ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 января 2017 г. N 307-ЭС17-21117
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу акционерного общества "ОЛЬВЕН СПб" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 14.03.2017, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.2017 по делу N А56-82746/2016
установил:
Акционерное общество "ОЛЬВЕН СПБ", место нахождения: 197376, Санкт-Петербург, ул. Льва Толстого, д. 7, ОГРН 1027807590634, ИНН 7814135000 (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным бездействия Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, место нахождения: 191060, Санкт-Петербург, пр. Смольный, д. 1, лит. Б, ОГРН 1027809244561, ИНН 7832000076 (далее - Комитет), выразившегося в непроведении обследования фактического использования Здания торгового комплекса "Экополис", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское ш., д. 13, лит. А, с кадастровым номером 78:36:0005510:3015 (далее - Здание), помещения в котором принадлежат Обществу, и невключению данных по указанному зданию в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2016 год, утвержденный Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 133-п, и об обязании Комитета включить Здание в указанный Перечень. Решением от 14.03.2017, в удовлетворении заявления о признании незаконными бездействия Комитета отказано, в остальной части производство по делу прекращено.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 20.06.2017, решение суда первой инстанции от 14.03.2017 в части прекращения производства по делу отменено, в указанной части в удовлетворении требований отказано, в остальной части решение оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.10.2017 решение суда первой инстанции от 14.03.2017 и постановление суда апелляционной инстанции от 20.06.2017 оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что вопреки выводов судов, обязанность Общества как собственника недвижимого имущества, ежегодно отслеживать изменения в перечнях не предусмотрена ни региональными, ни федеральными правовыми нормами. Проверка перечней и предоставление своих возражений к ним является правом, а не обязанностью заявителя.
В силу прямого указания Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737, формирование Перечня, включающего в себя все здания, отвечающие критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и принятого в его исполнение регионального законодательства, является прямой обязанностью Комитета имущественных отношений.
Уполномоченный орган государственной власти своими предыдущими действиями, а именно включением здания в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2015 год, утвержденный Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 463, ранее в установленном порядке уже разрешил вопрос о статусе здания и включил его в аналогичный перечень на 2015 год, после чего возврат к прежней системе налогообложения в силу положений пункта 2 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ не допускается.
В 2016 году не поменялся ни один из критериев отнесения здания к объектам недвижимости, облагаемых по кадастровой стоимости. Здание имеет площадь более 3000 кв. м, расположено на земельном участке, предназначенном для размещения объектов торговли, записи в ГКН в отношении здания остались неизменными, то есть здание соответствует критериям, установленными пунктами 1 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96 "О налоге на имущество организаций".
Согласно пункту 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении в том числе торговых центров (комплексов) и помещений в них, что позволяет сделать вывод о том, что помещения в нем в любом случае являются объектом, налог по которому исчисляется с его кадастровой стоимости.
Не включение здания, отвечающего всем критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и Законом Санкт-Петербурга от 26.11.2003 N 684-96, означает фактическую переквалификацию помещений в здании в составе торгового комплекса в отдельно стоящие помещения.
Заявитель впервые узнал о не включении Комитетом имущественных отношений здания в Перечень по факту получения от налоговых органов требований о предоставлении пояснений N 79890 от 30.09.2016 и N 82038 от 25.10.2016 и обратился в суд с настоящим заявлением 28.11.2016, то есть в установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срок.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, Общество является собственником нежилых помещений, расположенных в торговом комплексе "Экополис" по адресу: Санкт-Петербург, Выборгское ш. д. 13, лит. А, с кадастровым номером: 78:36:0005510:3015.
Здание с кадастровым номером 78:36:0005510:3015 имеет площадь более 3000 кв. м и используется заявителем для размещения торговых объектов. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером: 78:36:0005510:30, вид разрешенного использования которого - для размещения объектов торговли.
Согласно Приказу Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 30.12.2014 N 463 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2015 год" кадастровая стоимость здания определена в размере: 354 933 969,94 руб.
С учетом положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) и принятых в его исполнение нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, в 2015 году Общество оплачивало налог на имущество, исходя из кадастровой стоимости.
Общество в 2016 году уплачивало авансовые платежи по налогу на имущество также с кадастровой стоимости помещений в здании.
В рамках налоговой проверки, проведенной в период с 29.07.2016 по 31.10.2016, налоговыми органами в адрес Общества были направлены требования о предоставлении пояснений от 30.09.2016 N 79890 и от 25.10.2016 N 82038, в которых налоговые органы уведомили Общество о том, что ни здание, ни помещения в нем не вошли в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2016 год, утвержденный Приказом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 18.12.2015 N 133-п (далее - Перечень и Приказ соответственно), в связи с чем налоговые органы признали исчисление Обществом в 2016 году налога на имущество, исходя из кадастровой стоимости помещений в здании, неправильным и обязали Общество пересчитать налог на имущество в соответствующей части от среднегодовой стоимости. Общий размер увеличения налоговых платежей Общества в результате такого перерасчета на момент проведения проверки составил 1 508 553 руб.
Обществом в Комитет было направлено письмо от 03.10.2016 N 1223 с просьбой включить Здание в части принадлежащих Обществу помещений в Перечень.
Письмом от 07.11.2016 N 121103-25, поступившим Обществу 19.11.2016 (вх. N 182 от 19.11.2016), Комитет уведомил Общество о том, что при подготовке Приказа и Перечня на 2016 год обследование здания Комитетом не проводилось в связи с тем, что данные по помещениям в нем не были представлены в Комитет из Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Санкт-Петербургу в составе запрошенных сведений из ГКН, а также о том, что, по мнению Комитета, заявление о пересмотре результатов определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества согласно порядку, утвержденному Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737, Обществу следовало подать в 2015 году, а действующие нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок внесения изменений в Перечень, не предусматривают возможности включения сведений в Перечень во внесудебном порядке.
Ссылаясь на то, что здание торгового комплекса "Экополис" в полной мере соответствует требованиям статьи 378.2 НК РФ, а бездействие Комитета, выразившееся в невключении его в перечень на 2016 год, нарушило право Заявителя на уплату налога на имущество в отношении данного объекта, исходя из его кадастровой стоимости, Общество обратилось в арбитражный суд с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из следующего.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ в отношении административно-деловых и торговых центров (комплексов) и помещений в них, признаваемых объектом налогообложения, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных этой статьей, как кадастровая стоимость имущества.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном интернет-сайте или на официальном интернет-сайте субъекта Российской Федерации.
Постановлением правительства Санкт-Петербурга от 18.08.2014 N 737 (далее - постановление N 737) утвержден порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (далее - Порядок), а также назван уполномоченный на это орган (до 21.04.2015 - КЗРиЗ в дальнейшем Комитет).
Согласно пункту 2 постановления N 737 вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется Комитетом ежегодно до 01 декабря года, предшествующего налоговому периоду.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что Комитет готовит на основе данных государственного кадастра недвижимости и(или) технического учета (инвентаризации) перечень объектов недвижимого имущества, подлежащих обследованию в целях определения вида их фактического использования (далее - Перечень), и размещает Перечень на официальном сайте КИО в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет") не позднее чем за пять дней до даты начала проведения обследования объектов, указанных в Перечне.
В соответствии с пунктом 3.2 Порядка Комитет проводит обследования объектов, указанных в Перечне, готовит проекты решений об определении вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений и в течение пяти рабочих дней с даты завершения проведения обследования, но не позднее 1 октября года, предшествующего налоговому периоду, размещает проекты указанных решений на официальном сайте КИО в сети "Интернет".
Пунктом 3.3 Порядка установлено, что собственники (правообладатели) в течение пяти рабочих дней с даты размещения решений на официальном сайте Комитета в сети Интернет вправе обратиться с заявлениями о пересмотре результатов определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, которые подлежат рассмотрению в течение 20 рабочих дней.
Проекты решений об определении вида фактического использования зданий и помещений в целях их включения в перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется, как кадастровая стоимость имущества на 2016 год, были опубликованы на сайте Комитета 30.09.2015, следовательно, Общество должно было своевременно узнать о том, что его объект не предполагается включать в перечень.
Установленный частью 4 статьи 198 АПК РФ срок для оспаривания бездействия Комитета, выразившегося в неосуществлении проверки помещений Общества, следует исчислять с момента, когда Общество должно было узнать о таком бездействии.
Несвоевременное получение Обществом информации об указанном бездействии Комитета суды расценили как следствие неосмотрительности заявителя, что не может служить основанием для иного исчисления срока для оспаривания решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, который установлен в целях стабильности публичных правоотношений.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы акционерного общества "ОЛЬВЕН СПб" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА