ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2017 г. N 75-АПГ17-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2016 г. N 209 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства" по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам на решение Верховного Суда Республики Карелия от 2 августа 2017 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Кондопожское муниципальное многоотраслевое предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее - Кондопожское ММП ЖКХ, предприятие) обратилось в Верховный Суд Республики Карелия с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам от 20 декабря 2016 г. N 209 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства".
Решением Верховного Суда Республики Карелия от 2 августа 2017 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Комитет обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции исходя из следующего.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования тарифов), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии со статьями 3 и 7 Закона о теплоснабжении регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с принципами соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, обеспечения доступности тепловой энергии (мощности) для потребителей, обеспечения экономической обоснованности расходов теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций на производство, передачу и сбыт тепловой энергии (мощности), теплоносителя.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Постановлением от 25 ноября 2015 г. N 194 "О тарифах на тепловую энергию и горячую воду Кондопожского муниципального многоотраслевого предприятия жилищно-коммунального хозяйства" предприятию установлены тарифы на тепловую энергию в экономически обоснованном размере на долгосрочный период регулирования с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. для всех групп потребителей регулируемой организации.
Оспариваемым постановлением административного ответчика от 20 декабря 2016 г. N 209 для населения, проживающего в городе Кондопога по адресам: улица Пролетарская, дом 22а; Октябрьское шоссе, дом 93, дом 97, дом 99, дом 101, дом 103; проспект Калинина, дом 2а; улица Бумажников, дом 38, дом 44; улица Заводская, дом 40; улица Строительная, дом 7; улица Советов, дом 3а, дом 5а, дом 7а, дом 9а, дом 11а, а также для населения, проживающего в деревне Тивдия Гирвасского сельского поселения, - установлены льготные тарифы на тепловую энергию согласно приложениям N 1 и N 2 на 2017 год (то есть величины тарифов для жителей указанных домов уменьшены).
Из материалов дела также следует, что до декабря 2011 года жители, проживающие в перечисленных домах, были подключены к тепловым сетям ОАО "Кондопога" и оплачивали тепловую энергию по тарифам, установленным для этой организации, и в меньшем размере, чем потребители Кондопожского ММП ЖКХ.
С указанного времени в связи с передачей тепловых сетей ОАО "Кондопога" в муниципальную собственность - теплоснабжающей организацией для всех потребителей города стало Кондопожское ММП ЖКХ.
В период с 2011 по 2015 гг. предприятию предоставлялись субсидии в целях компенсации разницы между экономически обоснованным размером тарифов и величиной льготных тарифов, установленных для указанного населения.
Удовлетворяя административного исковое заявление, суд первой инстанции исходил из того, что установление специального тарифа затрагивает права административного истца, поскольку отсутствует возможность компенсации потерь в доходах. Кроме того, на один период регулирования в отношении одной группы потребителей установлены разные величины тарифов, что не предусмотрено действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой инстанции.
Правила установления льготных тарифов предусмотрены частью 14 статьи 10 Закона о теплоснабжении и пунктом 52 Правил регулирования тарифов.
В рассматриваемом случае реализация субъектом Российской Федерации полномочий по возмещению ресурсоснабжающей организации расходов, обусловленных установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, осуществляется на основании нормативных правовых актов Республики Карелия, которыми утвержден порядок предоставления субсидий на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию. Сумма указанной компенсации ежегодно предусматривается Законами Республики Карелия "О бюджете Республики Карелия" (в виде субсидий).
На момент принятия оспариваемого нормативного правового акта порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным и муниципальным учреждениям) определяло постановление Правительства Республики Карелия от 5 февраля 2008 г. N 24-П, согласно которому одним из критериев отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий из бюджета Республики Карелия, являлось отсутствие решения арбитражного суда о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства. Со 2 февраля 2017 г. действует новый Порядок предоставления субсидии, утвержденный постановлением Правительства Республики Карелия от 30 января 2017 г. N 30-П, с аналогичным требованием к кандидату на получение субсидии.
Из материалов дела следует, что решением Арбитражного суда Республики Карелия от 27 октября 2016 г. по делу N А26-1654/2014 Кондопожское ММП ЖКХ признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство.
С целью реализации права на получение субсидии предприятие 14 февраля 2017 г. обратилось в Комитет с соответствующим заявлением.
Поскольку в отношении предприятия введена процедура банкротства, то регулируемой организации, как не соответствующей требованию Порядка предоставления субсидий, утвержденного постановлением Правительства Республики Карелия от 30 января 2017 г. N 30-П, в заключении соглашения о предоставлении субсидии на компенсацию части потерь в доходах, связанных с государственным регулированием тарифов на отпускаемую потребителям тепловую энергию на 2017 год, отказано.
Указанный отказ в предоставлении субсидии признан правомерным вступившим в законную силу решением суда Республики Карелия от 29 мая 2017 г. по делу А26-2825/2017.
С учетом данных обстоятельств установление для потребителей административного истца льготных тарифов в случае невозможности возмещения недополученной выручки нарушает его права и законные интересы как теплоснабжающей организации.
Помимо этого уменьшение тарифов для жителей определенной группы домов произведено в течение второго года долгосрочного периода регулирования, когда действовали экономически обоснованные тарифы для всех потребителей одной теплоснабжающей организации.
Экономического обоснования уменьшения тарифа для одной группы населения по отношению к другой группе - органом регулирования не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Верховного Суда Республики Карелия от 2 августа 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Карелия по ценам и тарифам - без удовлетворения.