ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 марта 2023 г. N 310-ЭС22-25698
Судья Верховного Суда Российской Федерации Иваненко Ю.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 28.03.2022, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 и постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.09.2022 по делу N А62-7346/2021,
установил:
доводы кассационной жалобы не подтверждают наличие оснований, предусмотренных статьями 291.6, 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и пересмотра обжалуемых судебных актов, поскольку не позволяют сделать вывод о том, что при рассмотрении дела допущены нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, приведшие к судебной ошибке существенного и непреодолимого характера.
Суды, руководствуясь статьями 44, 45, частями 1 и 7 статьи 156, статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс), исходили из того, что на законодательном уровне для собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, основным способом установления и изменения размера платы за содержание жилого помещения определено волеизъявление собственников помещений, осуществляемое путем принятия решения об этом на общем собрании. Соблюдение данного требования направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц, а также на пресечение со стороны управляющей организации необоснованного изменения платы в одностороннем порядке.
Как следует из положений пункта 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (в редакции, действующей с 11.04.2018; далее - Правила N 491), решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации.
Управляющая организация обязана довести до собственников свои предложения относительно размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме способами, названными в данном пункте, самостоятельно инициируя проведение общего собрания по указанному вопросу, если, по мнению управляющей организации, возникла необходимость в изменении платы.
Судами установлено, что общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме N 13 в мкр. 2 г. Десногорска по вопросу изменения размера платы применительно к периоду, отраженному в предписании от 21.07.2021 N 0844/61/2021, не было инициировано.
Подтверждения доводам кассационной жалобы об обратном в материалах дела не имеется.
Относительно доводов муниципального унитарного предприятия "Комбинат коммунальных предприятий" со ссылкой на часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса необходимо отметить следующее.
Случаи принятия решения об установлении платы за содержание и ремонт жилого помещения в порядке указанной нормы конкретизированы пунктами 34, 36 Правил N 491.
Так, по смыслу пункта 34 Правил 491, установление платы за содержание жилого помещения осуществляется органом местного самоуправления, если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом. Размер платы определяется при выборе управляющей организации по итогам открытого конкурса. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
В силу пункта 36 Правила N 491 вынесение органом местного самоуправления решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме также предусмотрено для случая, если в качестве способа управления многоквартирным домом установлено непосредственное управление собственниками помещений в данном доме, которые при этом не приняли на общем собрании решение об установлении такой платы.
Согласно пунктам 34, 35, 36 Правил N 491 основанием установления платы органом местного самоуправления являются перечень, объем и стоимость услуг и работ по содержанию имущества, предусмотренные договором управления, заключенным с управляющей организацией, либо утвержденные решением общего собрания собственников помещений - при непосредственном управлении ими многоквартирным домом.
Из содержания решений Десногорского городского Совета от 28.11.2017 N 385, от 18.12.2018 N 488, от 21.02.2020 N 69 не усматривается, что они приняты в отношении перечней, объемов и стоимости услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме N 13 в мкр. 2 г. Десногорска, предусмотренных договором управления многоквартирным домом, заключенным с муниципальным унитарным предприятием "Комбинат коммунальных предприятий".
Следовательно, позиция предприятия о том, что в договоре управления многоквартирным домом стороны предусмотрели порядок определения платы за содержание общего имущества в отсутствие решения общего собрания собственников, соответствующий части 4 статьи 158 Жилищного кодекса, не может быть поддержана.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, вынесенными при правильном применении норм материального права.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
отказать муниципальному унитарному предприятию "Комбинат коммунальных предприятий" в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Ю.Г.ИВАНЕНКО