ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТАРИФАМ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
от 14 июня 2005 г. N ЕЯ-3531/9
О ПЕРЕДАЧЕ ГАЗОПРОВОДОВ
ПО ДОГОВОРАМ БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
В связи с использованием газораспределительными организациями в своей хозяйственной деятельности такой правовой формы оформления отношений с собственником газопроводов, построенных за счет бюджетных средств, как договор безвозмездного пользования имуществом (договор ссуды), Федеральная служба по тарифам дает следующие разъяснения.
В случае когда собственник государственных или муниципальных газопроводов (администрация региона, муниципальное образование или иные подобные административно-территориальные образования) передает принадлежащие ему основные средства (газопроводы) по договору безвозмездного пользования областному государственному унитарному предприятию, муниципальному унитарному предприятию или хозяйственному обществу, необходимо обратить внимание на некоторые особенности гражданско-правового регулирования отношений сторон договора.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 690 ГК РФ право передачи вещи в безвозмездное пользование принадлежит ее собственнику и иным лицам, управомоченным на то законом или собственником. Следовательно, обязательным условием действительности данного договора является наличие у собственника газораспределительных сетей (недвижимого имущества), передаваемых в безвозмездное пользование, документа о государственной регистрации права собственности на это недвижимое имущество. Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, и в случае отсутствия у ссудодателя правоустанавливающих документов договор безвозмездного пользования будет являться недействительным.
Кроме этого, необходимо иметь в виду, что при заключении договора безвозмездного пользования имуществом (договора ссуды) как у лица, передающего имущество в безвозмездное пользование, так и у лица, принимающего имущество в безвозмездное пользование, возникает ряд неблагоприятных налоговых последствий.
С точки зрения действующего налогового законодательства передача имущества в безвозмездное пользование является услугой, оказываемой на безвозмездной основе. Согласно подпункту 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ в целях налогообложения НДС оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией услуг, т.е. объектом налогообложения. Таким образом, при передаче имущества в безвозмездное пользование возникают дополнительные финансовые расходы в виде налога на добавленную стоимость, источником покрытия которых является прибыль, поскольку действующее налоговое законодательство не предусматривает в данном случае возможности отнесения суммы НДС на затраты по производству продукции (работ, услуг).
При исчислении налога на прибыль организаций для сторон договора безвозмездного пользования имуществом (договора ссуды) возникает ряд отрицательных последствий, которые выражаются в:
- необходимости уплаты ссудополучателем налога на прибыль с доходов, полученных в виде безвозмездно полученной услуги;
- необходимости строгого соблюдения ссудополучателем порядка определения цены полученных услуг;
- возникновении у ссудополучателя дополнительных финансовых расходов в виде оплаты услуг независимого оценщика в случае проведения независимой оценки цены полученных услуг;
- невозможности учета ссудодателем расходов в виде стоимости безвозмездно оказанных услуг и расходов, связанных с такой передачей, при определении налоговой базы;
- невозможности амортизации имущества, являющегося предметом безвозмездного пользования, в связи с чем в договорах безвозмездного пользования должно быть предусмотрено, что восстановление и реконструкция имущества будут осуществляться за счет средств ссудодателя.
Таким образом, неблагоприятный режим налогообложения, а также определенные особенности гражданско-правового регулирования не позволяют рассматривать договор безвозмездного пользования имуществом в качестве оптимальной формы оформления отношений по передаче газопроводов областным государственным унитарным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям и хозяйственным обществам.
Учитывая изложенное, ФСТ России рекомендует осуществлять передачу газораспределительных сетей, являющихся областной или муниципальной собственностью, для эксплуатации газораспределительным организациям по договорам аренды или лизинга.
Заместитель Руководителя
Е.В.ЯРКИН