ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2017 г. N 80-КГ17-10
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Вавилычевой Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании 18 декабря 2017 г. гражданское дело по иску Смирнова Юрия Николаевича к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области о признании решения комиссии незаконным, обязании поставить на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения с соответствующим заявлением
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Гасанова Михаила Садыховича на решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 22 августа 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 декабря 2016 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., возражения на кассационную жалобу Смирнова Ю.Н.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Смирнов Ю.Н. 23 июня 2016 г. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области (далее - УФСИН России по Ульяновской области) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г. об отказе Смирнову Ю.Н. в постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России поставить Смирнова Ю.Н. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 17 марта 2014 г.
В обоснование заявленных требований Смирнов Ю.Н. указал, что проходит службу в должности оперативного дежурного дежурной части отдела режима федерального казенного учреждения "Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", имеет звание майора внутренней службы, выслугу лет в календарном исчислении более 21 года.
В целях реализации права на обеспечение жилым помещением он 17 марта 2014 г. обратился в УФСИН России по Ульяновской области с рапортом о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту им были приложены документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседании комиссии УФСИН России по Ульяновской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Ульяновской области и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Ульяновской области, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - подкомиссия УФСИН России по Ульяновской области), 4 августа 2014 г. было принято решение о направлении документов Смирнова Ю.Н. в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г. (выписка из протокола N 5) Смирнову Ю.Н. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По мнению Смирнова Ю.Н., данный отказ является незаконным, поскольку он и члены его семьи не обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области в суде заявленные Смирновым Ю.Н. требования не признал.
Представитель третьего лица федерального казенного учреждения "Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области" в суде исковые требования Смирнова Ю.Н. не признал.
Решением Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 22 августа 2016 г. исковые требования Смирнова Ю.Н. удовлетворены частично. Признано незаконным решение ФСИН России об отказе в постановке Смирнова Ю.Н. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. На ФСИН России возложена обязанность поставить Смирнова Ю.Н. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с составом семьи 5 человек с 17 марта 2014 г. В удовлетворении исковых требований к УФСИН России по Ульяновской области отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 декабря 2016 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России Гасанова М.С. ставится вопрос об отмене решения Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 22 августа 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 декабря 2016 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 8 августа 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 13 ноября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились представители ответчиков - ФСИН России и УФСИН России по Ульяновской области, представители третьих лиц - Управления Федерального казначейства по Ульяновской области, федерального казенного учреждения "Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области". Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее Смирнова Ю.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такие нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Смирнов Ю.Н. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, занимает должность оперативного дежурного дежурной части отдела режима федерального казенного учреждения "Димитровградская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области", имеет звание майора внутренней службы и выслугу лет в календарном исчислении более 21 года.
Смирнов Ю.Н. состоит в зарегистрированном браке с Смирновой (Веселкиной) Светланой Петровной, имеет сына Смирнова Ф.Ю., < ... > года рождения, дочь Смирнову Е.Ю., < ... > года рождения, дочь Смирнову А.Ю., < ... > года рождения.
Смирнов Ю.Н. с 16 декабря 2003 г., дочь Смирнова А.Ю. с 25 июня 2002 г., супруга Смирнова С.П. с детьми Смирновым Ф.Ю. и Смирновой Е.Ю. с 28 июня 2002 г. зарегистрированы в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: < ... > . Собственниками квартиры являются: дочь истца - Смирнова А.Ю. (доля в праве 1/3), мать истца - Смирнова С.Х. (доля в праве 2/3).
Смирнова С.Х. в данной квартире не зарегистрирована, с 5 июня 2000 г. Смирнова С.Х. зарегистрирована по адресу: < ... > .
17 марта 2014 г. Смирнов Ю.Н. обратился в УФСИН России по Ульяновской области с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата) в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно протоколу N 07-2014 заседания подкомиссии УФСИН России по Ульяновской области от 4 августа 2014 г. было принято решение о направлении документов Смирнова Ю.Н. в комиссию ФСИН России для решения вопроса о постановке его и членов его семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. В данном протоколе указано, что по представленным документам Смирнов Ю.Н. и члены его семьи (супруга Смирнова С.П., сын Смирнов Ф.Ю., дочь Смирнова Е.Ю., дочь Смирнова А.Ю. - собственник, общая долевая собственность, доля в праве 1/3) зарегистрированы и проживают в трехкомнатной квартире, общей площадью 75,85 кв. м, расположенной по адресу: < ... > . Подкомиссией УФСИН России по Ульяновской области сделан вывод о том, что обеспеченность Смирнова Ю.Н. и членов его семьи составляет 75,85 кв. м / 5 = 15,17 кв. м общей площади жилого помещения на 1 человека, что больше учетной нормы (15 кв. м общей площади), предусмотренной пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Решением комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г., оформленным выпиской из протокола N 5, Смирнову Ю.Н. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно выписке из протокола N 5 заседания комиссии ФСИН России от 2 февраля 2016 г. при определении обеспеченности истца и членов его семьи жилой площадью при постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты расчет производился исходя из площади занимаемой ими квартиры - 75,85 кв. метра.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Смирнова Ю.Н. к ФСИН России о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке Смирнова Ю.Н. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении на ФСИН России обязанности поставить Смирнова Ю.Н. на учет нуждающихся в получении единовременной социальной выплаты с составом семьи 5 человек с 17 марта 2014 г., суд первой инстанции исходил из того, что общая площадь жилого помещения, в котором проживают Смирнов Ю.Н. и члены его семьи, составляет 72,3 кв. м (без учета лоджий, балконов), мать Смирнова Ю.Н. - Смирнова С.Х. совместно с ним не проживает, членом семьи Смирнова Ю.Н. не является, в связи с чем имеются основания для постановки Смирнова Ю.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поскольку Смирнов Ю.Н. и члены его семьи обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. метров.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований Смирнова Ю.Н. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Смирнова Ю.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужила обеспеченность Смирнова Ю.Н. и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м, поскольку Смирновым Ю.Н. были представлены документы, содержащие противоречащие сведения в отношении общей площади занимаемой Смирновым Ю.Н. с членами его семьи квартиры (75,85 кв. м и 72,3 кв. м). Это лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Смирнова Ю.Н. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из пяти человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе Смирнову Ю.Н. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что доводы комиссии ФСИН России, приведенные в протоколе от 2 февраля 2016 г. N 5, об обеспеченности Смирнова Ю.Н. и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м являются необоснованными, поскольку комиссия ФСИН России исходила при расчетах из площади занимаемого Смирновым Ю.Н. с членами семьи жилого помещения 75,85 кв. м с учетом лоджий, балконов.
Между тем в нарушение приведенных норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны в отсутствие необходимых доказательств.
В материалах дела отсутствует в полном объеме учетное дело Смирнова Ю.Н., заведенное по заявлению (рапорту) Смирнова Ю.Н. о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со всеми документами, подтверждающими размер общей площади занимаемого Смирновым Ю.Н. и членами его семьи жилого помещения, на основании которых комиссия ФСИН России принимала оспариваемое решение об отказе в постановке Смирнова Ю.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв. м.
Из протокола судебного заседания суда первой инстанции от 22 августа 2016 г. видно, что учетное дело Смирнова Ю.Н. обозревалось в судебном заседании (л.д. 132), однако выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N < ... > от 15 января 2014 г., в которой общая площадь квартиры по адресу < ... > указана 75,85 кв. м, в материалах дела отсутствует. Вместе с тем эта выписка указана Смирновым Ю.Н. в приложении к его заявлению (рапорту) о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д. 120).
Кроме того, признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке Смирнова Ю.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд исходил из того, что Смирнов Ю.Н. после регистрации брака с супругой в 1995 г. с родителями совместно не проживал, из материалов учетного дела факт совместного проживания Смирнова Ю.Н. с матерью - Смирновой С.Х. не усматривается, в связи с чем полагал, что оснований для признания Смирновой С.Х. членом семьи Смирнова Ю.Н. не имеется. Данный вывод сделан судом без учета норм жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Членом семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
В справке общества с ограниченной ответственностью "Региональный информационный центр Димитровград" от 5 июля 2016 г. указано, что в жилом помещении по адресу < ... > , собственником которого является Смирнова С.Х., зарегистрированы: Смирнов Ю.Н. с 16 декабря 2003 г. как сын, Смирнова А.Ю. с 25 июня 2002 г. как внучка, Смирнова С.П. как невестка (сноха), Смирнов Ф.Ю. и Смирнова Е.Ю. как внук и внучка соответственно.
Ввиду приведенных обстоятельств выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Смирнов Ю.Н. не является членом семьи собственника жилого помещения (то есть Смирновой С.Х.) по адресу: < ... > , и у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке Смирнова Ю.Н. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела (представление Смирновым Ю.Н. документов, содержащих противоречащие сведения в отношении общей площади занимаемой им с членами семьи квартиры, а также обеспеченность Смирнова Ю.Н. и членов его семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Смирнова Ю.Н. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 22 августа 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 6 декабря 2016 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Железнодорожный районный суд г. Ульяновска.