1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.
- Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права
- Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования
Комментарий к ст. 125 ГК РФ
1. Определяя порядок участия публичных образований в гражданских правоотношениях, комментируемая статья устанавливает, как представляется, две возможных формы такого участия. Первую из них образует обычное для всякого дееспособного субъекта права самостоятельное (посредством собственных действий) приобретение гражданских прав и обязанностей. В данном случае публичные образования действуют в гражданском обороте посредством своих органов (п. п. 1 и 2 ст. 125). Второй возможной формой участия публичных образований в гражданских отношениях является представительство, которому посвящен п. 3 ст. 125.
2. Содержащиеся в п. п. 1 и 2 комментируемой статьи указания на то, что от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований выступают их органы, являются юридически некорректными, поскольку создают впечатление, что органы являются представителями публичных образований. В действительности никаких, пусть даже особых отношений представительства в данном случае не возникает, и в гражданских правоотношениях участвуют сами публичные образования, действующие через свои органы. Налицо полная аналогия с участием в гражданском обороте юридических лиц, которые приобретают права и обязанности через свои органы (ст. 53 ГК).
Использование законодателем в комментируемой статье иной формулировки объясняется лишь тем, что органы государственной власти и местного самоуправления не во всех случаях своего участия в гражданских правоотношениях представляют интересы тех публичных образований, частью которых они являются. Нередко они, обладая статусом юридического лица, выступают в гражданских отношениях от собственного имени и в своих интересах. Таковы, в частности, отношения, связанные с удовлетворением хозяйственных нужд государственных органов и органов местного самоуправления.
3. Полномочия органов, посредством которых публичные образования участвуют в гражданских правоотношениях, определяются Конституцией, федеральными конституционными и федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, конституциями и уставами субъектов РФ, законами и подзаконными актами субъектов РФ, а также нормативными актами муниципальных образований.
Органами, уполномоченными своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности публичных образований, являются органы как законодательной, так и исполнительной власти, которые, однако, должны действовать строго в рамках своей компетенции. При этом обычно интересы публичных образований представляют органы исполнительной власти. Так, Российская Федерация непосредственно участвует в гражданских правоотношениях через Правительство РФ, федеральные министерства и ведомства, а также их территориальные органы на местах.
4. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что интересы публичных образований в сфере гражданского права могут выражать не только их органы, наделенные соответствующими полномочиями, но и иные лица, в частности государственные органы, органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица.
Необходимым условием в этом случае является наличие специального поручения на выступление в гражданском обороте от имени публичного образования. По сути дела, речь идет об установлении отношений представительства, которое может основываться на нормативном или административном акте (в отношении государственных органов и органов местного самоуправления) или договоре (в отношении граждан и юридических лиц). Так, интересы публичных образований в органах управления хозяйственных обществ, часть акций (долей, вкладов) которых остается в собственности публичных образований, могут представлять на договорной основе отдельные физические лица.
Под государственными органами и органами местного самоуправления, которые могут представлять интересы публичных образований на основе специального поручения, в комментируемой статье понимаются органы, не имеющие права выступать от имени публичных образований непосредственно, в силу только своего правового статуса, и потому нуждаются в наделении специальными полномочиями.
Судебная практика по статье 125 ГК РФ
При этом суд руководствовался статьями 42, 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, пунктом 4 статьи 214, 124, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пунктах 1, 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" и исходил из того, что принятое судом решение, с учетом определения об исправлении технической ошибки, не принято о правах и обязанностях Министерства, принимая во внимание, что надлежащим ответчиком по настоящему делу является Российская Федерация и к участию в деле Российская Федерация привлечена в лице уполномоченного органа, а средства федерального бюджета являются частью государственной казны.
Определение Верховного Суда РФ от 30.01.2017 N 309-ЭС16-19320 по делу N А50-15359/2015
Оценив с соблюдением статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, суды, руководствуясь статьями 8, 125, 210, 296, 299, 309, 310, 395, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пришли к выводу о правомерности заявленных требований, исходя из установленного факта поставки энергоресурса и отсутствия доказательств его оплаты.
Определение Верховного Суда РФ от 03.02.2017 N 309-ЭС16-21439 по делу N А76-29346/2015
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 125, 209, 210, 214, 249, 395, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 36, 39, 153, 154, 155, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, удовлетворяя исковые требования посредством взыскания с Российской Федерации в лице ТУ Росимущества в Челябинской области за счет казны Российской Федерации в пользу истца неосновательного обогащения и процентов за пользование чужими денежными средствами, исходили из того, что бремя содержания вышеназванного встроенного помещения и соответствующей доли общего имущества в доме N 56 по ул. Пушкина в городе Челябинске лежит на Российской Федерации ввиду нахождения данного помещения в ее собственности; доказанности факта оказания истцом услуг по содержанию и текущему ремонту общего имущества в спорных домах, отсутствия доказательств оплаты оказанных услуг и выполненных истцом работ.
Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 308-ЭС16-20045 по делу N А15-354/2016
Суды, руководствуясь статьями 120, 125, 170, 309, 310, 399, 702, 711, 720, 740, 753, 758, 763 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в пункте 8 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2000 N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда", пункте 7 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", в порядке статьи 71 АПК РФ оценили представленные в материалы дела доказательства, в том числе односторонние акты сдачи-приемки выполненных работ, накладную от 06.10.2015, акт сдачи-приемки выполненных работ от 30.09.2015, счет и счет-фактуру, письма, претензии, изучили условия муниципального контракта от 09.12.2014 N 3314/ОКЮ. В отсутствие доказательств оплаты выполненных обществом работ, а также возражений относительно объема, качества и их стоимости, суды пришли к выводу об обоснованности иска.
Определение Верховного Суда РФ от 13.02.2017 N 302-ЭС16-20736 по делу N А78-9779/2015
Отказывая в удовлетворении иска, суды руководствовались статьями 125, 214, 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 41, 247, 248, 250, 251 Налогового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", Правилами разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.04.2002 N 228 "О мерах по повышению эффективности использования федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении федеральных государственных унитарных предприятий" (далее - Правила), и пришли к выводу об отсутствии у предприятия в 2013 году чистой прибыли, процент от которой подлежал перечислению в федеральный бюджет. Отраженная в отчете о финансовых результатах за 2013 год "чистая" прибыль образовалась за счет включения в строку 2340 "Прочие доходы" 16 698 000 рублей субсидий, полученных предприятием из федерального и регионального бюджетов по программе поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Полученные предприятием в качестве государственной помощи бюджетные средства не могут квалифицироваться как прибыль от использования государственного имущества, поскольку они получены не от использования имущества, а имеют строго целевое назначение и направление части полученных средств на уплату собственнику приведет к нарушению принципа адресности и целевого характера бюджетных средств.
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 15.02.2017 N 305-ЭС16-14064 по делу N А40-119490/2015
В то же время Судебная коллегия не соглашается с доводами кассационной жалобы Министерства финансов Российской Федерации о том, что суд обязан был привлечь министерство к участию в деле в качестве третьего лица. Иск был предъявлен к Российской Федерации, от имени которой в суде выступал главный распорядитель бюджетных средств - Федеральная служба судебных приставов (пункт 3 статьи 125, статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Ходатайства о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица Министерство финансов Российской Федерации не заявляло. Обязанность суда по привлечению органа, исполняющего судебные акты, к участию в деле нормами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации не предусмотрена.
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 305-ЭС17-1295 по делу N А40-131220/2014
Заявитель считает, что судами существенно нарушены нормы материального права, а именно статьи 125, 195, 196, 199 ГК РФ. Полагает, что истец не доказал права собственности на истребуемые объекты.
По смыслу части 1 статьи 291.1, части 7 статьи 291.6, статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 305-ЭС17-1295 по делу N А40-131220/2014
Заявитель считает, что судами существенно нарушены нормы материального права, а именно статьи 125, 195, 196, 199, 200 ГК РФ. Полагает, что истец не доказал права собственности на истребуемые объекты. Указывает, что суды не применили закон, подлежащий применению, а именно статью 235 ГК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 305-ЭС17-1295 по делу N А40-131220/2014
Заявители считают, что судами существенно нарушены нормы материального права, а именно статьи 125, 195, 196, 199, 200 ГК РФ. Полагают, что истец не доказал права собственности на истребуемые объекты. Указывают, что суды не верно истолковали закон, а именно статью 235 ГК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 17.02.2017 N 305-ЭС17-1295 по делу N А40-131220/2014
Заявитель считает, что судами существенно нарушены нормы материального права, а именно статьи 125, 195, 196, 199, 200 ГК РФ. Полагает, что истец не доказал права собственности на истребуемые объекты. Указывает, что суды неверно истолковали закон, а именно статью 235 ГК РФ.
Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2017 N 304-ЭС16-20686 по делу N А03-23279/2015
При этом суд руководствовался пунктом 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 158, 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также учитывал разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в абзаце третьем пункта 2 постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса".