МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 16 июня 2022 г. N ФС-СА-6/16503
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии со статьей 100 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) в 2022 году проведено 6 контрольных мероприятий, в ходе которых выявлены многочисленные нарушения требований Закона N 44-ФЗ, а также правовых актов, изданных во исполнение Закона N 44-ФЗ.
Кроме того, у всех объектов контроля выявлены нарушения, содержащие признаки состава административного правонарушения. В этой связи, копии материалов проверок направлены в Федеральную антимонопольную службу.
Россельхознадзор направляет обобщенную информацию о выявленных по результатам контрольных мероприятиях нарушениях для принятия мер, направленных на предупреждение возникновения аналогичных нарушений, их своевременное устранение.
И.о. Руководителя
С.А.АЛЕКСЕЕВА
Приложение
ПЕРЕЧЕНЬ
ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ < * >
< * > Информация о нарушениях приведена с учетом изменений, внесенных в Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также правовые акты, изданные во исполнение указанного закона.
1) Размещение в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) информации и документов (план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, документация о закупке) под электронной подписью должностного лица заказчика, не являющегося работником контрактной службы, контрактным управляющим, что является нарушением п. 2, 3 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.
2) Формирование идентификационного кода закупки с нарушением требований ст. 23 Закона N 44-ФЗ, приказа Минфина России от 10.04.2019 N 55н "Об утверждении Порядка формирования идентификационного кода закупки".
3) Осуществление закупок с нарушением требований нормирования в сфере закупок в нарушение ст. 19 Закона N 44-ФЗ, приказа Россельхознадзора от 09.10.2015 N 686 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций территориальных управлений Россельхознадзора" (далее - Приказ N 686), выразившееся в приобретении товаров (результатов выполнения работы, оказания услуги):
- в отсутствие нормативных затрат, установленных Приказом N 686;
- не в соответствии с установленной Приказом N 686 методикой расчета (пример: при обосновании и определении цены услуги связи широкополосного доступа заказчиком не указываются количество каналов передачи данных в штуках, указывается единица измерения объема услуг (работ), не соответствующая требованиям Приказа N 686, и т.д.);
- с превышением установленных Приказом N 686 нормативов количества и цены.
4) Осуществление закупок товаров (работ, услуг) в отсутствие надлежащего обоснования цен согласно требованиям ст. 22 Закона N 44-ФЗ:
- направление запросов ценовой информации, не содержащих в полном объеме условий закупки, которые влияют на размер цены (пример: в запросе ценовой информации не содержится срок и адрес поставки, требования к качеству и упаковке закупаемого товара и т.д.);
- использование коммерческих предложений (далее - КП) организаций, прекративших деятельность, а также организаций, не осуществлявших ранее поставку идентичных либо однородных товаров;
- использование ненадлежаще оформленных КП (пример: в КП не указана дата его составления, КП не адресованы заказчику, печать и подпись в электронном документе КП (в формате pdf) находятся на разных слоях с текстом КП (их возможно отделить от текста КП) и т.д.);
- использование КП, подписанных неизвестным или неуполномоченным лицом (пример: в КП отсутствует ФИО и должность подписанта, к КП не приложена доверенность в случае подписания КП лицом, не имеющим права действовать от имени юридического лица без доверенности);
использование КП, не содержащих информацию, которая предусмотрена в запросе ценовой информации (пример: в закупке услуг по техническому обслуживанию и ремонту устройства в составе системы охранно-тревожной сигнализации в КП отсутствует цена единицы каждого вида услуги по каждому устройству).
5) Несоблюдение правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), что является нарушением ст. 23 Закона N 44-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145):
- неприменение кодов КТРУ;
- в описание объектов закупок не включено обоснование необходимости использования дополнительной информации (дополнительных потребительских свойств);
- установлены характеристики объекта закупки, не предусмотренные соответствующей позицией кода КТРУ, при осуществлении закупки в рамках случая, предусмотренного подп. "а" п. 5 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145 (далее - Правила N 145);
- необоснованное применение кода ОКПД2 вместо кода КТРУ, в том числе противоречащего уникальному цифровому коду позиции КТРУ (пояснение: для достижения целей использования КТРУ, предусмотренных п. 2 Правил N 145, и выбора кода КТРУ сличается описание характеристик товара, работы, услуги на вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции КТРУ с описанием объекта закупки, подготовленного заказчиком. Согласно п. 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145, и п. 7 Правил N 145, при установлении соответствия между данными описаниями приоритетным является код КТРУ, чем выбранный код ОКПД2. Описание характеристик товара, работы, услуги на вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции КТРУ является основой для подготовки заказчиком описания объекта закупки, если заказчик не докажет невозможность применения соответствующей позиции КТРУ).
6) Ненадлежащее описание объекта закупки, выраженное в неустановлении максимальных значений характеристик закупаемых товаров согласно требованиям приказа Россельхознадзора от 30.12.2016 N 994 "Об утверждении требований к закупаемым Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору, ее территориальными органами и подведомственными Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору бюджетными учреждениями и государственным унитарным предприятием отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг)" (пример: заказчик не предусмотрел максимальные значения характеристик "Тип процессора", "Размер оперативной памяти", "Объем накопителя" при осуществлении закупки рабочих станций (моноблоков)).
7) В нарушение ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ не применяются типовые контракты (типовые условия контрактов) (пример: проект контракта не соответствует типовому контракту, утвержденному приказом Минпромторга России от 07.04.2020 N 1152 "Об утверждении типового контракта на оказание услуг выставочной и ярмарочной деятельности, типового контракта на оказание услуг по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, типового контракта на поставку продукции радиоэлектронной промышленности, судостроительной промышленности, авиационной техники, средств автотранспортных, оборудования для измерения, испытаний и навигации, бумаги, картона, мебели для офисов и предприятий торговли, оборудования электрического осветительного, оборудования промышленного холодильного и вентиляционного, информационных карт данных типовых контрактов"),
8) Несоблюдение правил составления извещения об осуществлении закупки и проекта контракта:
- в извещении об осуществлении закупки не установлен запрет на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, в нарушение ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616);
- в извещении об осуществлении закупки не установлен перечень документов и информации, которые участник закупки должен предоставить в заявке на участие в электронном аукционе для подтверждения соответствия требованиям Постановления N 616, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, п. 10 Постановления N 616;
- в проекте контракта отсутствуют условия о порядке проведения приемки результатов оказания услуг (оформления документа о приемке), в нарушение ч. 13 ст. 34, ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ;
- предметом закупки одновременно являются промышленные товары, включенные и не включенные в перечень промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, что является нарушением ст. 14 Закона N 44-ФЗ, п. 12 Постановления N 616;
- в проекте контракта отсутствуют условия об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта, поставка (выполнение, оказание) которых приходится на дату с 1 по 20 декабря финансового года включительно - не позднее чем за один рабочий день до окончания текущего финансового года в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на указанный финансовый год, либо в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на очередной финансовый год, что является нарушением п. 11(2) Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2050 "Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - Постановление N 2050);
- в проекте контракта отсутствуют условия об оплате поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельного этапа исполнения контракта, поставка (выполнение, оказание) которых приходится на дату с 21 по 31 декабря финансового года включительно, - в очередном финансовом году в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя средств федерального бюджета на очередной финансовый год, в нарушение п. 11(2) Постановления N 2050;
- в нарушение п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ в извещении о проведении электронного аукциона отсутствует инструкция по заполнению заявки на участие в закупке;
- в извещении об осуществлении закупки не установлены условия допуска промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, что является нарушением ст. 14 Закона N 44-ФЗ и приказа Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- в извещении об осуществлении закупки включено описания объекта закупки, по которому можно было приобрести единственно возможный товар (без аналога), в нарушение ст. 8, ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ;
- в извещении об осуществлении закупки не установлены дополнительные требования к независимой гарантии, в нарушение п. 17 ч. 1 ст. 42, ч. 8.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- в проекте контракта незаконно установлено право увеличения объема оказываемых услуг, в нарушение п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ (пример: в проекте контракта заказчик предусмотрел право по согласованию с участником закупки, с которым заключается контракт, на увеличение объема оказываемых услуг на сумму, не превышающую разницы между ценой контракта, предложенной таким участником, и начальной (максимальной) ценой контракта. При этом цена единицы услуги не должна была превышать цену единицы услуги, определяемую как частное от деления цены контракта, предложенной участником аукциона, с которым заключается контракт, на объем услуг, указанный в извещении о проведении аукциона). Указанный пункт проекта контракта противоречит требованиям п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона N 44-ФЗ, так как данная норма закона не распространяется на закупку услуг;
- в извещении об осуществлении закупки, при установлении единого требования к участникам закупки по п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, незаконно установлено требование о наличии у участника закупки действующего сертификата соответствия на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования. Данный документ законодательством Российской Федерации не предусмотрен как обязательный к наличию у участника закупки для оказания услуг, предусмотренных настоящем абзацем (ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации);
- в нарушение ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в извещении об осуществлении закупки и проекте контракта установлены взаимоисключающие требования к сроку действия независимой гарантии.
9) В случае установления запрета на допуск товаров согласно Постановлению N 616 в контракт не включается информация о реестровых записях о товаре, что является нарушением ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, п. 10 Постановления N 616;
10) В нарушение п. 2 ч. 5 ст. 49 Закона N 44-ФЗ в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) отсутствует информация, обязательная к включению в протокол.
11) При исполнении контракта изменяются его условия в отсутствие надлежащего правового основания, что является нарушением ч. 2 ст. 34, ст. 95 Закона N 44-ФЗ. По соглашению сторон контракт может быть изменен в случаях, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, п. 5 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, правовым актом Правительства Российской Федерации (пример: изменяется порядок, срок оплаты, добавляются, исключаются условия контракта).
12) Выбор способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с нарушением требований Закона N 44-ФЗ (пример: заказчик незаконно осуществил закупку неисключительных прав использования базы данных на основании п. 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ). База данных не является печатным или электронным изданием.
13) Закупка товара (работы, услуги), не предусмотренного планом-графиком закупок, в том числе в ГИИС "Электронный бюджет" отсутствуют документы "Предложение на закупку" и "КБК на закупку" с финансовым обеспечением по коду ОКПД2 соответствующему закупаемому товару (работы, услуги), что является нарушением ч. 1 ст. 16 Закона N 44-ФЗ.
14) Нарушение срока направления на контроль в Федеральное казначейство информации о приемке и оплате товаров, работ, услуг для размещения сведений о контракте в ЕИС, что является нарушением ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
15) Ненаправление на контроль в Федеральное казначейство информации о начислении неустоек (штрафов, пеней) по контракту, в нарушение пп. 10 ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ.
16) При установленном заказчиком требовании об обеспечении гарантийных обязательств документ о приемке (за исключением отдельного этапа исполнения контракта) поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги подписывается заказчиком до предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств, что является нарушением ч. 7.1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
17) Размещение в ЕИС документов о приемке без идентификационного кода закупки, что нарушает п. 1 ч. 13 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
18) Непроведение, ненадлежащее проведение (в том числе "формальное" проведение) экспертизы поставленных товаров, результатов оказания услуг, выполнения работ, что нарушает ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ.
19) Несвоевременная оплата результатов исполнения контрактов, в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, условий контракта.
20) Необоснованное осуществление закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без использования единого агрегатора торговли, в нарушение п. 6, п. 7 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р "О создании единого агрегатора торговли".
21) Ненадлежащая организация и ведение претензионной работы (не взыскиваются штрафы и пени, взыскиваются только пени без штрафа, осуществляется неправильный расчет взыскиваемых неустоек), в нарушение ст. 34 Закона N 44-ФЗ, постановления Правительства РФ от 30.08.2017 N 1042 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063".