ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 5 апреля 2023 г. N АКПИ23-146
Верховный Суд Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда
Российской Федерации Кириллова В.С.
при секретаре Сибиле Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Министерства юстиции Российской Федерации о ликвидации политической партии "Народно-патриотическая партия России - Власть Народу",
установил:
политическая партия "Народно-патриотическая партия России - Власть Народу" (далее также - Партия) создана 28 октября 2017 г. на учредительном съезде. Решение о государственной регистрации Партии принято Министерством юстиции Российской Федерации (далее также - Минюст России) 29 января 2018 г. Сведения о Партии внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 31 января 2018 г. под основным государственным регистрационным номером 1187700001940.
Устав политической партии "Народно-патриотическая партия России - Власть Народу" (далее - Устав), принятый учредительным съездом Партии 28 октября 2017 г., является действующим.
Лицом, действующим от имени Партии без доверенности, сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ, является председатель Партии Милосердов Владимир Иванович.
Согласно пункту 5.13 Устава без доверенности от имени Партии действует председатель Партии.
Министерство юстиции Российской Федерации обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о ликвидации Партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений на основании подпункта "е" пункта 3 статьи 41, пункта 1 статьи 42, пункта 3 статьи 45 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", ссылаясь на то, что в нарушение пункта 5 статьи 27 названного федерального закона в установленный срок и по настоящее время Партией не представлены соответствующие документы для внесения изменений в сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица без доверенности, об адресе Партии, необходимые для внесения изменений в ЕГРЮЛ.
В судебном заседании представитель административного истца Анохина Е.С. поддержала административный иск.
Партия, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, уполномоченного представителя в суд не направила.
Выслушав объяснения представителя Министерства юстиции Российской Федерации Анохиной Е.С., допросив свидетеля Белова М.Н., исследовав материалы дела, Верховный Суд Российской Федерации находит, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
Общественные отношения, возникающие в связи с реализацией гражданами Российской Федерации права на объединение в политические партии и особенностями создания, деятельности, реорганизации и ликвидации политических партий в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом "О политических партиях", согласно пункту 1 статьи 38 которого контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе политических партий (подпункт 2 пункта 2, подпункт 1 пункта 5, подпункт 1 пункта 19 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 января 2023 г. N 10).
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии установлена подпунктом "а" пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях".
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся в том числе адрес юридического лица в пределах его места нахождения (подпункт "в"); фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии (подпункт "л").
Согласно статье 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа (пункт 2). В ЕГРЮЛ должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица (пункт 3).
При этом пунктом 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях" установлено, что политическая партия обязана информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня таких изменений и в течение 14 дней со дня таких изменений представить в федеральный уполномоченный орган соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган, который вносит в ЕГРЮЛ запись об изменении сведений о политической партии.
Исходя из положений пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О политических партиях" при государственной регистрации политической партии в федеральный уполномоченный орган представляются сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего руководящего органа политической партии, по которому осуществляется связь с политической партией. Государственная регистрация политической партии осуществляется по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа Партии.
В ходе осуществления контроля Министерством юстиции Российской Федерации в деятельности Партии были выявлены нарушения действующего законодательства.
Так, в настоящее время, в том числе по данным от 4 апреля 2023 г., представленным в ходе судебного разбирательства, в ЕГРЮЛ содержатся сведения о председателе Партии Милосердове Владимире Ивановиче, который скончался 18 августа 2021 г. согласно сведениям сайта Партии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (vlastnarodu.su), письменным уведомлениям председателя Центрального совета Партии Гундарова И.А. и заместителя председателя Партии Рудникова В.А., поступившим в адрес Минюста России 9 сентября 2021 г. и 27 сентября 2021 г. соответственно.
В связи с тем, что Партия не информировала Минюст России об изменении сведений о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в адрес Партии в рамках текущего контроля за ее деятельностью Минюстом России вынесено предупреждение от 6 октября 2021 г. исх. N 11/117604-ОС, в котором установлен срок устранения нарушения - до 20 января 2022 г.
Почтовое отправление с предупреждением было направлено по адресу места нахождения Партии, указанному в ЕГРЮЛ: < ... > , и продублировано на электронную почту, указанную в контактах на сайте Партии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (vlastnarodu.su).
Письменная корреспонденция Министерства юстиции Российской Федерации, направляемая по этому адресу, не была получена и вернулась отправителю в связи с невозможностью вручения и истечением срока хранения, что свидетельствует об изменении адреса (места нахождения) Партии.
Ввиду неинформирования Партией об изменении сведений об адресе (месте нахождения) Партии в рамках текущего контроля за ее деятельностью 17 декабря 2021 г. Минюстом России вынесено предупреждение N 11/150695-ОС, обязывающее устранить допущенное нарушение действующего законодательства в срок до 28 февраля 2022 г.
Предупреждение, которое было направлено по адресу (месту нахождения) Партии, указанному в ЕГРЮЛ: < ... > , не было получено и вернулось отправителю по истечении срока хранения.
В силу пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
По смыслу приведенного законоположения, предупреждение федерального уполномоченного органа о нарушениях законодательства Российской Федерации о политических партиях считается доставленным Партии.
В установленный срок и до настоящего времени нарушения действующего законодательства Партией устранены не были. Предупреждения в судебном порядке не обжалованы.
Более того, из материалов дела и объяснений представителя административного истца Анохиной Е.С. следует, что Партией в Минюст России неоднократно представлялись на государственную регистрацию документы в связи с внесением изменений в сведения о председателе Партии Рудникове Вячеславе Алексеевиче: 10 ноября 2021 г., 22 декабря 2021 г., 11 февраля 2022 г., 14 апреля 2022 г., 26 сентября 2022 г., 7 ноября 2022 г. и 12 декабря 2022 г.
Так, 10 ноября 2021 г. представлены документы для внесения сведений о Рудникове В.А., избранном на внеочередном съезде Партии 23 октября 2021 г., по результатам рассмотрения которых принято решение об отказе в государственной регистрации в связи с неправомочностью съезда Партии (распоряжение от 23 ноября 2021 г. N 1332-р, уведомление от 25 ноября 2021 г. N 11-139820/21).
22 декабря 2021 г. представлены документы для внесения сведений о Рудникове В.А., избранном на внеочередном съезде Партии 18 декабря 2021 г., по результатам рассмотрения которых принято решение об отказе в государственной регистрации (распоряжение от 11 января 2022 г. N 10-р, уведомление от 13 января 2022 г. N 11-2156/22) в связи с имеющимися на тот момент ограничениями в отношении Рудникова В.А., предусмотренными подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (участие Рудникова В.А. в качестве учредителя в юридических лицах, о которых в ЕГРЮЛ внесены записи о недостоверности сведений об адресе).
11 февраля 2022 г. представлены документы для внесения сведений о Рудникове В.А., избранном на внеочередном съезде Партии 18 декабря 2021 г., по результатам рассмотрения которых принято решение о приостановлении государственной регистрации сроком на три месяца - до 3 июня 2022 г. (распоряжение от 2 марта 2022 г. N 201-р, заключение от 4 марта 2022 г. N 11-23433/22) в связи с нарушениями действующего законодательства, носящими устранимый характер (заявление по форме Р13014 оформлено в ненадлежащем порядке, неточности в списке делегатов съезда Партии).
11 марта 2022 г. Партией представлены документы по устранению нарушений, указанных в заключении о приостановлении государственной регистрации, по результатам рассмотрения которых Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации (распоряжение от 31 марта 2022 г. N 353-р, уведомление от 1 апреля 2022 г. N 11-36607/22).
14 апреля 2022 г. представлены документы для внесения сведений о Рудникове В.А., избранном на внеочередном съезде Партии 18 декабря 2021 г., по результатам рассмотрения которых принято решение о приостановлении государственной регистрации (распоряжение от 26 апреля 2022 г. N 544-р, заключение от 28 апреля 2022 г. N 11-49325/22).
Как следует из материалов дела, решением Замоскворецкого районного суда города Москвы от 25 июля 2022 г. Рудникову В.А. отказано в удовлетворении административного искового заявления об оспаривании уведомления о приостановлении государственной регистрации и обязании произвести регистрацию изменений вносимых в сведения о Партии.
Далее Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации (распоряжение от 2 сентября 2022 г. N 1192-р, уведомление от 5 сентября 2022 г. N 10-101309/22), так как по истечении установленного срока Партией не устранены нарушения, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации изменений, вносимых в сведения о Партии.
26 сентября 2022 г. представлены документы для внесения сведений о Рудникове В.А., избранном на внеочередном съезде Партии 17 сентября 2022 г., по результатам рассмотрения которых Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации сведений (распоряжение от 12 октября 2022 г. N 1355-р, уведомление от 13 октября 2022 г. N 10-118316/22) в связи с имеющимися на тот момент ограничениями в отношении Рудникова В.А., предусмотренными подпунктом "ф" пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
7 ноября 2022 г. представлены документы для внесения сведений о Рудникове В.А., избранном на внеочередном съезде Партии 17 сентября 2022 г., по результатам рассмотрения которых Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации сведений (распоряжение от 25 ноября 2022 г. N 1604-р, уведомление от 28 ноября 2022 г. N 10-138609/22).
15 декабря 2022 г. представлены документы для внесения сведений о Рудникове В.А., избранном на внеочередном съезде Партии 17 сентября 2022 г., по результатам рассмотрения которых Минюстом России принято решение об отказе в государственной регистрации сведений (распоряжение от 30 декабря 2022 N 1852-р, уведомление от 30 декабря 2022 г. N 10-155637/22).
С учетом изложенного Партией не соблюдено требование пункта 5 статьи 27 Федерального закона "О политических партиях", в силу которого политическая партия обязана информировать федеральный уполномоченный орган об изменении сведений об адресе юридического лица, о изменении фамилии, имени, отчества и должности лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, в течение трех дней с момента таких изменений. В установленный срок и до настоящего времени нарушения действующего законодательства Партией не устранены.
При этом суд принимает во внимание, что с момента возникновения обстоятельств, связанных с необходимостью внесения соответствующих изменений в сведения о Партии, и до рассмотрения настоящего административного искового заявления о ликвидации у Партии имелся значительный период времени для устранения недостатков при отсутствии объективных препятствий для соблюдения требований действующего законодательства.
В соответствии с подпунктом "е" пункта 3 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае неоднократного непредставления политической партией в установленный срок в федеральный уполномоченный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в ЕГРЮЛ, за исключением сведений о полученных лицензиях.
При изложенных обстоятельствах административное исковое заявление подлежит удовлетворению с учетом того, что требование о ликвидации Партии предъявлено в суд федеральным уполномоченным органом и имеется предусмотренное законом правовое основание для ее ликвидации.
В состав Партии, как следует из пункта 5.1 Устава, входят первичные, местные и региональные отделения, являющиеся структурными подразделениями Партии.
Согласно пункту 1 статьи 42 Федерального закона "О политических партиях" региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии подлежат ликвидации в случае ликвидации политической партии.
Прекращение деятельности политической партии в случае ее ликвидации влечет за собой прекращение деятельности ее региональных отделений и иных структурных подразделений и исключение политической партии, ее региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений из ЕГРЮЛ по решению федерального уполномоченного органа путем внесения в указанный реестр соответствующих записей (пункт 3 статьи 45 Федерального закона "О политических партиях").
В соответствии с абзацем первым пункта 7 статьи 41 Федерального закона "О политических партиях" государственная регистрация политической партии в связи с ее ликвидацией осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", с учетом особенностей такой регистрации, установленных данным федеральным законом.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 264 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации
решил:
административное исковое заявление Министерства юстиции Российской Федерации удовлетворить.
Ликвидировать политическую партию "Народно-патриотическая партия России - Власть Народу" (основной государственный регистрационный номер 1187700001940), ее региональные отделения и иные структурные подразделения.
Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.С.КИРИЛЛОВ