ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 июля 2017 г. N 306-КГ17-8751
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 10" (Республика Татарстан, г. Альметьевск) на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2016 по делу N А65-24114/2015, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2017 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационный участок N 10" (далее - заявитель, общество) к Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан (далее - Госжилинспекция РТ, административный орган) о признании незаконным предписания от 30.09.2015 N АЛ-15602,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Исполнительного комитета Альметьевского муниципального района Республики Татарстан, акционерного общества "Альметьевские тепловые сети" (далее - АО "Альметьевские теплосети"), Муниципального автономного учреждения "Департамент жилищной политики и ЖКХ г. Альметьевска",
установил:
решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.12.2015, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2016, в удовлетворении заявления общества отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 12.05.2016 указанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Татарстан. В качестве основания для отмены судебных актов суд кассационной инстанции указал на то, что был неполно исследован ряд имеющих отношение к делу обстоятельств.
При новом рассмотрении решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.09.2016, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.03.2017, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В жалобе заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права, указывает на применение судами норм права, не подлежащих применению при рассмотрении настоящего дела.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Оснований для пересмотра принятых по настоящему делу судебных актов в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не установлено.
Согласно частям 2.3, 11 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, в том числе, за предоставление коммунальных услуг, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с частью 15 статьи 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
Частью 16 статьи 161 ЖК РФ установлено, что лицо, которое несет ответственность за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в пределах оказания данных услуг обязано обеспечивать состояние общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.
Часть 3 статьи 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании (далее также - установленные требования).
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (часть 2 статьи 19);
Согласно пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), температура горячей воды в местах водоразбора независимо от применяемой системы теплоснабжения должна быть не ниже 60 °C и не выше 75 °C.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что согласно данного договора границей ответственности между сторонами является внешняя стена многоквартирного дома или (при наличии прибора учета тепловой энергии) место соединения прибора учета с соответствующей инженерной сетью, что соответствует положениям части 15 статьи 161 ЖК РФ.
Поскольку административным органом установлено, что на выходе из ИТП температура горячей воды соответствует пункту 2.4. СанПиН 2.1.4.2496-09, то именно управляющая организация должна обеспечить доставку горячей воды надлежащего качества до квартир данного дома, следовательно, административным органом обоснованно выдано заявителю предписание 30.09.2015 N АЛ-15602 с требованием устранения причин допущенного нарушения жилищного законодательства.
Суд кассационной инстанции также указал, что между заявителем и АО "Альметьевские теплосети" имеются договорные отношения, и любые претензии заявителя по поводу некачественных, с его точки зрения, решений при проектировании и установке ИТП могут быть предъявлены заявителем АО "Альметьевские теплосети" в претензионно-договорном, административном, судебном или ином порядке.
При таких обстоятельствах доводы заявителя не могут служить основанием для передачи заявления на рассмотрение в порядке кассационного производства Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации отказать.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.В.ПАВЛОВА