ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2019 г. N 18-АПА19-66
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Саморегулируемой организации Ассоциации "Некоммерческое партнерство "Кадастровые инженеры Юга" о признании не действующей статьи 39 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае" по апелляционной жалобе Саморегулируемой организации Ассоциации "Некоммерческое партнерство "Кадастровые инженеры Юга" на решение Краснодарского краевого суда от 05 июня 2019 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя административного истца Лавренова К.В. и Сидорина М.Ю., представителя Законодательного Собрания Краснодарского края Донцова Д.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Акбашяна К.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Саморегулируемая организация Ассоциация "Некоммерческое партнерство "Кадастровые инженеры Юга" обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим статьи 39 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 г. N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае", устанавливающей предельную максимальную стоимость кадастровых работ в размере от 4 000 руб. до 7 000 руб. за участок.
Административный истец полагает, что утвержденная оспариваемой статьей закона предельная максимальная стоимость кадастровых работ ниже себестоимости выполнения кадастровых работ, которая в настоящее время в Краснодарском крае составляет не менее 10 000 руб. за один участок, что приводит к неравному положению кадастровых инженеров края по сравнению с кадастровыми инженерами субъектов, в которых предельная стоимость кадастровых работ не установлена.
Решением Краснодарского краевого суда от 05 июня 2019 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано. Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленного требования.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Саморегулируемая организация Ассоциация "Некоммерческое партнерство "Кадастровые инженеры Юга" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Законодательным Собранием Краснодарского края, администрацией Краснодарского края и прокуратурой Краснодарского края представлены возражения.
В судебное заседание представители администрации Краснодарского края и губернатора Краснодарского края, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва и возражений на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законом Краснодарского края от 28 июня 1995 г. N 10-КЗ "О Законодательном Собрании Краснодарского края" и Уставом Краснодарского края, Законодательное Собрание Краснодарского края является постоянно действующим представительным и законодательным органом государственной власти Краснодарского края.
Законодательным Собранием Краснодарского края 05 ноября 2002 г. принят Закон Краснодарского края N 532-КЗ "Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае".
Текст Закона опубликован в газете "Кубанские новости" от 14 ноября 2002 г. N 240 и в Информационном бюллетене Законодательного Собрания Краснодарского края от 18 ноября 2002 г. N 40 (70) (часть 1), стр. 53.
Согласно статье 39 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 г. N 532-КЗ предельная максимальная цена кадастровых работ установлена (без учета стоимости подготовительных кадастровых работ, согласования местоположения границ земельного участка, закрепления границ земельного участка долговременными межевыми знаками, а также без учета стоимости работы, сопутствующей проведению кадастровых работ при составлении межевого плана земельного участка) в отношении одного земельного участка, границы которого имеют:
до 10 характерных точек - не более четырех тысяч рублей;
от 10 до 20 характерных точек - не более четырех тысяч пятисот рублей;
от 20 до 40 характерных точек - не более пяти тысяч рублей;
от 40 до 60 характерных точек - не более пяти тысяч пятисот рублей;
от 60 до 80 характерных точек - не более шести тысяч рублей;
от 80 до 100 характерных точек - не более шести тысяч пятисот рублей;
100 и более характерных точек - не более семи тысяч рублей.
Предельная максимальная цена кадастровых работ в отношении земельного участка, установленная обжалуемой нормой в зависимости от границ участка составляет не более семи тысяч рублей.
Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" (далее - Закона о кадастровой деятельности) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров.
В силу части 4 статьи 1 указанного Закона кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).
В соответствии с частью 4.1 указанной статьи кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.
Согласно части 7 статьи 36 Закона о кадастровой деятельности предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости, могут устанавливаться субъектами Российской Федерации.
Из изложенных норм следует, что субъектам Российской Федерации предоставлено право, устанавливать предельную максимальную цену кадастровых работ, следовательно, цена на такие работы не может формироваться на основании спроса и предложения в ином большем размере.
Кроме того предельная максимальная цена кадастровых работ установлена без учета стоимости подготовительных кадастровых работ, согласования местоположения границ земельного участка, закрепления границ земельного участка долговременными межевыми знаками, а также без учета стоимости работы, сопутствующей проведению кадастровых работ при составлении межевого плана земельного участка.
Ссылка административного истца на нормы статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) отклоняется, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят в рамках полномочий, предоставленных субъекту Российской Федерации Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
Довод заявителя о том, что установленная оспариваемой нормой предельная максимальная стоимость работ за участок ниже себестоимости выполнения кадастровых работ в Краснодарском крае, которая составляет не менее 10 000 руб. не может быть принят, поскольку эта предельная максимальная цена, признается установленной в силу части 3 статьи 47 Закона о кадастровой деятельности.
Согласно части 3 статьи 47 Закона о кадастровой деятельности, установленные в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона предельные максимальные цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) работ по проведению территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства, признаются установленными в соответствии с частью 7 статьи 36 настоящего Федерального закона предельными максимальными ценами (тарифами, расценками, ставками и тому подобное) кадастровых работ в отношении указанных земельных участков.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Краснодарского краевого суда от 05 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Саморегулируемой организации Ассоциации "Некоммерческое партнерство "Кадастровые инженеры Юга" - без удовлетворения.