ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. N 73-АПГ17-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества "Улан-Удэнский Авиационный завод" о признании недействующими приказа Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/117 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ" потребителям и другим теплоснабжающим организациям" и приказа от 30 ноября 2015 г. N 2/118 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ", приказа от 09 декабря 2016 г. N 2/107 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/117 "О тарифах на теплоноситель, поставляемый АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ" потребителям и другим теплоснабжающим организациям", приказа от 09 декабря 2016 г. N 2/106 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/118 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ" и возложении обязанности по принятию новых тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель на 2016 - 2018 гг., по апелляционной жалобе акционерного общества "Улан-Удэнский Авиационный завод" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 06 июля 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя АО "Улан-Удэнский Авиационный завод" Борненко В.П., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
акционерное общество "Улан-Удэнский Авиационный завод" (далее - АО "У-УАЗ") обратилось в Верховный Суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействующими приказов Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, а именно: приказа от 30 ноября 2015 г. N 2/117 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ" потребителям и другим теплоснабжающим организациям" и приказа от 30 ноября 2015 г. N 2/118 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ", приказа от 09 декабря 2016 г. N 2/107 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/117 "О тарифах на теплоноситель, поставляемый АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ" потребителям и другим теплоснабжающим организациям", приказа от 09 декабря 2016 г. N 2/106 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/118 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ" и возложении обязанности по принятию новых тарифов на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель на 2016 - 2018 гг.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 06 июля 2017 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, АО "У-УАЗ" обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить, как вынесенный с нарушением норм материального права и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия и прокуратурой Республики Бурятия, представлены возражения.
В судебное заседание представители Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, прокуратуры Республики Бурятия, извещенные надлежащим образом, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется, в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э (далее - Методические указания N 760-э).
В силу пункта 3 статьи 7 Закона о теплоснабжении органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Закона, к числу которых относятся тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Республики Бурятия является Республиканская служба по тарифам Республики Бурятия, в соответствии с Положением о Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия, утвержденного постановлением Правительства Республики Бурятия от 03 февраля 2005 г. N 29.
АО "У-УАЗ", осуществляет производственную деятельность в сфере теплоснабжения и включено в список организаций коммунального комплекса г. Улан-Удэ.
На основании предложения АО "У-УАЗ" Республиканской службой по тарифам Республики Бурятия 30 ноября 2015 г. приняты приказы N 2/117 "Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ" потребителям и другим теплоснабжающим организациям" и приказ N 2/118 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ", опубликованные 04 декабря 2015 г. на официальном интернет-портале Правительства Республики Бурятия www/egov-buryatia.ru.
В указанные приказы регулирующим органом внесены изменения приказами от 09 декабря 2016 г. N 2/107 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/117 "О тарифах на теплоноситель, поставляемый АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ" потребителям и другим теплоснабжающим организациям" и N 2/106 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия от 30 ноября 2015 г. N 2/118 "О тарифах на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям АО "У-УАЗ" в МО ГО "Город Улан-Удэ", которые опубликованы 15 декабря 2016 г. на официальном интернет-портале Правительства Республики Бурятия www/egov-buryatia.ru.
АО "У-УАЗ" не согласно с установленными тарифами, поскольку полагает, что регулирующий орган необоснованно из состава необходимой валовой выручки исключил часть расходов по статье "расходы на покупаемые энергетические ресурсы", а именно расходы на содержание электросетевого хозяйства - затраты электроцеха 60, которым осуществляется трансформация, передача и распределение электрической энергии от точек покупки до потребителей, в частности до объекта "Котельная".
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд сделал вывод о том, что из представленных административным истцом документов невозможно сделать однозначный вывод как о раздельном бухгалтерском учете затрат электроцеха 60 на трансформацию, передачу и распределение электроэнергии по цехам и службам и отдельно "Котельную", так и установить объем затрат предприятия, понесенных в связи с обслуживанием электроцехом 60 - "Котельной".
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Согласно с частью 2 статьи 9 Закона о теплоснабжении до 1 января 2016 г. осуществляется поэтапный переход к регулированию тарифов на тепловую энергию (мощность), тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоноситель на основе долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (с применением метода обеспечения доходности инвестированного капитала, или метода индексации установленных тарифов, или метода сравнения аналогов). Решение о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения принимается органом регулирования с учетом предложения организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных пунктом 73 названного документа.
При регулировании тарифов с применением метода индексации установленных тарифов такие тарифы устанавливаются на срок не менее 5 расчетных периодов регулирования или при первом применении - на срок не менее 3 расчетных периодов регулирования, в соответствии с пунктом 72 Основ ценообразования.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям, в соответствии с частью 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении.
Как следует из материалов дела административный истец закупает электрическую энергию у гарантирующего поставщика по Республике Бурятия - АО "Читаэнергосбыт". Закупка производится по уровню напряжения "высокое напряжение 1" (ВН1). Далее, осуществляется передача электроэнергии, а именно, покупная энергия проходит технологический процесс трансформации в специальном оборудовании (понижение напряжения), и передается посредством распределительного оборудования и электросетей в точки потребления (на объект "Водозабор", на объект "Котельная", на объект "Промышленная площадка" и др.).
Каждая точка потребления снабжена прибором учета, который фиксирует количество потребленной электроэнергии каждым объектом предприятия, в том числе "Котельной" определяются по фактическим показаниям приборов учета. Для того чтобы передать купленную у Гарантирующего поставщика электроэнергию от точки покупки до точки потребления (до объектов предприятия), АО "У-УАЗ" использует собственные электросети.
С учетом предложения АО "У-УАЗ" 30 ноября 2015 г. регулирующим органом установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) и теплоноситель на долгосрочный период регулирования на 2016 - 2018 гг. приказы N 2/117 и N 2/118 (3 года) методом индексации.
В соответствии с протоколами тарифного органа от 30 ноября 2015 г. при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) на долгосрочный период регулирования (2016 - 2018 гг.) учтены расходы по электрической энергии на 2016 г. в размере 44 189 тыс. руб., при заявленных обществом - 80 008,01 тыс. руб.
При установлении тарифов на теплоноситель на долгосрочный период регулирования (2016 - 2018 гг.) обществом заявлены расходы на электрическую энергию на 2016 г. в размер 2 593,84 тыс., тарифным органом учтены - в размере 1 329,54 тыс. руб.
Службой по тарифам отказано о включении в тарифы экономически необоснованных расходов на электрическую энергию общества в сумме 35 819, 01 тыс. руб. (на тепловую энергию) и 1 264, 30 тыс. руб. (на теплоноситель).
В 2016 году регулирующим органом произведена корректировка ранее установленных тарифов приказами от 09 декабря 2016 г. N 2/106 и N 2/107. В результате при корректировке тарифа на тепловую энергию (мощность) на 2017 г. - 2018 гг. обществом заявлены расходы в размере 82 820 тыс. руб., регулирующим органом учтены - в размере 48 053, 67 тыс. руб.
При корректировке тарифа на теплоноситель на 2017 - 2018 гг. обществом заявлены расходы на электрическую энергию в размере 2 593, 84 тыс. руб., регулирующим органом учтены расходы в сумме 1 464,56 тыс. руб.
Согласно протоколам заседания коллегии службы по тарифам от 09 декабря 2016 г. N 2/106, N 2/107 из расчета необходимой валовой выручки исключены затраты общества по статье: "Расходы на электрическую энергию" на суммы 34 767, 04 тыс. руб. (на тепловую энергию) и 1129, 28 тыс. руб. (теплоноситель).
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 06 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику.
В силу статьи 9 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной деятельности подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.
В соответствии с представленными обществом в регулирующий орган положений об учетной политике в целях бухгалтерского учета признание расходов (затрат) общества осуществляется позаказным методом калькулирования себестоимости продукции, работ, услуг, то есть учет расходов ведется на основании системы внутренних заказов.
Тем не менее, документы в виде соответствующих заказов, оформленные в соответствии с требованиями законодательства о бухгалтерском учете, на основании которых должны составляться калькуляция затрат и оборотно-сальдовые ведомости, в регулирующий орган не представлены.
В связи с отсутствием первичных документов, подтверждающих калькуляции затрат и оборотно-сальдовые ведомости общества регулирующий орган обоснованно в порядке ст. 50 Основ ценообразования исключил эти затраты при установлении тарифов.
Административный истец в апелляционной жалобе указал на невозможность представить часть документов, обосновывающих затраты цеха 60 направленных на обслуживание электросетей только для "Котельной", ввиду того, что обслуживание собственных сетей предприятия не может производиться частично для "Котельной", частично для "Водозабора" или иного объекта предприятия, поскольку сеть единая.
Представленный в апелляционной жалобе расчет себестоимости 1 квт.ч электрической энергией, затраченных на обслуживание каждого объекта общества не подтверждает объем затрат, понесенных электроцехом на обслуживание котельной.
Кроме того, регулирующим органом 04 августа 2017 г. проведена плановая проверка АО "У-УАЗ". В рамках проведенной Службой по тарифам проверки исследованы, в том числе, документы фактической калькуляции затрат и выписки из оборотно-сальдовой ведомости за 2016 г., а также отчет по заказам ремонта за 2016 г. по электроцеху, отчет о фактическом использовании транспорта электроцехом за 2016 г., расходы электроэнергии на нужды электроцеха, штатное расписание работников электроцеха, бухгалтерская справка "списание затрат по заказам ремонта" и другие документы, которые не были представлены обществом в материалы тарифного дела в сфере теплоэнергетики и не анализировались в ходе установления тарифов.
В результате проверкой установлено, что выявленный факт отклонения от установленного в тарифе в сумме 4 591, 43 тыс. руб. подлежит учету в последующем периоде регулирования на основании пункта 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 06 июля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества "Улан-Удэнский Авиационный завод" - без удовлетворения.