ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 августа 2018 г. N 301-ЭС18-11465
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационные жалобы государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, общества с ограниченной ответственностью "Единая транспортная карта", Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.08.2017, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2018 по делу N А79-2671/2017
по иску государственного унитарного предприятия Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - истец, предприятие) к Чувашской Республике в лице Министерства финансов Чувашской Республики (далее - ответчик) о взыскании 123 893 007 рублей 30 копеек убытков, возникших вследствие перевозок льготных категорий граждан (с учетом изменения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации),
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики (далее - министерство транспорта), общества с ограниченной ответственностью "Единая Транспортная Карта" (далее - общество), казенного учреждения Чувашской Республики "Центр предоставления мер социальной поддержки" Министерства труда и социальной защиты Чувашской Республики,
установил:
решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 29.08.2017, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.01.2018 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.04.2018, в удовлетворении иска отказано.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, предприятие, общество и министерство транспорта, ссылаясь на существенное нарушение норм права, просят отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационных жалоб и принятых по делу судебных актов не установлено оснований для передачи жалоб на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как усматривается из судебных актов, на основании заключенных с министерством транспорта (заказчик) договоров от 31.10.2014 N 87 и от 07.05.2015 N 117 (далее - договоры) предприятие (исполнитель) в период с 31.10.2014 по 31.12.2015 осуществляло перевозку пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах, в том числе граждан, относящихся к льготным категориям.
Пунктом 2.2.15 названных договоров исполнитель принял обязательство обеспечить бесплатную перевозку льготных категорий граждан при наличии карт для безналичной оплаты проезда льготными категориями граждан в соответствии с постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 31.12.2013 N 566 "О картах для безналичной оплаты проезда на транспорте общего пользования на территории Чувашской Республики" на всех автобусах, осуществляющих перевозки пассажиров по маршрутам, указанным в приложении N 1 к договору.
Полагая, что осуществление бесплатных перевозок льготной категории граждан привело к возникновению у исполнителя убытков, возмещение которых подлежит из бюджета субъекта, предприятие обратилось в арбитражный суд.
Рассматривая спор, суды установили, что договоры между министерством транспорта и предприятием заключены на перевозки пассажиров, организованных сверх государственного заказа, и не содержат условий об осуществлении данных перевозок на дотационной основе. Заключив договоры, предприятие взяло на себя обязательства по предоставлению права бесплатного проезда льготной категории граждан.
При этом между министерством транспорта и предприятием заключены соглашения о предоставлении в 2014 и 2015 годах субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на возмещение части затрат по обеспечению перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам в соответствии с перечнем маршрутов и перевозчиков, осуществляющих перевозку льготных категорий пассажиров при наличии льготного проездного билета. Денежные средства по данным соглашениям (59 211 700 рублей в 2014 году и 75 611 700 рублей в 2015 году) были предоставлены предприятию в виде субсидий на обеспечение перевозок пассажиров по социально значимым маршрутам в 2014 и 2015 годах. Также в этот период предприятию предоставлялась иная безвозмездная государственная поддержка со стороны Российской Федерации и Чувашской Республики на приобретение автобусов.
Наличие фактических убытков от перевозки льготных категорий граждан в 2014 и 2015 годах в размере, превышающем предоставленной субсидии, предприятием не доказано; представленный в обоснование суммы иска расчет содержит недостоверные сведения, не подтверждает факт несения убытков и их размер.
Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 15, 16, 16.1, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 78, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 4, 9 Закона Чувашской Республики от 29.12.2003 N 48 "Об организации перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Чувашской Республике", Правилами организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом на межмуниципальных (пригородных и междугородных) маршрутах в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.12.2012 N 594, разъяснениями, изложенными в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", судебные инстанции пришли к выводу о недоказанности истцом совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков.
Довод общества о необоснованном отказе суда апелляционной инстанции в принятии дополнительных доказательств рассмотрен судом округа и правомерно отклонен.
Доводы относительно доказательственной базы (справки по результатам встречной проверки общества от 23.03.2017, сведений о сверке баз данных, отчета по форме "Т-1") подлежат отклонению, поскольку вопрос относимости, допустимости и достоверности доказательств разрешается судами первой и апелляционной инстанций в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств дела, и входит в круг вопросов, рассмотрение которых не относится к компетенции суда, рассматривающего дело в порядке кассационного производства.
Довод министерства транспорта о необоснованном неприменении судами положений пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации признается несостоятельным, поскольку предусмотренное данной нормой право на соответствующую компенсацию расходов само по себе в отсутствие надлежащих доказательств не влечет безусловное удовлетворение исковых требований.
Иные доводы кассационных жалоб, в том числе о неправильном толковании судами условий заключенных договоров, о достоверности представленного расчета и доказанности истцом фактически понесенных расходов, сводятся к повторению позиций предприятия, общества и министерства транспорта по спору, являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Приведенные в жалобах доводы, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, по существу, сводятся к несогласию с выводами судов по фактическим обстоятельствам и основаны на ином толковании применительно к ним положений законодательства, что не может служить основанием для передачи жалоб на рассмотрение Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать государственному унитарному предприятию Чувашской Республики "Чувашавтотранс" Министерства транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики, обществу с ограниченной ответственностью "Единая транспортная карта", Министерству транспорта и дорожного хозяйства Чувашской Республики в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
М.К.АНТОНОВА