ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 апреля 2022 г. N 301-ЭС22-5425
А17-5513/2020
Судья Верховного Суда Российской Федерации Павлова Н.В., изучив с материалами истребованного дела кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Л-Ком" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.04.2021 по делу N А17-5513/2020, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.01.2022 по тому же делу по исковому заявлению акционерного общества "АИГ страховая компания" к обществу с ограниченной ответственностью "Л-Ком", обществу с ограниченной ответственностью "Союз ДК" о возмещении ущерба в порядке суброгации в сумме 4 436 569,5 рубля,
при участии в деле общества с ограниченной ответственностью "Юнион Групп" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора,
установил:
как установлено судами и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Л-Ком" (г. Москва; далее - ООО "Л-Ком", заявитель) является собственником здания торгово-развлекательного центра "РИО", расположенного по адресу: город Москва, Дмитровское шоссе, дом 163а, корпус 1 (далее - здание).
Между ООО "Л-Ком" (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Юнион Групп" (г. Москва; далее - ООО "Юнион Групп", арендатор) заключен договор аренды от 12.03.2013 N 1, в соответствии с которым арендатору переданы нежилые помещения общей площадью 176 140,9 кв. м, расположенные в здании, а именно - подвал, этаж 1, а1, а2, 2.
Между ООО "Юнион Групп" (арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью "Союз ДК" (г. Иваново; далее - ООО "Союз ДК", субарендатор) заключен договор субаренды нежилого помещения от 01.11.2016 N О-16/01/11-16-К, согласно которому арендатор предоставляет, а субарендатор принимает в субаренду нежилое помещение общей площадью 11277 кв. м, расположенное на минус первом этаже здания.
Также договор субаренды был заключен между ООО "Юнион Групп" (арендатор) и обществом с ограниченной ответственностью "Хелли Хансен" (г. Москва; далее - ООО "Хелли Хансен", субарендатор). Согласно договору субаренды нежилого помещения от 23.01.2017 N ДВ65g/17-к арендатор обязуется предоставить, а субарендатор принимает в субаренду нежилое помещение общей площадью 252 квадратных метра, расположенное в здании на втором этаже, условный номер N B65g.
Между акционерным обществом "АИГ страховая компания" (г. Москва; далее - страховщик) и ООО "Хелли Хансен" (страхователь) заключен договор страхования имущества (далее - договор страхования) от всех рисков в отношении отделки помещений и товарных запасов страхователя, территорией страхования является г. Москва, Дмитровское шоссе, д. 163, корп. 1, ТЦ "РИО".
По условиям договора страхователь обязуется в указанный срок оплатить страховую премию и соблюдать условия настоящего договора, а страховщик обязуется при наступлении страхового случая выплатить страховое возмещение в соответствии с условиями договора.
Страхование, предусмотренное договором, действует с 23.03.2017 по 31.01.2018, оба дня включительно.
10.07.2017 в здании произошел пожар.
В результате пожара, как следует из постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 15.01.2018, обгорела складируемая текстильная продукция и товары народного потребления в торговых павильонах на минус первом этаж на площади 1000 кв. м, в результате пожара был задымлен внутренний объем здания на площади 70000 кв. м; причиной возникновения пожара послужило загорание горючих материалов от теплового проявления электрического тока при аварийном пожароопасном режиме работы, связанным с повышенной токовой нагрузкой (перегрузкой) в силовом электрическом кабеле, организации, ответственной за его эксплуатацию - ООО "Союз ДК".
Также постановление, как установлено судами при рассмотрении настоящего дела, содержит указание на то, что в ходе проверки выявлены признаки административного правонарушения, выраженные в нарушении требований Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режима", повлекшие причинение легкого вреда здоровью людей, а также уничтожение и повреждение чужого имущества.
Постановлением по делу об административном правонарушении от 18.10.2017, оставленным без изменения решением Бутырского районного суда города Москвы от 08.06.2018, ООО "Л-Ком" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ООО "Хелли Хансен" обратилось в адрес страховщика с заявлениями (извещениями) о наступлении страхового случая.
Пожар признан страховщиком страховым случаем, страховщиком по платежному поручению от 22.11.2017 N 44358 выплачено ООО "Хелли Хансен" страховое возмещение в сумме 4 436 569,5 рубля.
Ссылаясь на то, что страховщику в связи с выплатой страхового возмещения в порядке суброгации перешли права требования к лицам, виновным в возникновении пожара, а также ответственным за противопожарную безопасность, страховщик обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском по настоящему делу.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 01.04.2021, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 и постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.01.2022, исковые требования удовлетворены.
Разрешая спор, суды трех инстанций исходили из того, что причиной возникновения пожара послужили нарушения, допущенные ООО "Союз ДК" при эксплуатации силового электрического кабеля, а ООО "Л-Ком" были нарушены требования противопожарной безопасности (объемно-планировочные решения зданий и сооружений в совокупности с системой противодымной защиты не обеспечили предотвращение или ограничение распространения продуктов горения за пределы помещения и (или) пожарного отсека секции минус первого этажа здания для обеспечения безопасной эвакуации людей из здания), следовательно, поведение ООО "Союз ДК" и ООО "Л-Ком" противоправно и достаточно для причинения вреда.
Суды сослались на то, что с учетом характера допущенных нарушений, повреждение имущества ООО "Хелли Хансен" находится в причинно-следственной связи с противоправным бездействием ООО "Л-Ком" как собственника здания.
Суды также указали на то, что договор аренды не может изменять, перераспределять или ограничивать публичные обязанности сторон по обеспечению исполнения правил пожарной безопасности, вытекающие из норм законодательства. Само по себе наличие арендатора спорного помещения не освобождает собственника от необходимости соблюдения требований противопожарной безопасности.
Не согласившись с судебными актами, принятыми по настоящему делу, заявитель обратился с кассационной жалобой в Верховный Суд Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов, изложенных в жалобе заявителя, по материалам истребованного дела установлены основания для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
В кассационной жалобе заявитель указывает на то, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (пункт 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации; далее - Гражданский кодекс).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса).
Статьей 1080 Гражданского кодекса предусмотрено, что лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
Таким образом, солидарная ответственность наступает при наличии в действиях каждого из ответчиков состава правонарушения, включая: факт причинения вреда, вину причинителя вреда и причинно-следственную связь между незаконными действиями (бездействием) причинителя вреда и причинением вреда.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25, истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.
Требование страховщика, как указывает ООО "Л-Ком", основано на положениях статьи 1064 Гражданского кодекса, обязанность по возмещению вреда в соответствии с которой возникает при доказанности состава правонарушения, включающего наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда и его вину, размер причиненного вреда, а также причинно-следственную связь между противоправными действиями причинителя вреда и наступившими неблагоприятными последствиями.
По мнению заявителя, в его действиях отсутствует состав для возникновения обязательства по возмещению вреда, поскольку судами установлено, что причиной возникновения пожара, в результате которого был причинен вред имуществу ООО "Хелли Хансен", послужили нарушения, допущенные ООО "Союз ДК" при эксплуатации электрического кабеля.
Заявитель также полагает, что решение Бутырского районного суда города Москвы не может иметь преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела, поскольку такие элементы состава деликтного обязательства, как виновность и противоправность, не могут быть установлены в рамках дела об административном правонарушении, так как их содержание в деликтном обязательстве и в составе административного правонарушения являются различными.
В настоящем случае, с учетом установленных судами фактических обстоятельств, в обязанности именно ООО "Союз ДК", как указывает заявитель, входило обеспечение пожарной безопасности на минус первом этаже здания, что включало в себя не только обязанности по исключению возможности возникновения пожара, но и обеспечения ограничения распространения продуктов горения за пределы пожарного отсека минус первого этажа, так как данное помещение находилось в эксплуатации ООО "Союз ДК".
Следовательно, факт, в соответствии с которым ООО "Л-Ком" является собственником здания, в помещении которого произошел пожар, сам по себе не означает, что ООО "Л-Ком" безусловно должно отвечать за причиненные в результате пожара убытки.
Приведенные доводы, изложенные в кассационной жалобе заявителя, заслуживают внимания и признаются основанием для рассмотрения кассационной жалобы вместе с делом по существу в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Л-Ком" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 01.04.2021 по делу N А17-5513/2020, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2021 и постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.01.2022 по тому же делу с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Н.В.ПАВЛОВА