ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 13 января 2020 г. N 301-ЭС19-24631
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу акционерного общества "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат" на решение Арбитражного суда Кировской области от 28.03.2019, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.10.2019 по делу N А28-1014/2018,
установил:
министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - истец, Министерство) обратилось с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Кировской области к акционерному обществу "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат" (далее - ответчик, Общество) о взыскании задолженности по арендной плате в размере 457796 рублей 00 копеек, в том числе в федеральный бюджет - 98071 рубль 00 копеек и 359725 рублей 00 копеек - в бюджет Кировской области.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 28.03.2019, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.07.2019 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.10.2019, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, направив дело на новое рассмотрение, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что размер и порядок определения размера арендной платы регулируется положениями пунктов 5, 7 договора, статьями 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, частями 1, 2 и 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 1 постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности".
На основании постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по настоящему договору с течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться коэффициент 0,5. Срок окупаемости проекта по договору установлен сто месяцев с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта (пункт 5 договора).
В случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования лесным участком.
Из совокупности условий пункта договора аренды, заявки на реализацию проекта и концепции инвестиционного проекта, учитывая внесенные в нее изменения, срок окупаемости инвестиционного проекта для расчета арендной платы установлен дисконтированный, а не простой, определен сторонами в 100 месяцев, который находится в пределах срока, установленной измененной концепцией проекта.
Суд, принимая для взыскания арендной платы простой срок окупаемости (7 лет и 7 месяцев), нарушил требование пункта 20 Положения N 419 и установленный в нем принцип совокупности трех документов: заявки, инвестиционного проекта и договор аренды.
Пунктами 5 и 7 договора аренды N 20-29, пунктами 1.1 постановления Правительства РФ N 310, действующими на дату заключения договора аренды, установлена методика расчета арендной платы, согласно которой по окончании срока окупаемости инвестиционного проекта арендная плата определяется в размере 100% минимального размера арендной платы (то есть, без применения понижающего коэффициента 0,5). Применение к арендной плате каких-либо повышающих коэффициентов в случае окончания срока окупаемости проекта ни условиями договора аренды N 20-29, ни постановлением Правительства РФ N 310 (в редакции, действующей на момент заключения договора аренды) не было предусмотрено.
Новую методику расчета арендной платы, предусматривающую применение повышающего коэффициента к арендной плате по окончании срока окупаемости, суд применил в редакции, действующей на момент окончания срока окупаемости инвестиционного проекта, а период, в течение которого применяется понижающий коэффициент 0,5 к минимальному размеру арендной платы, суд принял в редакции, действующей на дату заключения договора аренды N 20-29.
При применении условий о регулируемой арендной плате коэффициент 0,5 должен применяться к размеру арендной платы с даты заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта, что соответствует пункту 1 Постановления Правительства РФ N 310.
Пунктом 7 договора аренды N 20-29 предусмотрен всего лишь единственный случай изменения арендодателем размера арендной платы в одностороннем порядке путем направления арендатору уведомления - в случае изменения органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов. В остальных случаях все изменения допускаются только по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения к договору аренды N 20-29 (пункт 15 договора аренды) либо по решению суда в порядке, установленном гражданским законодательством (пункт 16 договора аренды).
Однако изменение арендной платы в связи с окончанием срока окупаемости не является изменением ставки платы.
Арендодатель - истец в одностороннем порядке изменил размер арендной платы в связи с окончанием срока окончания инвестиционного проекта, что противоречит условиям договора, нормам Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации.
Суды, рассматривая вопрос о сроке окупаемости инвестиционного проекта, применили положения статьи 1 Федерального закона от 25.02.199 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" только в отношении исчисления начала срока окупаемости проекта, и не применили ее в отношении исчисления окончания срока окупаемости.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, распоряжением Правительства Кировской области от 27.01.2010 N 12 утверждена заявка Общества на реализацию инвестиционного проекта в области освоения лесов "Модернизация действующего производства" следующей концепции: "ежегодный объем выпуска древесно-стружечных плит до 130 тыс. куб. метров в год, паркетной доски до 340 550 кв. м в год, лыж до 340 тыс. пар, мебельного щита до 3600 куб. м, гнутоклееных изделий до 6636 куб. метров".
В пункте 4 названного распоряжения указано, что в случае принятия решения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации о включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестпроектов в области лесов в течение срока окупаемости этого проекта (100 месяцев) к утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310) ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка будет применяться коэффициент 0,5.
Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее также - Минпромторг) от 05.03.2010 N 173 инвестиционный проект Общества "Модернизация действующего производства" включен в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов.
29.03.2010 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", постановления Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 N 324 "О договоре аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности", приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 05.03.2010 N 173 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов", распоряжения Правительства Кировской области от 17.11.2009 N 383 "Об утверждении заявки ОАО "Нововятский лыжный комбинат" на реализацию инвестиционного проекта "Модернизация действующего производства" (далее - проект), распоряжения департамента лесного хозяйства Кировской области от 26.03.2010 N 471 "О предоставлении лесного участка в аренду для осуществления заготовки в целях реализации инвестиционного проекта" между департаментом лесного хозяйства Кировской области (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 20-29 (далее - Договор), по условиям которого арендодатель обязался предоставить арендатору во временное пользование лесной участок площадью 13068 га, местоположение: Кировская область, Омутнинский район, Омутнинское лесничество, Песковское участковое лесничество, кварталы 30, 35, 53, 64, 112, 130, 149, 151, 152, 159, 163, 171, 1Б-8Б; Лупейское участковое лесничество, кварталы 13, 19, 26, 49, 50, 52, 56, 78-81, 103, 112, 113 для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 к Договору на срок 49 лет с даты его государственной регистрации (пункты 1, 2, 20 Договора).
Схема расположения лесного участка и его характеристики приведены в приложениях N 1 и N 2 к названному договору аренды.
В подпункте "б" пункта 11 Договора предусмотрено, что арендатор обязан вносить арендную плату в размерах и сроки, установленные Договором.
В соответствии с пунктом 5 Договора арендная плата составляет 826 054 рубля в год, взимается за установленный объем заготовки древесины и подлежит изменению согласно пункту 7 Договора. Порядок и сроки внесения платы предусмотрены в пункте 6 Договора и приложении N 4 к нему.
На основании Постановления N 310 при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, по настоящему Договору в течение срока окупаемости проекта к утвержденным постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов должен применяться коэффициент 0,5.
Срок окупаемости проекта по договору установлен сто месяцев с момента начала реализации проекта в соответствии с концепцией проекта (пункт 5 Договора).
Пунктом 7 договора аренды лесного участка установлено, что размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, а также при изменении объемов изъятия древесины и товарной структуры лесных насаждений, в которых разрешена заготовка древесины при различных видах рубок, согласно проекту освоения лесов на арендуемом лесном участке.
При изменении в установленном порядке органами государственной власти Российской Федерации ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации, размер арендной платы пересматривается арендодателем в одностороннем порядке. В этом случае арендодатель направляет арендатору заказным письмом с уведомлением, либо вручает ему под роспись уведомление об изменении размера арендной платы (с указанием основания изменения, размера и расчета арендной платы), которое является неотъемлемой частью договора и обязательным для арендатора.
Арендатор обязан уплачивать арендную плату в соответствии с уведомлением об изменении размера арендной платы с момента, указанного в нормативном правовом акте, которым изменяются ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, либо, если в таком нормативном правовом акте не указано, с какого момента применяются ставки, то с момента вступления его в силу (вступления в силу его соответствующей нормы).
В случае исключения проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов арендатор обязан уплатить арендную плату за пользование лесным участком в полном объеме за весь период пользования лесным участком.
29.03.2010 лесной участок передан арендатору по акту приема-передачи.
Дополнительными соглашениями от 27.07.2017 N 1, от 03.08.2018 N 2, стороны изменили виды, объемы и сроки использования лесов на арендуемом лесном участке, а также ежегодный размер арендной платы. Арендная плата вносилась Обществом в соответствии с указанными дополнительными соглашениями с учетом нормативно установленной индексацией ставок платы за соответствующие периоды.
07.11.2014 Общество направило в адрес Правительства Кировской области заявку о внесении изменений в инвестиционный проект "Модернизация действующего производства", предложив актуализировать концепцию проекта с целью изменения видов продукции, объемов производства, инвестиций и сроком окупаемости - 7 лет 7 месяцев; в качестве продукта измененного инвестпроекта заявлена OSB плита, применяемая в малоэтажном домостроении.
Распоряжением Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 83 (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Кировской области от 25.10.2016 N 61) утверждена заявка Общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект.
Установлены следующие показатели измененного инвестиционного проекта: срок реализации проекта (простой срок окупаемости) - 91 месяц, в течение которого к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка будет применяться коэффициент 0,5; обязательства ответчика в рамках реализации измененного проекта - создание мощностей по производству OSB плиты - 150 тыс. куб. метров в год.
В распоряжении Правительства Кировской области от 11.04.2016 N 83 отражено, что заявка Общества и измененный инвестиционный проект согласованы Федеральным агентством лесного хозяйства.
31.05.2016 Минпромторг России письмом за сих. N 33130/13 уведомил Правительство Кировской области о согласовании вносимых изменений в вышеуказанный инвестиционный проект Общества по прилагаемым показателям до и после корректировки, в частности: по сроку окупаемости - 7 лет 7 месяцев, видам продукции и объемам производства (Плиты OSB - 150 тыс. куб. м).
14.12.2017 письмом за исх. N 7744-58-01-27 Министерство известило Общество о том, что срок окупаемости инвестиционного проекта истек 31.07.2016, в связи с чем размер арендной платы изменен, а именно: без применения понижающего коэффициента 0,5.
09.01.2018 Обществу по почте вручена претензия Министерства от 22.12.2017 N 8057-58-07-12, в которой истец потребовал погасить задолженность по арендной плате за период с 01.08.2016 по 15.12.2017 в течение десяти календарных дней с момента получения претензии.
Неисполнение ответчиком требований, изложенных в претензии, послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Кировской области с иском по настоящему делу, с учетом уточнения истцом срока окончания окупаемости инвестиционного проекта (11.08.2016) и произведенной ответчиком частичной уплаты арендных платежей, задолженность Общества составила в общей сумме 457 796 рублей 00 копеек за период с 12.08.2016 по 29.04.2017.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь частью 1 статьи 22, статьей 72, частями 1, 2, 4 статьи 73, частью 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений" (далее - Закон N 39-ФЗ), Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310, суды удовлетворили заявленные требования, указав, что период применения пониженного коэффициента к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов определяется не моментом заключения договора, а сроком окупаемости инвестиционного проекта; сроком окупаемости инвестиционного проекта является срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат приобретает положительное значение.
Суды обоснованно признали, что датой начала финансирования инвестиционного проекта следует считать 12.01.2009 (дата первого перечисления денежных средств в рамках реализации инвестиционного проекта платежным поручением от 12.01.2009 N 4 на сумму 125 194 рубля 46 копеек в пользу ООО "ВК-Инжиниринг" с назначением платежа: "оплата по договору от 17.07.2008 N 9/18-2008/342 за обследование технического состояния оборудования".
В отсутствие доказательств, свидетельствующих о правомерности применения понижающего коэффициента в период с 12.08.2016 по 29.04.2017, с 12.08.2016 Общество утратило право на применение понижающего коэффициента 0,5.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы акционерного общества "Нововятский лесоперерабатывающий комбинат" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА