-188150/2014.
Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2017 N 305-ЭС17-5719 по делу N А40-246815/2015
В силу пункта 3 статьи 797 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, составляет один год, и его течение с учетом положений пункта 1 статьи 200 и пункта 3 статьи 202 Кодекса приостанавливается на срок, установленный законом для претензионного урегулирования спора.
Определение Верховного Суда РФ от 16.06.2017 N 305-ЭС17-6852 по делу N А40-2183/2016
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались статьями 15, 196, 309, 310, 393, 401, 702, 722, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Регламента расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, Правилами технической эксплуатации железных дорог, утвержденными приказом от 21.12.2010 N 286, Протоколом шестидесятого заседания Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества от 06-07 мая 2014, введенным 03.06.2014 приказом Министерства транспорта Российской Федерации N 151, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходили из доказанности факта ненадлежащего выполнения ответчиком работ по ремонту вагона, наступления неисправностей в гарантийный срок, своевременного предъявления претензий истцом, обоснованности размера убытков, а также наличия причинно-следственной связи между действиями ответчика и возникновением убытков.
Определение Верховного Суда РФ от 23.06.2017 N 301-ЭС17-7504 по делу N А43-8067/2016
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания денежных средств, списанных дорогой за период с 30.03.2013 по 24.03.2015 и начисленных на них процентов за пользование чужими денежными средствами, суды, руководствуясь статьями 195, 197, 199, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 125 Устава пришли к обоснованному выводу о пропуске истцом годичного срока исковой давности, о применении которого в ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции заявлено ответчиком.
Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 301-ЭС17-7753 по делу N А43-11439/2016
Отказывая в удовлетворении требований в части взыскания денежных средств, списанных дорогой за период с 26.04.2013 по 25.04.2015 и начисленных на них процентов за пользование чужими денежными средствами, руководствуясь статьями 195, 197, 199, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 125 Устава, учитывая, что условиями договора прямо предусмотрена обязанность истца уплачивать ответчику платежи за осуществляемые перевозчиком операции, суды правомерно квалифицировали спорные отношения по списанию денежных средств как перевозочные и пришли к обоснованному выводу о пропуске истцом годичного срока исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком в суде первой инстанции.
Определение Верховного Суда РФ от 29.06.2017 N 305-ЭС17-7959 по делу N А40-26295/2016
Отказывая в удовлетворении требований в части, суды руководствовались статьями 15, 393, 721, 722, 723, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу об отсутствии оснований для привлечения ответчика к возмещению убытков вследствие ненадлежащего исполнения компанией своих обязательств по договору на плановые виды ремонта грузовых вагонов, поскольку работы по замене либо установки деталей, неисправность которых послужила основанием для отцепки вагонов в текущий отцепочный ремонт, ответчиком не выполнялись.
Определение Верховного Суда РФ от 11.07.2017 N 310-ЭС17-8711 по делу N А08-8134/2015
Удовлетворяя заявленные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 15, 393, 721, 722, 723, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о наличии оснований для привлечения ответчика к возмещению убытков вследствие ненадлежащего исполнения компанией своих обязательств по договору на плановые виды ремонта грузовых вагонов, исходя из представленных в материалы дела актов-рекламаций формы ВУ-41М и недоказанности подрядчиком отсутствия его вины в выявленных в течение гарантийного срока технологических дефектов вагонов.