АССОЦИАЦИЯ РОССИЙСКИХ БАНКОВ
ПИСЬМО
от 14 октября 2005 г. N А-01/5-594
О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ФНС РОССИИ ИНФОРМАЦИИ, СВЯЗАННОЙ
С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ КОНТРОЛЯ В ОБЛАСТИ ПОД/ФТ
Обращение Ассоциации российских банков обусловлено тем, что в кредитные организации поступают запросы Федеральной налоговой службы о предоставлении информации, не связанной с осуществлением налогового либо валютного контроля.
Так, из мотивировочной части текста обращений ФНС России следует, что запрашиваемая информация и первичные документы, на основании которых банки производят отражение операций, в частности, с иностранной валютой, необходимы для решения вопроса об отнесении доходов от указанных операций к доходам, связанным с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем.
Вместе с тем в соответствии со статьей 1 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закон) налоговые органы представляют собой единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства Российской Федерации, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет платежей при пользовании недрами, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроля за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и другими федеральными законами, Законом и иными законодательными актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов (статья 3 Закона).
Согласно статье 7 Закона налоговым органам предоставляется право, в частности, производить в организациях проверки документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также получать необходимые объяснения, справки и иные сведения для осуществления возложенных на них функций.
При этом осуществление налоговыми органами функций в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 07.08.01 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ), Указом Президента РФ от 01.11.01 N 1263 "Об уполномоченном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Указом Президента РФ от 09.03.04 N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", а также Постановлением Правительства РФ от 23.06.04 N 307 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по финансовому мониторингу" (далее - Положение) уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти, является Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Согласно пункту 5 Положения Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет, в частности, контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, привлечение к ответственности лиц, допустивших нарушение этого законодательства; осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществляет проверку в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получает необходимые разъяснения по представленной информации.
Также Федеральная служба по финансовому мониторингу с целью реализации предоставленных ей полномочий имеет право запрашивать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности (пункт 6.2 Положения).
Таким образом, Федеральная налоговая служба не наделена правом требовать от кредитных организаций информацию, связанную с осуществлением контроля в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При этом действующее законодательство не связывает предоставление указанной информации с целями осуществления налогового либо валютного контроля. Следовательно, направление ФНС России писем в кредитные организации о предоставлении данной информации осуществляется в нарушение норм действующего законодательства.
Кроме того, подобные письма ФНС России также нельзя отнести и к запросам, связанным с осуществлением валютного контроля, поскольку, учитывая требования пунктов 2 и 5 статьи 22 Федерального закона от 10.12.03 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), а также пункта 5.1.5 "Положения о Федеральной налоговой службе", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.04 N 506, ФНС России осуществляет контроль и надзор за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями.
При этом контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Банк России (пункт 4 статьи 22 Закона N 173-ФЗ). Однако из обращений ФНС России следует, что запрашиваемые первичные документы касаются отражения банком валютных операций в бухгалтерском и налоговом учете. Также ФНС России интересует информация о расчетах банка в иностранной валюте с указанием счетов, на которые перечислялась иностранная валюта.
В том случае, если указанные сведения необходимы налоговому органу для осуществления функций налогового либо валютного контроля (в отношении организаций, не являющихся кредитными), учитывая разъяснения МНС России от 27.05.04 N 24-2-02/410, в запросе необходимо указывать законную мотивировку необходимости предоставления соответствующей информации, наименование проверяемой организации, а также проверяемый период. В противном случае запросы налоговых органов исполнению банками не подлежат.
Учитывая изложенное, Ассоциация российских банков просит принять необходимые меры с целью недопущения направления в кредитные организации запросов, не связанных с осуществлением налоговыми органами функций, предусмотренных действующим законодательством.
Президент Ассоциации
Г.А.ТОСУНЯН