ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 апреля 2017 г. N 71-КГ17-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А., Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "БАЛТИК ЭКСПО" на определение судьи Калининградского областного суда от 31 мая 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 июня 2016 г. по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "БАЛТИК ЭКСПО" об оспаривании в части постановления правительства Калининградской области от 15 марта 2016 г. N 121 "О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Калининградской области от 31 октября 2013 г. N 800".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя ОАО "БАЛТИК ЭКСПО и "CZECHOSLOVAK ENERGY, OIL & GAS, a.s." Булычева А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., полагавшего состоявшиеся по делу судебные акты незаконными и необоснованными и поэтому подлежащими отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
постановлением правительства Калининградской области от 31 октября 2013 г. N 800 утверждена Программа подготовки к проведению в 2018 году чемпионата мира по футболу; в приложении N 2 к Программе перечислены мероприятия, объемы и источники ее финансирования.
Постановлением правительства Калининградской области от 15 марта 2016 г. N 121 мероприятия, объемы и источники финансирования Программы (приложение N 2) изложены в новой редакции согласно приложению N 3, в которое включен пункт 32 "Строительство надземного пешеходного перехода через Московский проспект, соединяющего ул. Зарайскую, наб. Ген. Трибуца, наб. Ген. Карбышева в г. Калининграде с объемом финансирования за счет бюджета Калининградской области в размере 345 млн рублей, прогнозный срок ввода объекта - декабрь 2017 года".
ОАО "БАЛТИК ЭКСПО, являясь арендатором земельного участка с кадастровым номером 39:15:140302:18 площадью 29 459 кв. м, расположенного в Московском районе города Калининграда по ул. Октябрьская 3а, на котором расположены принадлежащие административному истцу на праве собственности нежилые здания, обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления правительства Калининградской области от 15 марта 2016 г. N 121 в указанной части.
Определением судьи Калининградского областного суда от 31 мая 2016 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 июня 2016 г., в принятии административного иска отказано, поскольку на момент подачи заявления общество не являлось субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом, следовательно, не вправе оспаривать правовой акт в указанной части.
Определением судьи Калининградского областного суда от 9 августа 2016 г. обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
В кассационной жалобе, поданной ОАО "БАЛТИК ЭКСПО в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 13 января 2017 г. материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации. Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такие существенные нарушения норм процессуального права были допущены при рассмотрении вопроса о принятии административного искового заявления ОАО "БАЛТИК ЭКСПО".
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья исходил из того, что постановлением правительства Калининградской области от 25 марта 2015 г. N 156 "Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области" спорный земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимого имущества изъяты для государственных нужд Калининградской области для строительства улично-дорожной сети острова Октябрьский, обеспечивающей подъезд к стадиону, путем прекращения права аренды на участок и выкупа объектов недвижимого имущества и сославшись на положения статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пришел к выводу о том, что на момент принятия оспариваемого решения и на дату обращения с административным иском в суд ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" не является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым актом.
Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда, соглашаясь по существу с определением судья Калининградского областного суда, указала на ошибочность вывода о состоявшемся прекращении права аренды земельного участка и права собственности на объекты недвижимости, при этом сделала вывод, что оспариваемое постановление непосредственно не регулирует объем прав ОАО "БАЛТИК ЭКСПО", которое не является субъектом отношений, возникших по поводу планируемого строительства надземного пешеходного перехода и ОАО "БАЛТИК ЭКСПО" является лишь титульным арендатором участка, которое утратило право осуществления по собственному усмотрению землепользования до разрешения вопроса об изъятии участка.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами не согласна и считает их основанными на неверном толковании норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Лица, права которых на земельный участок прекращаются в силу его изъятия для государственных или муниципальных нужд, до дня прекращения данных прав владеют, пользуются и распоряжаются в соответствии с законом таким земельным участком по своему усмотрению (статьи 280 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", действовавшей до 1 января 2017 г.).
Как усматривается из материалов дела на основании постановления мэрии города Калининграда от 17 октября 1994 г. N 1435 (в редакции постановления от 9 апреля 2003 г. N 731) земельный участок площадью 29 459 кв. м, расположенный в Московском районе города Калининграда по ул. Октябрьская За, предоставлен обществу в аренду на 49 лет (л.д. 132 - 133).
На основании решений Арбитражного суда Калининградской области от 7 августа 2008 г. и 22 июня 2009 г. общество является собственником здания выставочного павильона и выставочного комплекса, расположенных на указанном земельном участке (л.д. 125 - 126).
Само по себе принятие правительством Калининградской области постановления правительства Калининградской области от 25 марта 2015 г. N 156 "Об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных нужд Калининградской области" не свидетельствует о прекращении права аренды на земельный участок и права собственности на расположенные на нем объекты капитального строительства ОАО "БАЛТИК ЭКСПО". При этом в материалах дела отсутствуют какие-либо доказательства прекращения права аренды и права собственности общества на указанные объекты недвижимости на основании соглашения об изъятии либо решения суда на момент обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Таким образом, ОАО "БАЛТИК ЭКСПО", является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом и в силу требований части 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании его не действующим в указанной части.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
определила:
определение судьи Калининградского областного суда от 31 мая 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калининградского областного суда от 21 июня 2016 г. отменить.
Административное исковое заявление открытого акционерного общества "БАЛТИК ЭКСПО" об оспаривании в части постановления правительства Калининградской области от 15 марта 2016 г. N 121 "О внесении изменений и дополнений в постановление правительства Калининградской области от 31 октября 2013 г. N 800" направить в Калининградский областной суд для рассмотрения по существу со стадии принятия.