ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 февраля 2020 г. N 44-АД20-2
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б., рассмотрев жалобу Тишкиной Марины Михайловны на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.07.2019 N 5-597/2019, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 23.08.2019 N 12-126/2019 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 15.10.2019 N 44а-1348/2019, состоявшиеся в отношении Тишкиной Марины Михайловны (далее - Тишкина М.М.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка N 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.07.2019 N 5-597/2019, оставленным без изменения решением судьи Губахинского городского суда Пермского края от 23.08.2019 N 12-126/2019 и постановлением заместителя председателя Пермского краевого суда от 15.10.2019 N 44а-1348/2019, кадастровый инженер Тишкина М.М. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Тишкина М.М. выражает несогласие с указанными судебными актами, принятыми в отношении нее, и ставит вопрос об их отмене.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Статьей 43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее также - Закон о государственной регистрации недвижимости) установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Тишкиной М.М. к административной ответственности).
Согласно части 2 статьи 43 данного закона если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
В силу статьи 37 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" результатом кадастровых работ кадастрового инженера - индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 данного закона, или работника юридического лица, указанного в статье 33 этого закона, является межевой план, технический план или акт обследования. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности").
В соответствии с частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории или подлог документов, на основании которых были подготовлены межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карта-план территории, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Как усматривается из материалов дела, постановлением заместителя прокурора города Губахи Пермского края от 12.07.2019 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Тишкиной М.М. в связи с тем, что она, являясь кадастровым инженером, 07.05.2019 и 13.05.2019 подготовила межевые планы в отношении земельных участков, принадлежащих А. (кадастровый номер < ... > ) и В. (кадастровый номер < ... > ), в которых одновременно с уточнением границ этих земельных участков уточнены местоположения части границ, которые являлись общими (смежными) частями границ других земельных участков, принадлежащих М. (кадастровый номер < ... > ) и Г. (кадастровый номер < ... > ). При этом при проведении согласования местоположения границ смежных земельных участков, подготовке актов согласования и межевых планов не были соблюдены требования части 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости об обязательном наличии личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (необходимом в случае, если требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных земельных участках).
Данные обстоятельства повлекли приостановление государственным регистратором прав осуществления государственного кадастрового учета в отношении межевых планов земельных участков, принадлежащих А. и В. со ссылкой на пункт 25 части 1 статьи 26 Закона о государственной регистрации недвижимости, из которого следует, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если при установлении границ земельного участка нарушен установленный федеральным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с федеральным законом не считается согласованным, за исключением случаев признания указанных границ установленными в порядке разрешения земельного спора или признания при выполнении комплексных кадастровых работ местоположения границ земельного участка спорным.
Заведомое внесение в межевые планы земельных участков, принадлежащих А. (кадастровый номер < ... > ) и В. (кадастровый номер < ... > ), ложных сведений, указывающих на согласование местоположения границ смежных земельных участков, послужило основанием для привлечения кадастрового инженера Тишкиной М.М. к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленные судами трех инстанций обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, информацией, направленной прокурору Пермского края Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, о внесении кадастровым инженером Тишкиной М.М. в межевые планы от 07.05.2019 и от 13.05.2019 ложных сведений относительно способа согласования смежной границы (без личного участия правообладателей земельных участков) (л.д. 3, 4), постановлением заместителя прокурора города Губахи Пермского края от 12.07.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении (л.д. 84 - 88), объяснениями Тишкиной М.М., отобранными у нее 01.07.2019 старшим помощником прокурора города Губахи Пермского края (л.д. 5 - 6), копиями договоров подряда, заключенных Тишкиной М.М. с А. и В. на выполнение кадастровых работ по установлению границ земельных участков (л.д. 12 - 14, 37 - 39), межевыми планами (л.д. 15 - 26, 40 - 50) и иными представленными доказательствами, получившими оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности, по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Деяние кадастрового инженера Тишкиной М.М., допустившей описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по части 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, регулирующего отношения в сфере государственного кадастрового учета недвижимого имущества (с учетом особенностей осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков).
Приведенные заявителем поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобе доводы о недоказанности внесения заведомо ложных сведений в межевые планы земельных участков А. (кадастровый номер < ... > ) и В. (кадастровый номер < ... > ) и о надлежащем согласовании местоположения границ смежных земельных участков при подготовке обозначенных выше межевых планов, заявлялись в ходе производства по делу, сводятся к несогласию с выводами, изложенными в состоявшихся судебных актах, получили надлежащую правовую оценку судебных инстанций как сделанные без учета требований части 2 статьи 43 Закона о государственной регистрации недвижимости, не согласиться с которой оснований не имеется.
Порядок и срок давности привлечения Тишкиной М.М. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено привлекаемому к административной ответственности лицу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
постановление мирового судьи судебного участка N 2 Губахинского судебного района Пермского края от 22.07.2019 N 5-597/2019, решение судьи Губахинского городского суда Пермского края от 23.08.2019 N 12-126/2019 и постановление заместителя председателя Пермского краевого суда от 15.10.2019 N 44а-1348/2019, состоявшиеся в отношении кадастрового инженера Тишкиной Марины Михайловны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Тишкиной Марины Михайловны - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
С.Б.НИКИФОРОВ