1. За перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
2. Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами.
3. Работы и услуги, выполняемые перевозчиком по требованию грузовладельца и не предусмотренные тарифами, оплачиваются по соглашению сторон.
4. Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства.
5. В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организацией за счет средств соответствующего бюджета.
- Статья 789. Перевозка транспортом общего пользования
- Статья 791. Подача транспортных средств, погрузка и выгрузка груза
Удовлетворяя исковые требования, суды, руководствуясь статьями 424, 784, 785, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, данными в пунктах 21, 24 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", исходили из отсутствия доказательств согласования сторонами условия о взимании дополнительной платы в случае отцепки вагонов в ремонт в пути следования.
Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2017 N 305-ЭС17-11673 по делу N А40-149556/2016
Удовлетворяя исковые требования, суды, руководствуясь положениями статей 784, 785, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пунктах 21, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", исходили из отсутствия доказательств согласования сторонами условия о взимании дополнительной платы в случае отцепки вагона в ремонт в пути следования и пришли к выводу о том, что нормы о доборе провозной платы не применяются в отношении груженых вагонов.
Определение Верховного Суда РФ от 06.09.2017 N 305-ЭС17-11671 по делу N А40-67708/2016
Удовлетворяя исковые требования, суды, руководствуясь положениями статей 784, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пунктах 21, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", исходили из отсутствия доказательств согласования сторонами условия о взимании дополнительной платы в случае отцепки вагона в ремонт в пути следования и пришли к выводу о том, что нормы о доборе провозной платы не применяются в отношении груженых вагонов.
Определение Верховного Суда РФ от 23.10.2017 N 301-ЭС17-15204 по делу N А43-24546/2016
Удовлетворяя исковые требования, суды руководствовались положениями статей 15, 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Нижегородской области от 21.01.2005 N 3 "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" и исходили из того, что именно администрация располагала информацией об отсутствии порядка регулирования льготного проезда по ЕСПБ на маршрутном такси, не принимала никаких мер для решения вопроса о возмещении истцу убытков (в том числе не приняла нормативный правовой акт, предусматривающий порядок и источники возмещения убытков от перевозки льготной категории граждан по ЕСПБ на маршрутном такси, настаивая на том, что перевозка льготной категории граждан по ЕСПБ на маршруте Т-1 (Т-4) является социальной) и пришли к выводу о возложении обязанности компенсировать транспортной организации понесенные расходы, связанные с оказанием услуг пассажирских перевозок отдельным категориям граждан, именно за счет муниципальной казны.
Определение Верховного Суда РФ от 25.10.2017 N 304-ЭС17-15622 по делу N А70-52/2015
При вынесении судебных актов суды руководствовались положениями статей 15, 16, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", пунктами 1, 3, 4, 6 Положения об участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в осуществлении государственного регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий и о пределах такого регулирования и контроля, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2008 N 950, пунктами 13, 15 Положения о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643, Методикой расчета экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании цен (тарифов) на услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, утвержденной приказом Федеральной службы по тарифам от 28.09.2010 N 235-т/1, Законом Тюменской области от 10.11.2010 N 64 "Об областном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов", Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта в целях возмещения недополученных доходов, возникших в результате оказания услуг по перевозкам пассажиров и багажа в пригородном сообщении, утвержденными постановлением Правительства Тюменской области от 07.07.2008 N 191-п.
Определение Верховного Суда РФ от 30.10.2017 N 305-ЭС17-15433 по делу N А40-53415/2017
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 784, 785, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также положениями Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", признав законными действия ответчика по перерасчету и добору провозной платы за отправленные истцом по транспортным железнодорожным накладным ЭЧ2333115, ЭЧ233095, ЭЧ232972, ЭЧ233031, ЭЧ. 233062 вагоны, суды пришли к выводу о недоказанности возникновения на стороне ответчика неосновательного обогащения за счет истца, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Определение Верховного Суда РФ от 19.01.2018 N 305-ЭС17-20576 по делу N А40-73132/2017
В своих выводах суды руководствовались статьями 15, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 15, 30 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 "Об утверждении прейскуранта N 10-01 "Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами", Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов группами вагонов по одной накладной, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 32, а также Правилами выдачи грузов на железнодорожном транспорте, утвержденных Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 29.
Определение Верховного Суда РФ от 24.01.2018 N 350-ПЭК17 по делу N А40-67708/2016
Удовлетворяя исковые требования, суды, руководствуясь положениями статей 784, 790, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в пунктах 21, 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), исходили из отсутствия доказательств согласования сторонами условия о взимании дополнительной платы в случае отцепки вагона в ремонт в пути следования и указали на то, что нормы о доборе провозной платы не применяются в отношении груженых вагонов.
Определение Верховного Суда РФ от 05.02.2018 N 309-ЭС18-542 по делу N А71-14666/2014
Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 15, 16, 789, 790, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации и, исследовав и оценив представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о недоказанности истцами фактического количества перевезенных пассажиров льготных категорий и наличия у истцов убытков, превышающих исчисленный в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации размер, в связи с чем не усмотрели наличия совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения к ответственности в виде возмещения убытков.
Определение Конституционного Суда РФ от 22.09.2022 N 2101-О
пункта 5 статьи 790 ГК Российской Федерации о том, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета;
Определение Верховного Суда РФ от 07.09.2020 N 309-ЭС20-11636 по делу N А60-29788/2019
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе условия заключенных между сторонами договора и дополнительного соглашения к нему, руководствуясь положениями статей 421, 424, 779, 781, 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", суды пришли к выводу об отсутствии на стороне ответчика неосновательного обогащения, признав правомерным списание ответчиком с лицевого счета истца в безакцептном порядке денежной суммы за оказанные услуги на путях необщего пользования.