ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2020 г. N 305-ЭС19-25264
Судья Верховного Суда Российской Федерации Г.Г. Попова, изучив кассационную жалобу администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 18.04.2019, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2019 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 23.10.2019 по делу N А41-47635/2018 по иску администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области (далее - администрация), уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Ядрово" (далее - общество) о прекращении деятельности общества по сбору и транспортированию отходов II - IV классов опасности, обработке и размещению отходов IV класса опасности на полигоне твердых бытовых отходов "Ядрово", расположенном по адресу: Московская область, Волоколамский район, городское поселение Волоколамск, 112 км автодороги Волоколамское шоссе (земельные участки с кадастровыми номерами 50:07:0040405:111, 50:07:0040405:112, 50:07:0040405:3); обязании общества ликвидировать последствия причиненного вреда окружающей среде (почве, реке Городня, атмосферному воздуху) путем проведения комплекса необходимых мероприятий, направленных на восстановление первоначального состояния природных объектов, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации и гарантируют безопасность проведения восстановительных работ для окружающей среды и жителей Волоколамска, с привлечением организаций, имеющих соответствующую лицензию на осуществление работ на опасных объектах, действующую на территории Российской Федерации, также с привлечением ученых и независимых аккредитованных экспертных организаций для осуществления экологического контроля при проведении восстановительных работ; обязании общества: в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в силу провести лабораторные исследования свалочного газа и на основе результатов проведенных исследований разработать проектную документацию по установке на полигоне ТБО "Ядрово" систем дегазации с установкой фильтров и другого необходимого оборудования, а также направить проектную документации для прохождения государственной экологической экспертизы, провести дегазацию на территории полигона твердых бытовых отходов "Ядрово", в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в силу разработать проектную документацию по рекультивации полигона твердых бытовых отходов "Ядрово" и направить ее для прохождения государственной экологической экспертизы, провести рекультивацию территории полигона твердых бытовых отходов "Ядрово", с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области, Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по центральному федеральному округу, Министерства экологии и природопользования Московской области, ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Московской области", Администрации Волоколамского муниципального района Московской области,
установил:
решением Арбитражного суда Московской области от 18.04.2019, оставленным без изменения постановлением Десятого апелляционного суда от 17.07.2019 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23.10.2019, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе администрация ссылается на неправильное применение арбитражным судом норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке и (или) для решения вопроса о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Изучив изложенные в жалобе доводы и принятые по делу судебные акты, судья Верховного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив на основании представленных заключений экспертов соответствие деятельности общества требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, отсутствие опасности причинения вреда в будущем, устранение ответчиком ранее выявленных нарушений, а также придя к выводу, что Волоколамское городское поселение Волоколамского муниципального района Московской области не наделено правом на подачу иска такой категории, поскольку организация и осуществление деятельности по сбору, утилизации, размещению и обезвреживанию отходов, то есть деятельность по обращению с отходами на территории Волоколамского муниципального района, в том числе в границах городского поселения Волоколамска, в силу пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отнесена к вопросам регионального правительства (Московской области), суд, руководствуясь статьей 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 1, пунктом 1 статьи 8, пунктом 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (в редакции Федерального закона от 31.12.2005) "Об отходах производства и потребления", частью 1 статьи 11, частью 2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пунктом 18 части 1 статьи 14, пунктом 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", с учетом разъяснений, изложенных в пунктах 26, 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", частью 3 статьи 2 Закона Московской области от 29.11.2016 N 143/2016-ОЗ "О перераспределении полномочии между органами местного самоуправления Муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области", в удовлетворении требований отказал.
Доводы заявителя являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают существенных нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
отказать администрации городского поселения Волоколамск Волоколамского муниципального района Московской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Г.Г.ПОПОВА