МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА
ПО ВЕТЕРИНАРНОМУ И ФИТОСАНИТАРНОМУ НАДЗОРУ
ПИСЬМО
от 7 ноября 2017 г. N ФС-СА-6/23983
Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствии с пунктом 14 постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2014 N 89 "Об утверждении Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд", а также приказом Россельхознадзора от 07.08.2014 N 469 "Об утверждении регламента проведения Россельхознадзором ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд" за 9 месяцев 2017 года было проведено 12 контрольных мероприятий в сфере закупок товаров, работ, услуг в территориальных Управлениях (далее - Управления) и федеральных государственных бюджетных учреждениях, подведомственных Россельхознадзору (далее - Учреждения).
В ходе указанных контрольных мероприятий, наряду с оперативной оценкой эффективности расходования средств по конкретной закупке, проведена аналитическая комплексная оценка, позволяющая оценивать не только отдельные этапы осуществления заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а всю систему в целом (начало стадии закупочного цикла - организация закупок, включая систему контроля, планирование, осуществление закупок, исполнение контрактов (договоров)).
Нарушения и недостатки при реализации Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" были выявлены на всех стадиях закупочного цикла и функционирования контрактной службы.
Анализ организационного обеспечения закупок товаров, работ, услуг показал, что в 12 объектах проверки выявлены следующие нарушения:
1. связанные с размещением планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Учреждений и Управлений на официальном сайте;
2. обоснования начальной (максимальной) цены контракта;
3. применения заказчиком мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
4. связанные с исполнением, изменением, расторжением контракта;
5. порядка исполнения контракта, несоответствие поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
6. несвоевременное направление в реестр контрактов информации об изменении и исполнении контракта, о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;
7. требований статьи 94 Федерального закона 44-ФЗ в части формирования и опубликования на официальном сайте отчетов об исполнении контрактов.
Также, исходя из проведенного анализа, следует обратить внимание на то, что Учреждения и Управления, разделяя объем работ, необходимый к выполнению, заключают несколько договоров на выполнение одноименных работ в один и тот же календарный день с одним и тем же поставщиком (подрядчиком). Заключение заказчиком в течение года нескольких договоров с идентичным предметом на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ (то есть без проведения конкурентных процедур) в отдельных случаях свидетельствует о необоснованном дроблении единого объекта закупки, с целью сокращения числа участников закупки, и нарушениях коррупционного характера.
При этом проведение конкурентных процедур позволяет учреждениям производить закупки по наименьшим ценам, то есть с достижением экономии бюджетных средств.
В ходе контрольных мероприятий было установлено, что в проверяемом периоде 10 объектов проверки (83% от общего числа проверенных объектов) допустили неоднократные нарушения порядка формирования, утверждения и ведения плана закупок и плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также порядка их размещения в открытом доступе.
Также при рассмотрении вопроса эффективности планирования закупок рассмотрен объем вносимых изменений в плановые показатели. Так, 10 объектов проверки (83% от общего количества проверенных объектов) вносили изменения в план-график в 2016 году более 20 раз (в год).
В целом в 2016 году объем закупок увеличился по сравнению с первоначальным планом на 245% (на 1073512,27 тыс. рублей).
На основании проведенного анализа планирования закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг можно сделать вывод о формальном подходе к составлению планов-графиков закупок, что влечет за собой нарушения принципа открытости и прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок.
В рамках контрольных мероприятий риск-ориентированным методом проводился мониторинг размещения в Единой информационной системе извещений об осуществлении закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В ходе проведенного мониторинга были установлены факты размещения извещений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (автомобилей с избыточными потребительскими свойствами), превышающие нормативные затраты, установленные приказом Россельхознадзора от 09.10.2015 N 686 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций территориальных управлений Россельхознадзора" (с изменениями). Невыполнение заказчиком данных условий нарушает требование постановления Правительства Российской Федерации от 20.10.2014 N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения".
Включение в план закупок или план-график закупок объекта/объектов закупки, не соответствующих целям осуществления закупок или установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок требованиям к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам и (или) нормативным затратам, либо включение в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, в том числе заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в отношении которой обоснование отсутствует или не соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, содержит признаки состава административного правонарушения.
Указанные нарушения свидетельствуют о недостаточной исполнительской дисциплине в области действующего законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Учитывая вышеизложенное, обязываю руководителей Управлений и директоров Учреждений принять меры по недопущению выявленных нарушений, а также усилить контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Заместитель Руководителя
С.А.АЛЕКСЕЕВА