ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 10 марта 2022 г. по делу N АКПИ22-67
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Филипповой Ирины Викторовны об отмене решения квалификационной коллегии судей Республики Коми от 22 декабря 2021 г. о досрочном прекращении ее полномочий судьи,
установил:
решением квалификационной коллегии судей Республики Коми (далее также - ККС Республики Коми, Коллегия) от 22 декабря 2021 г. прекращены досрочно полномочия судьи Печорского городского суда Республики Коми Филипповой Ирины Викторовны на основании подпункта 6.1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных подпунктом 5.1 пункта 3 статьи 3 названного закона.
Филиппова И.В. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене указанного решения, считая его незаконным и необоснованным.
В обоснование своего требования Филиппова И.В. ссылается на то, что данное решение принято с нарушением шестимесячного срока привлечения ее к дисциплинарной ответственности, является чрезмерно строгим и несоразмерным допущенному нарушению, принято без учета всех обстоятельств совершенного дисциплинарного проступка, а также данных, характеризующих ее личность, профессиональную деятельность, опыт и качество работы в должности судьи.
Квалификационная коллегия судей Республики Коми в письменных возражениях на административное исковое заявление указала, что оспариваемое решение является законным и обоснованным, принято в соответствии с действующим законодательством.
В судебное заседание административный истец Филиппова И.В., надлежащим образом извещенная о дате и времени рассмотрения дела, не явилась, письменно просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Коллегия, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие.
Обсудив доводы административного иска, письменные возражения квалификационной коллегии судей Республики Коми, исследовав и оценив представленные доказательства, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Конституция Российской Федерации (статьи 118, 120 - 122), Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливают особый правовой статус судьи, призванный обеспечить защиту публичных интересов, интересов правосудия, целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина, и предъявляют к судьям особые требования.
Согласно части 2 статьи 121 Конституции Российской Федерации полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" устанавливает, что судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и федеральные законы (пункт 1 статьи 3).
Кодекс судейской этики, утвержденный VIII Всероссийским съездом судей 19 декабря 2012 г., устанавливая повышенные нравственно-этические требования к судье, обусловленные его статусом, одновременно закрепляет, что судьи Российской Федерации обладают всеми правами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, общепризнанными принципами и нормами международного права, с учетом ограничений, установленных для них законодательством Российской Федерации.
Поименованным кодексом предусмотрено, что в своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, руководствоваться Законом Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", нормами процессуального законодательства, другими нормативными правовыми актами, а также принципами и правилами поведения, установленными Кодексом судейской этики, общепринятыми нормами морали и нравственности, неукоснительно следовать присяге судьи (пункт 2 статьи 4); судья должен быть осведомлен о своем личном имуществе и источниках его формирования, должен принимать разумные меры в целях получения информации об имуществе и материальных интересах членов своей семьи (пункт 4 статьи 6).
Нарушение судьей, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми установленного запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами влечет прекращение полномочий судьи в соответствии с подпунктом 6.1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Согласно подпункту 5.1 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" судья не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Супруг (супруга) и несовершеннолетние дети судьи также не вправе открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в названном федеральном законе в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами в том числе понимаются ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги. В данном федеральном законе понятие "иностранная структура без образования юридического лица" используется в значении, определенном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, понятие "нерезидент" в значении, определенном пунктом 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ).
Запрет лицам, замещающим должности судей, их супругам и несовершеннолетним детям владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами установлен также статьей 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Как видно из материалов дела, Указом Президента Российской Федерации от 22 апреля 2013 г. N 397 "О назначении судей районных судов" Филиппова И.В., < ... > г.р., назначена на должность судьи Печорского городского суда Республики Коми. Решением квалификационной коллегии судей Республики Коми от 22 декабря 2021 г. досрочно прекращены ее полномочия судьи на основании подпункта 6.1 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в связи с несоблюдением запретов и ограничений, предусмотренных подпунктом 5.1 пункта 3 статьи 3 поименованного закона.
Основанием для возбуждения производства в ККС Республики Коми послужило поступившее 10 ноября 2021 г. в Коллегию решение Совета судей Республики Коми и заключение комиссии Совета судей Республики Коми по реализации мероприятий по противодействию коррупции, урегулированию конфликта интересов во внеслужебных отношениях и при исполнении судьями своих полномочий, служебной дисциплине и профессиональной этике о нарушении судьей Печорского городского суда Республики Коми Филипповой И.В. требований подпункта 5.1 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", пункта 4 статьи 6 Кодекса судейской этики, которое выразилось в нарушении запрета судье и его супругу владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, а также в неотражении достоверных сведений о доходах супруга Ф.
Статьей 8.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предусмотрено, что судья ежегодно не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным, представляет в суд, в котором он занимает должность судьи, сведения о своих доходах, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и обязательствах имущественного характера супруга (супруги) и несовершеннолетних детей по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации.
Судья представляет в суд, в котором он занимает должность судьи, в соответствии с пунктом 2.1 Положения о порядке проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи суда общей юрисдикции, военного и арбитражного суда, мирового судьи, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2017 г., сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Установлено, что судья Филиппова И.В. в справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судьи и его супруга за 2019 г. в разделе 5 "Сведения о ценных бумагах" в подразделе 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" не указала сведения о наличии у супруга Ф. акций российских акционерных обществ: акционерного общества " < ... > " в количестве < ... > акций по цене < ... > руб. за одну акцию на общую сумму < ... > руб.; акционерного общества " < ... > " в количестве < ... > акций по цене < ... > руб. за одну акцию на общую сумму < ... > руб. Данные акции приобретены в декабре 2019 г.
В справке о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруга судьи Филипповой И.В. Ф. за 2020 г. в разделе 5 "Сведения о ценных бумагах" в подразделе 5.1 "Акции и иное участие в коммерческих организациях и фондах" отражено наличие иностранных финансовых инструментов, а именно: < ... > акций зарубежного акционерного общества < ... > по цене < ... > руб. за одну акцию на общую сумму < ... > руб.; < ... > акций зарубежного акционерного общества < ... > по цене < ... > руб. за одну акцию на общую сумму < ... > руб.; < ... > акции зарубежного акционерного общества < ... > по цене < ... > руб. за одну акцию на общую сумму < ... > руб.; < ... > акции зарубежного акционерного общества < ... > по цене < ... > руб. за одну акцию на общую сумму < ... > руб.; < ... > акций зарубежного акционерного общества < ... > по цене < ... > руб. за одну акцию на общую сумму < ... > руб.; < ... > акций зарубежного акционерного общества < ... > по цене < ... > руб. за одну акцию на общую сумму < ... > руб.
В подразделе 5.2 "Иные ценные бумаги" указаны паи, доли инвестиционных фондов нерезидентов, выпустивших ценные бумаги, а именно < ... > , общей стоимостью < ... > руб.
Согласно информации с официального сайта Национального расчетного депозитария (www.isin.ru), размещенной в разделе Справочник иностранных финансовых инструментов, отвечающих требованиям Указания Центрального банка Российской Федерации от 3 октября 2017 г. N 4561-У "О порядке квалификации иностранных финансовых инструментов в качестве ценных бумаг", все перечисленные выше ценные бумаги, которыми владел супруг административного истца Ф., имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании не являются российскими юридическими лицами, поскольку организационно-правовая форма приведенных компаний, указанная в соответствующей информации, российским законодательством не предусмотрена, место их нахождения Соединенные Штаты Америки.
Подпунктами "б", "в" пункта 7 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ к нерезидентам относятся в том числе юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации, и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории Российской Федерации.
Изложенные обстоятельства подтверждаются истребованными из Управления Судебного департамента в Республике Коми сведениями о доходах и расходах, представленных судьей Филипповой И.В., и не оспариваются административным истцом.
Из пояснений Филипповой И.В., данных на заседании Коллегии, в котором она принимала участие, следует, что приобретение акций в рамках депозитарного договора является совместным решением супругов, при этом Филиппова И.В. не знала о запрете ей и супругу приобретать иностранные финансовые инструменты, ценные бумаги зарубежных акционерных обществ. Указала, что с приобретением акций столкнулась впервые и ошибочно не отразила сведения о наличии акций российских акционерных обществ " < ... > ", " < ... > " в справке о доходах и расходах супруга за 2019 г. в разделе 5 "Сведения о ценных бумагах", поскольку не понимала порядок их декларирования и полагала, что их не следует отражать в указанной справке в связи с отсутствием дохода, в справке о доходах и расходах супруга за 2020 г. приобретение акций иностранных акционерных обществ отразила, поскольку не знала о запрете. В настоящее время все ценные бумаги проданы.
Из закрепленного Кодексом судейской этики (пункт 2 статьи 4) требования к судье соблюдать законы не только при осуществлении правосудия, но и вне службы прямо следует, что во всякой неоднозначной ситуации ссылка судьи на "пробел" в знании им права не только не воспринимается в качестве убедительного оправдательного аргумента, но и в определенной степени подрывает авторитет этого судьи. При оценке поведения судьи действует презумпция знания им права, которая вытекает из разработанного еще в римском праве принципа jura novit curia (суд знает право).
Принимая решение о приобретении ценных бумаг конкретного вида, судья не может и не должен игнорировать реалии современного мира, но его выбор в пользу использования новых финансовых инструментов должен быть основан на предварительном личном изучении действующего в этой области законодательства, в том числе антикоррупционного, и самостоятельной оценке возможных рисков нарушения ограничений, обусловленных наличием особого публичного статуса судьи.
Выявив факт несоблюдения запретов и ограничений, предусмотренных подпунктом 5.1 пункта 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", квалификационная коллегия судей Республики Коми правомерно прекратила полномочия судьи Филипповой И.В. на основании подпункта 6.1 пункта 1 статьи 14 названного закона.
Изложенные в оспариваемом решении выводы основаны на нормах закона и подтверждаются доказательствами, исследованными в заседании Коллегии и в настоящем судебном заседании.
В свою очередь, факт отчуждения супругом административного истца Ф., иностранных финансовых инструментов не может являться основанием для удовлетворения административного искового заявления.
Ссылка административного истца на статью 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" о дисциплинарной ответственности судей является ошибочной, поскольку основанием прекращения ее полномочий судьи в данном случае является не факт дисциплинарного проступка, указанного в пункте 5 этой статьи, за совершение которого на судью может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде досрочного прекращения полномочий судьи, а выявленный факт несоблюдения судьей и ее супругом запретов и ограничений, а именно владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Данное обстоятельство является санкцией за совершение коррупционного правонарушения и самостоятельным основанием для прекращения полномочий судьи на основании подпункта 6.1 пункта 6 статьи 14 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Следовательно, при принятии квалификационной коллегией судей решения о прекращении полномочий судьи указанные в пункте 6 статьи 12.1 названного закона сроки не подлежат применению.
Вопреки утверждениям административного истца квалификационная коллегия судей Республики Коми, принимая оспариваемое решение, всесторонне и полно исследовала имеющиеся в ее распоряжении материалы. При этом ККС Республики Коми не должна была учитывать показатели работы, положительные характеристики, заслуги и поощрения Филипповой И.В., которые не имеют правового значения для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий судьи по приведенному выше основанию, не связанному с дисциплинарной ответственностью судьи.
Нарушений процедуры рассмотрения представления, являющихся основанием для отмены принятого решения, ККС Республики Коми не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" квалификационная коллегия судей правомочна принять решение, если на ее заседании присутствуют более половины членов квалификационной коллегии судей и за него проголосовали более половины членов квалификационной коллегии судей, принимавших участие в заседании (абзацы первый и второй).
Решение квалификационной коллегии судей Республики Коми от 22 декабря 2021 г. принято с учетом полномочий данного органа, определенных в статье 19 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", с соблюдением порядка, предусмотренного статьей 23 этого закона, а также статьями 18, 19 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей, с использованием процедуры тайного голосования, в правомочном составе, из 21 членов Коллегии в заседании участвовали 14, единогласно проголосовавшие за досрочное прекращение полномочий судьи Филипповой И.В., что подтверждается содержанием 14 бюллетеней для голосования и протоколом результатов тайного голосования, подписанным всеми членами Коллегии, принимавшими участие в голосовании.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения, принятого ККС Республики Коми в установленном законом порядке при правильном толковании норм материального права и с соблюдением необходимых процедур, не имеется.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Филипповой Ирины Викторовны об отмене решения квалификационной коллегии судей Республики Коми от 22 декабря 2021 г. о досрочном прекращении ее полномочий судьи отказать.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ