ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 февраля 2018 г. N 305-ЭС17-23343
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н., изучив по материалам, приложенным к жалобе, кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Российской Федерации на постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 14.11.2017 по делу N А40-209102/2015 Арбитражного суда города Москвы,
установил:
акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны 530 994 рублей 20 копеек убытков, возникших в результате перевозки железнодорожным транспортом в 2013-2014 годах инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, и имеющих право льготного проезда в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Пенсионный фонд Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 28.02.2017 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2017, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Московского округа от 14.11.2017, решение суда первой инстанции отменено и иск удовлетворен.
Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой на принятые по делу судебные акты, ссылаясь на существенные нарушения судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если отсутствуют основания для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы, изученным по материалам, приложенным к ней, не установлено.
При рассмотрении дела судами установлено, что общество в 2013-2014 годах осуществляло перевозку инвалидов и участников Великой Отечественной войны в дальнем следовании с предоставлением льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте в соответствии с Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признав доказанным факт предоставления льгот (с учетом данных автоматизированной системы продажи пассажирских билетов "Экспресс", которые содержат информацию о фамилии, имени и отчестве пассажира, категории льготы, номере удостоверения, подтверждающего право на льготу, дате поездки, виде льготы (со скидкой или бесплатно), номере проездного документа, номере терминала, через который продан билет, полной стоимости проезда, с учетом НДС, фактически уплаченной пассажиром сумме, недополученной стоимости проезда и сумме НДС), суд апелляционной инстанции удовлетворил иск, руководствуясь положениями статей 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Соглашением о взаимном признании прав на льготный проезд для инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также лиц, приравненных к ним, от 12.03.1993, а также разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации".
Суд округа поддержал выводы суда апелляционной инстанции.
Довод жалобы о том, что обязанность по компенсации расходов возложена вышеназванным Соглашением на Российскую Федерацию только в части постоянно проживающих на ее территории граждан, рассмотрен судами и отклонен.
Российская Федерация в силу участия в действующем межгосударственном Соглашении от 12.03.1993 не прекратила свои обязательства по обеспечению предоставления льгот иностранным гражданам стран, являющихся участницами упомянутого Соглашения. Согласно статьям 6 и 7 этого Соглашения транспортные организации обязаны обеспечить льготные условия обслуживания лиц, указанных в этом Соглашении, независимо от места их проживания на основании листов талонов на льготный проезд, выданных другими странами по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготный проезд.
Таким образом, Российская Федерация, подписав межгосударственное Соглашение от 12.03.1993, установила льготы по оплате проезда на железнодорожном транспорте отдельным категориям иностранных лиц, поэтому она приняла на себя обязанность по возмещению расходов российских перевозчиков, связанных с предоставлением ими названных льгот. Однако фактическую реализацию мероприятий по предоставлению компенсационных выплат упомянутым перевозчикам Российская Федерация не обеспечила. При таких обстоятельствах суды пришли к выводу о наличии оснований для взыскания с Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны убытков в истребуемой сумме.
Исходя из вышеизложенного, оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
определил:
отказать Министерству финансов Российской Федерации в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Е.Н.ЗАРУБИНА