ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2017 г. N 41-АПГ17-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Никифорова С.Б.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая организация "Александровский" о признании недействующим в части постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области от 15 декабря 2016 г. N 72/1 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ТО "Александровский" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2017 год", обязании принять новый нормативный правовой акт по апелляционной жалобе Региональной службы по тарифам Ростовской области на решение Ростовского областного суда от 19 мая 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административного истца - Рохмина В.В., представителя административного ответчика - Вербицкого Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Теплоснабжающая организация "Александровский" обратилось в Ростовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ростовской области (далее - РСТ Ростовской области) от 15 декабря 2016 г. N 72/1 "О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ТО "Александровский" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2017 год" в части невключения в состав необходимой валовой выручки, тарифа на тепловую энергию расчетной предпринимательской прибыли в размере 237,15 тыс. руб., обязании органа регулирования принять новый нормативный правовой акт в данной части.
Решением Ростовского областного суда от 19 мая 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РСТ Ростовской области обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания).
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о теплоснабжении одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов.
Особенности расчета тарифов с применением данного метода установлены пунктами 71 - 75 Основ ценообразования и главой V Методических указаний.
Из материалов дела следует, что ООО "Теплоснабжающая организация "Александровский" оказывает услуги теплоснабжения потребителям на территории г. Ростова-на-Дону.
Постановлением РСТ Ростовской области от 27 ноября 2015 г. N 70/24 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ТО "Александровский" потребителям, другим теплоснабжающим организациям города Ростова-на-Дону, на 2016 - 2018 годы" обществу установлены долгосрочные параметры регулирования на 2016 - 2018 гг., а также долгосрочные тарифы на тепловую энергию. В отношении общества применен метод индексации установленных тарифов.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.
Оспариваемым постановлением величины тарифов, установленные постановлением РСТ Ростовской области от 27 ноября 2015 г. N 70/24, изменены. При корректировке тарифов на 2017 год уменьшены расходы по отдельным статьям затрат. Расчетную предпринимательскую прибыль, заявленную теплоснабжающей организацией при подаче заявления о корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (л.д. 55 - 56), РСТ Ростовской области исключила в полном объеме.
По мнению органа регулирования, общество не представило экономическое обоснование расчетной предпринимательской прибыли.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о неправомерности исключения органом регулирования расчетной предпринимательской прибыли общества из состава необходимой валовой выручки.
Из определения, изложенного в пункте 2 Основ ценообразования, следует, что расчетная предпринимательская прибыль представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов в том числе с применением метода индексации установленных тарифов на период регулирования (в таком случае - на каждый год долгосрочного периода регулирования), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 74 (1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 данного документа (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.
Нормы действующего законодательства не устанавливают обязанность регулируемой организации представлять экономическое обоснование расчетной предпринимательской прибыли. Напротив, вышеприведенное определение расчетной предпринимательской прибыли содержит указание на ее использование регулируемой организацией по собственному усмотрению.
Поскольку в ходе корректировки долгосрочных тарифов РСТ Ростовской области уменьшила заявленные текущие расходы по отдельным статьям затрат, соответственно, представленный обществом расчет расчетной предпринимательской прибыли также подлежал изменению.
Величины текущих расходов, которые должны были послужить основанием для определения расчетной предпринимательской прибыли, в размере, определенном РСТ Ростовской области, документально подтверждены и не оспариваются. Орган регулирования располагал всеми необходимыми данными и имел возможность самостоятельно произвести расчет.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции также установлено, что включение расчетной предпринимательской прибыли ООО "Теплоснабжающая организация "Александровский" в состав необходимой валовой выручки на 2017 год не повлечет рост тарифа сверх предельно допустимого индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ростовского областного суда от 19 мая 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной службы по тарифам Ростовской области - без удовлетворения,