ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 января 2020 г. N 310-ЭС19-21527
Судья Верховного Суда Российской Федерации Тютин Д.В. изучил по материалам истребованного дела кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области на постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 по делу N А36-3763/2019 Арбитражного суда Липецкой области,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гамма" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Администрации сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Гамма" (далее - ООО "Гамма", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 11.03.2019 N 048/04/14.32-38/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с применением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация сельского поселения Долгоруковский сельсовет Долгоруковского муниципального района Липецкой области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Липецкой области от 13.06.2019 (резолютивная часть от 03.06.2019), принятым в порядке упрощенного производства, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2019 решение суда первой инстанции отменено, требование общества удовлетворено, оспоренное постановление антимонопольного органа признано незаконным и отменено.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, полагая его незаконным и необоснованным.
Основаниями для отмены или изменения Судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных актов в порядке кассационного производства являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод, законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также защита охраняемых законом публичных интересов (часть 1 статьи 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При изучении доводов кассационной жалобы установлены основания для ее передачи с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов и материалов дела, на основании договора от 30.03.2016, заключенного администрацией с обществом с ограниченной ответственностью "ВОРОНЕЖПРОЕКТ", последним разработана единая проектно-сметная документация на проведение работ по капитальному ремонту площади с. Долгоруково, ул. Тимирязева, на общую сумму 19 857 900 рублей, состоящая из следующих разделов (локально-сметных расчетов): доска почета и флагшток; эстрада, цветники, памятник, дополнительные работы; наружное электроосвещение и электрооборудование; наружное электроосвещение и электроснабжение; покрытие площади; благоустройство территории (покрытие площади); малые архитектурные формы (установка мелких конструкций); покрытие площадки; устройство парковки; сети канализации (земляные работы).
В период с 16.06.2017 по 23.11.2017 администрацией заключено 183 договора (стоимостью до 100 000 рублей каждый) с обществом с ограниченной ответственностью "Квант" (далее - ООО "Квант"), ООО "Гамма", предпринимателем Пановым И.Л., предпринимателем Кузьминой Н.Н., областным государственным унитарным предприятием "Липецкдоравтоцентр" на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади по адресу с. Долгоруково, ул. Тимирязева", на общую сумму 16 805 876,16 рубля, на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Предметом каждого из договоров являлись работы по указанному объекту.
По результатам оценки материалов и информации, поступивших из УФСБ России по Липецкой области, комиссией антимонопольного органа принято решение от 18.12.2018 N 9260-02, согласно которому в действиях администрации и общества признан факт нарушения пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в достижении и реализации соглашения об уклонении от исполнения требований действующего законодательства о проведении торгов и заключении договоров на выполнение работ по объекту "Капитальный ремонт площади по адресу с. Долгоруково, ул. Тимирязева" в нарушение порядка, предусмотренного действующим законодательством, что ограничивает доступ на рынок подрядных работ.
В отношении ООО "Гамма" составлен протокол от 25.02.2019 N 048/04/14.32-38/2019 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.32 КоАП РФ, и принято оспоренное постановление от 11.03.2019 N 048/04/14.32-38/2019.
Суд первой инстанции, принимая решение и отказывая в удовлетворении требования общества, руководствовался, в том числе, нормами Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции, КоАП РФ, учел разъяснения, данные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", и пришел к выводу о наличии в деянии общества состава вмененного административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции, принимая постановление от 06.09.2019 и отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался теми же нормами права, но пришел к выводу, что в соответствии с изменениями, внесенными в КоАП РФ Федеральным законом от 17.04.2017 N 74-ФЗ и вступившими в силу с 28.04.2017, действия общества подпадали под диспозицию части 6 статьи 14.32 КоАП РФ, что улучшает положение лица, привлекаемого к административной ответственности. Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, оспоренное постановление антимонопольного органа содержит неправильную квалификацию правонарушения и подлежит признанию незаконным и отмене.
Выражая несогласие с обжалуемым судебным актом, антимонопольный орган, в том числе, полагает, что произведенная им квалификация являлась правильной, но даже при ином выводе у суда апелляционной инстанции не было оснований для признания оспоренного постановления незаконным в полном объеме: суду следовало признать постановление незаконным в части штрафа, превышающего размер, установленный в части 6 статьи 14.32 КоАП РФ.
Доводы антимонопольного органа заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.9 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
передать кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Д.В.ТЮТИН