ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. N 60-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "РСО "Силуэт" о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20 декабря 2016 г. N 495 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "РСО "Силуэт" на 2017 год", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "РСО "Силуэт" на решение Камчатского краевого суда от 10 июля 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "РСО "Силуэт" Абоимова А.А., представителя Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Андрусяка С.С., представителя публичного акционерное общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго" Гавриковой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "РСО "Силуэт" (далее - ООО "РСО "Силуэт", общество) обратилось в Камчатский краевой суд с заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 20 декабря 2016 г. N 495 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО "РСО "Силуэт" на 2017 год".
Решением Камчатского краевого суда от 10 июля 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции в части выводов относительно расходов по статьям затрат "Сырье и материалы", "Амортизация основных средств", "Финансовая аренда (лизинг)", ООО "РСО "Силуэт" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и дополнением к ней, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение о признании недействующим оспариваемого постановления органа регулирования с даты его принятия.
Относительно жалобы Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края и прокуратура Камчатского края представили возражения.
В судебное заседание представители Министерства финансов Камчатского края и прокуратуры Камчатского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, возражений на нее, заслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края (далее - Служба по тарифам) является уполномоченным органом исполнительной власти Камчатского края в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за порядком ценообразования в соответствии с Положением о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденным постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 г. N 424-П (далее - Положение).
Постановлением Службы по тарифам от 20 декабря 2016 г. N 495 утверждена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь электросетевой организации ООО "РСО "Силуэт" на 2017 год, а также утверждены и введены в действие с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "РСО "Силуэт" и ПАО "Камчатскэнерго" с календарной разбивкой.
Согласно приложению N 1 к оспариваемому постановлению необходимая валовая выручка без учета потерь ООО "РСО "Силуэт" на 2017 год определена в сумме 4 935 000 руб. Приложением N 2 установлен одноставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии по периодам с 01 января по 30 июня 2017 г. в размере 1,381 руб./кВт.ч и с 01 июля по 31 декабря 2017 г. в размере 1,455 руб./кВт.ч.
По мнению общества, оспариваемое постановление не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике. При установлении тарифов органом регулирования необоснованно занижен размер необходимой валовой выручки в части величины расходов по статьям затрат "Плата за сырье и материалы" и "Амортизация основных средств", а также в части платежей по договорам финансовой аренды (лизинга).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, удовлетворил заявленное обществом требование, исходя из следующего.
Согласно пункту 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках.
Во исполнение пункта 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике Правительством Российской Федерации принято постановление от 29 декабря 2011 г. N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым утверждены Основы ценообразования (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии с пунктами 15, 16, 17 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. В необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль.
Согласно материалам дела общество в 2015 году осуществляло деятельность в сфере теплоснабжения, с 2016 года общество осуществляло деятельность, как в сфере теплоснабжения, так и по передаче электрической энергии (90/10).
Постановлением Службы по тарифам от 16 декабря 2014 г. N 428 утверждены и введены в действие с 01 января 2015 г. по 31 декабря 2015 г. тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "РСО "Силуэт" потребителям Петропавловск-Камчатского городского округа, с календарной разбивкой.
Постановлением органа регулирования от 19 ноября 2015 г. N 268 утверждены долгосрочные параметры регулирования для ООО "РСО "Силуэт", устанавливаемые на 2016 - 2018 годы для формирования тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов.
Постановлением от 03 декабря 2015 г. N 382 утверждена необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь электросетевой организации ООО "РСО "Силуэт" на 2016 год в размере 1 438 000 руб., а также утверждены и введены в действие с 01 января 2016 г. по 31 декабря 2016 г. индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО "РСО "Силуэт" и ПАО "Камчатскэнерго" с календарной разбивкой.
Для целей тарифного регулирования на 2017 год ООО "РСО "Силуэт" 29 апреля 2016 г. представило в Службу по тарифам заявление об установлении тарифов с приложением расчета тарифов и обосновывающими документами. В качестве метода регулирования цен (тарифов) выбран метод экономически обоснованных расходов (затрат).
По результатам изучения представленных документов органом регулирования составлено экспертное заключение, согласно которому необходимая валовая выручка общества на 2017 год составила 4 935 000 руб.
Согласно пункту 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя: расходы на топливо; расходы на покупку электрической и тепловой энергии (мощности); расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также иных услуг, предусмотренных Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172, договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 г. N 530; расходы на сырье и материалы; расходы на ремонт основных средств; расходы на оплату труда и страховые взносы; расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, за исключением расходов сетевых организаций на установку приборов учета в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности для потребителей услуг; прочие расходы.
В соответствии с пунктами 24, 25 Основ ценообразования расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 настоящего документа.
При определении расходов на ремонт основных средств учитываются: нормативы расходов (с учетом индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом"; цены, указанные в пункте 29 настоящего документа.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Пунктом 31 Основ ценообразования предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.
При рассмотрении спора судом первой инстанции установлено, что поскольку отсутствовали применяемые обществом нормативы по отдельным статьям расходов, Службой по тарифам в расчетах использовались экспертные оценки, основанные на отчетных данных и имеющейся информации.
Согласно материалам дела при учете тарифов на 2016 год учитывались расходы общества исходя из объема электросетевого хозяйства эквивалентного 18,18 условным единицам. При формировании эксплуатационных расходов на 2017 год на содержание электросетевого оборудования (КТПН-634, КТП 434-П), приобретенного обществом в январе - августе 2016 года по договорам финансовой аренды (лизинга), указанные расходы были линейно увеличены экспертами органа регулирования в 6 раз относительно утвержденных тарифов на 2016 год.
Принимая во внимание, что данные статистической и бухгалтерской отчетности учитываются за год, предшествующий году при обращении с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, Служба по тарифам, учитывая, что обществом в 2015 году указанная деятельность не осуществлялась, а в 2016 году деятельность по передаче электрической энергии осуществлялась в течение 9 месяцев, приняла затраты на 2017 год на уровне утвержденных на 2016 год с применением индекса-дефлятора потребительских цен Минэкономразвития Российской Федерации 2017/2016 в размере 104,7%.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции посчитал несостоятельными доводы административного истца о том, что орган регулирования при определении необходимой валовой выручки должен был учесть финансовые показатели общества за 9 месяцев 2016 года, в том числе при определении базового уровня операционных расходов для осуществления регулирования тарифа на услуги по передаче электрической энергии, при определении затрат по статье расходов "Сырье, основные материалы".
Указанный выше порядок определения состава затрат по данной статье не является обоснованным, поскольку не может отражать планируемых расходов.
При установлении тарифов общество представило регулирующему органу отчетные данные за 9 месяцев 2016 года, согласно которым количество условных единиц за указанный период составило 108. Следовательно, расчет, произведенный из факта 9 месяцев 2016 года будет наиболее полно отражать плановые расходы общества на регулируемый период.
В части доводов общества о неправильном расчете органом регулирования амортизации судом первой инстанции установлено следующее.
В соответствии с представленными обществом в тарифной заявке договором купли-продажи от 03 июня 2013 г., договорами финансовой аренды (лизинга) от 25 января 2016 г. N 117/2016, от 01 августа 2016 г. N 119, балансовая стоимость имущества за вычетом комиссионных вознаграждений и налога на добавленную стоимость составляет: КТПН-416 - 1 271 186,44 руб. (1 500 000 / 1,18), КТПН-634 - 10 169 491,53 руб. ((20 220 325,28 руб. - 8 220 325,28 руб.) / 1,18), КТП-434П - 10 169 491,53 руб. ((20 954 135,40 руб. - 8 954 135,40 руб.) / 1,18).
При этом годовая сумма амортизации в соответствии с седьмой амортизационной группой, к которой относится заявленное организацией имущество, с максимальным сроком полезного использования 20 лет, составит 1 080 508,48 руб., вместо заявленных обществом - 6 879 523,23 руб.
В результате чего, при утверждении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО "РСО Силуэт" на 2017 г. Службой по тарифам по статье затрат "Амортизация основных средств" приняты расходы в сумме 1 540 837,38 руб., вместо предложенных обществом 6 880 000 руб.
Принимая решение, суд первой инстанции согласился с выводами органа регулирования, что при расчете балансовой стоимости электросетевого оборудования, приобретенного обществом по договорам финансовой аренды (лизинга) не должны учитываться суммы комиссионного вознаграждения.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции необоснованными.
В соответствии со статье 28 Федерального закона от 29 октября 1998 г. N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Абзацем 1 пункта 27 Основ ценообразования предусмотрено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организации сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно пункту 8 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств "ПБУ 6/01", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются, в том числе суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования.
Исходя из представленного в материалы дела договора финансовой аренды (лизинга) от 25 января 2016 г. N 117/2016 общая сумма лизинговых платежей состоит из комиссионного вознаграждения лизингодателя - 8 220 325,28 руб., а также выкупной стоимости имущества 12 000 000 руб. и составляет 20 220 325,28 руб.
Учитывая изложенное, при установлении расходов по амортизации основных средств, в том числе электросетевого оборудования, приобретенного регулируемыми организациями по договорам финансовой аренды (лизинга) при расчете балансовой стоимости указанного оборудования должны учитываться суммы комиссионного вознаграждения, как составляющей общей цены договора.
Судебная коллегия также считает необоснованными выводы суда первой инстанции относительно невключения в состав необходимой валовой выручки сумм лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в связи с отсутствием у общества утвержденной инвестиционной программы.
Принимая решение суд первой инстанции, ссылаясь на подпункт 5 пункта 28 Основ ценообразования сделал неверный вывод о том, что лизинговые платежи в любом случае следуют рассматривать регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ.
Согласно статьям 625, 665 Гражданского кодекса Российской Федерации договор финансовой аренды (лизинга) относится к отдельным видам договора аренды, согласно которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования плата за владение и пользование имуществом, в том числе аренда включаются в необходимую валовую выручку регулируемой организации.
Оценивая доводы общества, суд первой инстанции неверно истолковал третье и четвертое предложения подпункта 5 пункта 28 Основ ценообразования.
Суд апелляционной инстанции полагает, что лизинговые платежи в размере, определенном в договоре аренды (лизинга) как источники финансирования инвестиционных программ могут рассматриваться только по отношению к объектам инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования в соответствии с основными условиями и мерами реализации программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 05 мая 2014 г. N 404, а также в случаях применения при установлении тарифов метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки и метода доходности инвестированного капитала.
В остальных случаях расходы по договорам финансовой аренды следует учитывать в порядке, установленном для учета расходов на аренду, то есть исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендованному имуществу.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Камчатского краевого суда от 10 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РСО "Силуэт" - без удовлетворения.