ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 ноября 2017 г. N 305-КГ17-14600
Судья Верховного Суда Российской Федерации Борисова Е.Е., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лестехстрой" на решение Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2016 по делу N А40-101639/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2017 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лестехстрой" (г. Москва) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Московской области (Московская обл., г. Красногорск), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (г. Москва) о признании незаконными действий
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамента городского имущества города Москвы,
установил:
решением Арбитражного суда города Москвы от 17.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2017, обществу с ограниченной ответственностью "Лестехстрой" (далее - общество) отказано в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (далее - Управление Росреестра) по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030323:9, 50:27:0030322:7, 50:27:0030305:91, 50:27:0030324:19, 50:27:0030323:12, 50:27:0030313:18;
о признании незаконным письма Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по городу Москве (далее - кадастровая палата) от 13.04.2016 N 2.12/08874 об отказе аннулировать и исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 50:27:0030323:9, 50:27:0030322:7, 50:27:0030305:91, 50:27:0030324:19, 50:27:0030323:12,50:27:0030313:18;
об обязании кадастровой палаты исключить из государственного кадастра недвижимости (далее - ГКН) сведения, содержащие описание местоположения границ указанных земельных участков.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 06.07.2017 судебные акты судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, общество просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в порядке кассационного производства в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении по материалам истребованного дела доводов кассационной жалобы, а также принятых по делу судебных актов, суд пришел к выводу о наличии оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030323:47, 50:27:0030323:44, 50:27:0030323:46, 50:27:0030323:43, 50:27:0030323:148, 50:27:0030322:23, 50:27:0030305:307, 50:27:0030324:39, 50:27:0030323:147, 50:27:0030313:45, а также расположенных на них зданий, строений и сооружений (далее - земельные участки заявителя).
Указывая на то, что принадлежащие ему земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет в 2006 и имеют наложение (пересечение) границ с земельными участками с кадастровыми номерами 50:27:0030322:13, 50:27:0030323:9, 50:27:0030322:7, 50:27:0030305:91, 50:27:0030324:19, 50:27:0030323:12, 50:27:0030312:14, 50:27:0030313:18 (далее - спорные земельные участки), поставленными на кадастровый учет 20.05.2010, общество, ссылаясь на наличие кадастровой ошибки и отсутствие зарегистрированных прав на спорные земельные участки, обратилось в кадастровую палату с заявлением об аннулировании и исключении из ГКН сведений о них.
Кадастровая палата установила, что по сведениям ГКН, границы земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030323:47, 50:27:0030323:44, 50:27:0030323:46, 50:27:0030323:43, 50:27:0030323:148 (заявителя) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:9, границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:23 (заявителя) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:7, границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030305:307 (заявителя) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030305:91, границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030324:39 (заявителя) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030324:19, границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:147 (заявителя) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030323:12, границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030313:45 (заявителя) пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030313:18.
Сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030322:13 исключены из ГКН 03.09.2015 на основании постановления Десятого арбитражного суда от 11.07.2012 N А41-45367/11, таким образом, пересечение границ указанного земельного участка с земельными участками с кадастровыми номерами 50:27:0030322:22, 50:27:0030322:21 устранено.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 50:27:0030312:274 пересечения границ с земельным участком с кадастровым номером 50:27:0030312:14 не выявлено.
Решением от 13.04.2016 N 2.12/08874 кадастровая палата отказала обществу в удовлетворении его заявления на основании части 2 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), мотивировав свой отказ тем, что спорные земельные участки являются "ранее учтенными" и у кадастровой палаты отсутствуют предусмотренные Законом о кадастре основания для исключения внесенных в ГКН сведений о них. Сообщено о возможности снятия с государственного кадастрового учета земельных участков на основании вступившего в законную силу судебного акта.
Дополнительно указано, что воспроизведенная в ГКН ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в ГКН, является кадастровой ошибкой (в том числе ошибка в местоположении границ земельного участка), которая может быть исправлена в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре.
Посчитав, что решение и оспариваемые действия ответчиков по внесению в ГКН сведений, содержащих описание местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:27:0030323:9, 50:27:0030322:7, 50:27:0030305:91, 50:27:0030324:19, 50:27:0030323:12, 50:27:0030313:18, и отказе в аннулировании и исключении из ГКН сведений о них противоречат действующему законодательству и нарушают права и законные интересы заявителя, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Разрешая спор и отказывая обществу в удовлетворении заявления, суды руководствовались положениями части 3 статьи 1, части 5 статьи 4, части 1 статьи 7, частями 1, 2 статьи 16, статьи 22, пункта 2 части 5 статьи 27, части 1 статьи 39 Закона о кадастре и исходили из того, что обществом в орган кадастрового учета было представлено заявление о государственном кадастровом учете изменений объектов недвижимости не в соответствии с формой, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 N 529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете объектов недвижимости", и в отсутствие межевых планов, оформленных в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков", подготовленных в связи с уточнением местоположения границ и площади земельных участков с испрашиваемыми кадастровыми номерами.
Также суды учли, что в соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости, а также, если земельные участки носят временный характер.
Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что спорные земельные участки имеют статус "ранее учтенные" и не являются преобразуемыми либо носят временный характер, суды не усмотрели оснований для снятия их с государственного кадастрового учета.
В связи с изложенным, придя к выводу о том, что заявителем не представлены надлежащие документы по форме и содержанию, на основании которых возможно исключение из ГКН сведений о спорных земельных участках, суды, руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, указали на отсутствие оснований для признания оспариваемых решения и действий ответчиков незаконными.
В кассационной жалобе общество выражает несогласие с указанными выводами судов, полагая, что они сделаны без учета того, что спорные земельные участки, о которых общество просило исключить из ГКН сведения, были поставлены на кадастровый учет незаконно, с нарушением положений пункта 2 статьи 16 (без заявления правообладателя о постановке земельных участков на учет), пункта 1 статьи 23 (в отсутствие соответствующего решения кадастрового органа об осуществлении кадастрового учета) Закона о кадастре, пунктов 86 и 91 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42.
Данным доводам заявителя, а также представленным в материалы дела доказательствам постановки на кадастровый учет спорных земельных участков с нарушением закона, судами оценка дана не была.
Требования общества о признании незаконными действий Управления Росреестра по внесению в ГКН сведений, содержащих описание местоположения границ спорных земельных участков, по существу не были рассмотрены судами, в судебных актах отсутствуют мотивы отказа в удовлетворении требований заявителя в указанной части.
Заявитель жалобы отмечает, что его требования по настоящему делу аналогичны требованиям, рассмотренным по делам N А41-14455/11, N А41-45367/11, N А41-1298/12, которыми установлены обстоятельства отсутствия оснований для постановки на ГКН земельного участка с кадастровым номером 50:27:00000004, в состав которого входят и спорные по настоящему делу земельные участки. Требования по указанным делам судами были удовлетворены.
Общество также отмечает, что оно, не являясь правообладателем спорных земельных участков не вправе производить в отношении них кадастровые работы, в связи с чем у него отсутствует возможность для представления указанных судами документов, предусмотренных статьей 22 Закона о кадастре.
Более того, названная норма Закона о кадастре не содержит положений, предусматривающих возможность внесудебного исключения границ земельных участков по заявлению смежного собственника (не правообладателя) в связи с незаконностью постановки их на кадастровый учет.
В связи с этим, поскольку общество не вправе осуществлять кадастровый учет не принадлежащих ему земельных участков, у него отсутствуют основания для предъявления указанного судами заявления о кадастровом учете по соответствующей форме. Настоящий спор, по мнению заявителя, подлежит разрешению исключительно в судебном порядке.
Общество указывает, что подтвержденный материалами дела факт пересечения границ земельных участков заявителя со спорными земельными участками и наличие в ГКН сведений о пересечении границ препятствует ему, как собственнику земельных участков, выполнять работы по их межеванию и установлению их границ, нарушает его права как смежного землепользователя.
Поскольку в отношении спорных земельных участков отсутствует спор о праве (в ЕГРП права на них не зарегистрированы), доводы заявителя о незаконности их постановки, по его мнению, подтверждены вступившими в законную силу судебными актами, принятыми при схожих обстоятельствах, общество полагает, что его права могут быть восстановлены только путем удовлетворения требований об исключении сведений о местоположении спорных земельных участков из ГКН.
Заявитель таким образом считает, что возможности восстановления и защиты его прав иным образом, кроме как посредством реализации права на судебную защиту по настоящему делу, по мнению общества, не имеется.
Принимая во внимание вышесказанное, доводы кассационной жалобы общества о существенном нарушении судами норм материального и процессуального права заслуживают внимания, в связи с чем жалобу с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6, статьей 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лестехстрой" передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение кассационной жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 14 декабря 2017 года, 10 час. 00 мин. в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15 зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Е.Е.БОРИСОВА