ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 июля 2018 г. N 5-КГ18-111
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 июля 2018 г. гражданское дело по иску Жучкова Ивана Александровича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве о признании приказов об увольнении незаконными и их отмене, восстановлении в должности, признании незаконными бездействия ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, выразившегося в ненаправлении личного дела Жучкова И.А. для решения вопроса о переводе, и отказа в выплате материальной помощи, взыскании материальной помощи, судебных расходов, морального вреда
по кассационной жалобе Жучкова Ивана Александровича на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 октября 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены частично (взыскана материальная помощь, компенсация морального вреда и судебные расходы на оплату услуг представителя).
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., выслушав объяснения Жучкова И.А. и его представителя Гришакова И.Н. (по устному ходатайству), поддержавших доводы кассационной жалобы, мнение представителей Министерства внутренних дел Российской Федерации Сафоновой Ю.Б. и Калиничевой Е.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей доводы кассационной жалобы обоснованными, обжалуемые судебные постановления подлежащими отмене в части отказа в удовлетворении иска с направлением дела в этой части на новое рассмотрение в суд первой инстанции,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Жучков Иван Александрович 1 сентября 2016 г. обратился в Замоскворецкий районный суд г. Москвы с иском к Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России), ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве (далее также - ликвидационная комиссия УФМС России по г. Москве) о признании незаконными и отмене приказов МВД России от 1 августа 2016 г. N 844 л/с и председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве от 2 августа 2016 г. N 322 л/с в части расторжения с ним контракта, восстановлении в прежней занимаемой должности инспектора отделения проведения проверочных мероприятий N 2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве, признании незаконным бездействия ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве, выразившегося в ненаправлении личного дела истца для решения вопроса о переводе, взыскании судебных расходов (гражданскому делу присвоен номер 2-309/2017).
5 октября 2016 г. Жучков И.А. обратился в Замоскворецкий районный суд г. Москвы суд с иском к МВД России, ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве о признании незаконным бездействия ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве по выплате ему материальной помощи, взыскании материальной помощи в виде денежной суммы в размере одного оклада денежного содержания, компенсации морального вреда в размере 5000 руб. (гражданскому делу присвоен номер 2-1287/2017).
Определением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 г. гражданские дела N 2-309/2017 и N 2-1287/2017 по искам Жучкова И.А. к МВД России, ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве объединены в одно производство, гражданскому делу присвоен номер 2-309/2017.
В обоснование исковых требований Жучков И.А. ссылался на то, что он являлся сотрудником органов внутренних дел, был прикомандирован к Федеральной миграционной службе (далее также - ФМС России) с оставлением в кадрах органов внутренних дел.
На момент издания Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156) Жучков И.А. занимал должность инспектора отделения проведения проверочных мероприятий N 2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве, имел звание старшего лейтенанта внутренней службы.
В связи с упразднением ФМС России на основании Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Жучков И.А. 27 апреля 2016 г. был ознакомлен с уведомлением о предстоящем расторжении контракта и об увольнении со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
С 5 июля 2016 г. Жучков И.А. неоднократно обращался с рапортами на имя врио начальника УФМС России по г. Москве, председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве с просьбой ознакомить его с новым штатным расписанием и со всеми вакантными должностями для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел.
6 июля 2016 г. Жучков И.А. подал рапорт на имя начальника 3-го отдельного батальона полиции Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений г. Москвы федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве" с просьбой о предоставлении ему в этом подразделении вакантной должности. Его просьба была удовлетворена, и ему предложена вакантная должность, имевшаяся в данном учреждении. В этот же день Жучковым И.А. был подан рапорт на имя врио начальника УФМС России по г. Москве о его переводе для дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел в 3-й отдельный батальон полиции Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений г. Москвы федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве". На рапорте имелась резолюция начальника этого учреждения об имеющейся вакансии, однако рапорт рассмотрен не был, личное дело Жучкова И.А. никуда не направлялось, сведения о том, что в отношении его имел место отказ в переводе, отсутствуют.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2016 г. N 844 л/с со старшим лейтенантом внутренней службы Жучковым И.А., состоящим в кадрах органов внутренних дел и прикомандированным к ФМС России (УФМС России по г. Москве), расторгнут контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
На основании приказа председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве от 2 августа 2016 г. N 322 л/с с Жучковым И.А. расторгнут контракт по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) и установлена дата его увольнения со службы в органах внутренних дел - 2 августа 2016 г.
По мнению Жучкова И.А., его увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", произведено с нарушением установленного законом порядка, поскольку на момент увольнения он являлся сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным для прохождения службы в УФМС г. Москвы, и должен был быть зачислен в распоряжение в МВД России, которое, в свою очередь, обязано было провести мероприятия, связанные с его трудоустройством: предложить ему равноценную либо нижестоящую должности в органах внутренних дел, а в случае его несогласия ни с одним из предложенных вариантов либо отсутствия вакантной должности, которую он мог занять в соответствии с его образованием, квалификацией и состоянием здоровья, он подлежал увольнению из органов внутренних дел. Процедура увольнения ответчиками соблюдена не была.
Кроме того, Жучков И.А. полагал, что ответчиками не были учтены требования статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации (преимущественное право оставления на работе), увольнение произведено без учета мнения профсоюза, а также не принято во внимание, что истец с 1 августа 2016 г. был временно нетрудоспособным.
Истец считал незаконным отказ в выплате ему материальной помощи, предусмотренной частью 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", так как выплата материальной помощи один раз в год сотруднику органов внутренних дел являлась обязательной в силу пунктов 135, 136 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от 31 января 2013 г. N 65.
Решением Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 г. в удовлетворении исковых требований Жучкова И.А. к МВД России, ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве о признании приказов об увольнении незаконными и их отмене, восстановлении в должности отказано.
Исковые требования Жучкова И.А. о взыскании материальной помощи, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворены частично.
С ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве в пользу Жучкова И.А. взысканы материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания, компенсация морального вреда в размере 5 000 руб., судебные расходы на оплату услуг представителя в сумме 10 000 руб.
В части исковых требований, заявленных к МВД России о взыскании материальной помощи, компенсации морального вреда и судебных расходов отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 октября 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Жучкова И.А. ставится вопрос о передаче жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены указанных судебных постановлений в части отказа в удовлетворении исковых требований Жучкова И.А.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 30 марта 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 13 июня 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению в связи с наличием для этого предусмотренных законом оснований.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; далее - ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Жучков И.А. являлся сотрудником органов внутренних дел, прикомандированным к Федеральной миграционной службе с оставлением в кадрах органов внутренних дел, имел звание старшего лейтенанта внутренней службы.
15 июня 2011 г. Управлением социальной защиты населения района Бибирево г. Москвы Жучкову И.А. выдано удостоверение многодетной семьи.
Приказом начальника УФМС России по г. Москве от 21 ноября 2014 г. N 721 л/с Жучков И.А. назначен на должность инспектора отделения проведения проверочных мероприятий N 2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве с 1 декабря 2014 г.
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена, Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы, а также штатная численность с сокращением на 30 процентов (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156).
27 апреля 2016 г. Жучков И.А. был уведомлен начальником УФМС России по г. Москве о предстоящем расторжении контракта и увольнении из органов внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
4 июля 2016 г. Жучкову И.А. предложено ознакомиться с представлением к увольнению из органов внутренних дел Российской Федерации, Жучков И.А. данное представление не подписал.
Жучков И.А. неоднократно обращался к руководству УФМС России по г. Москве, председателю ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве, начальнику ГУ МВД России по г. Москве с рапортами о зачислении его в распоряжение органов внутренних дел, об ознакомлении с новым штатным расписанием и со всеми имеющимися в органах внутренних дел вакантными должностями, соответствующими его квалификации, опыту работы, специальному званию и профессиональным навыкам, для трудоустройства и дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел, просил учесть стаж его работы на аттестованных должностях в органах внутренних дел Российской Федерации с 1999 года, наличие высшего юридического образования, а также статус многодетного родителя, что дает ему преимущественное право оставления на службе при сокращении штатов, и то, что он является членом межрегионального профсоюза "Московский профсоюз полиции" (т. 2, л.д. 28, 30, 34 - 41).
В материалах дела также имеются рапорты Жучкова И.А. на имя врио начальника УФМС России по г. Москве от 6 июля 2016 г. и председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве от 19 июля 2016 г. о рассмотрении вопроса о его переводе для дальнейшего прохождения службы в 3-й отдельный батальон полиции Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений г. Москвы федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве" на должность инспектора (службы). На рапортах имеются резолюции начальника указанного учреждения об имеющейся в данном учреждении вакансии от 6 и 20 июля 2016 г.
25 июля 2016 г. начальником федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве" в адрес председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве направлено письмо с просьбой выслать личное дело Жучкова И.А. для рассмотрения его рапорта о дальнейшем прохождении им службы в органах внутренних дел.
Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 1 августа 2016 г. N 844 л/с со старшим лейтенантом внутренней службы Жучковым И.А., прикомандированным к ФМС России (УФМС России по г. Москве), состоящим в кадрах органов внутренних дел Российской Федерации, расторгнут контракт и он уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве от 2 августа 2016 г. N 322 л/с со старшим лейтенантом внутренней службы Жучковым И.А., инспектором отделения проведения проверочных мероприятий N 2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве, расторгнут контракт по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", установлена дата увольнения - 2 августа 2016 г.
В этот же день 2 августа 2016 г. Жучкову И.А. письмом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве сообщено о том, что в ликвидационную комиссию УФМС России по г. Москве 25 июля 2016 г. поступил запрос федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве" на его личное дело, ликвидационной комиссией УФМС России по г. Москве проводятся мероприятия по исполнению данного запроса.
6 сентября 2016 г. приказом председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве N 342 л/с в приказ от 2 августа 2016 г. N 322 л/с были внесены изменения, установлена дата увольнения Жучкова И.А. - с 6 сентября 2016 г.
Из материалов дела видно, что 21 ноября 2016 г. Управление внутренних дел по Северо-Восточному административному округу г. Москвы (УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве) обратилось в адрес председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве с просьбой выслать в адрес УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве личное дело Жучкова И.А. с отзывом о его работе для решения вопроса по рапорту Жучкова И.А. о трудоустройстве в УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве (письмо УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 21 ноября 2016 г. N 09/5-05).
Согласно письменным ответам ГУ МВД России по г. Москве от 1 июня 2017 г. и УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве от 14 июня 2017 г. личное дело Жучкова И.А. на архивное хранение в зональный информационный центр ГУ МВД России по г. Москве не поступало, а также не поступало в УВД по СВАО ГУ МВД России по г. Москве (т. 2, л.д. 191, 192).
Разрешая спор и отказывая Жучкову И.А. в удовлетворении исковых требований о признании приказов об увольнении незаконными, восстановлении на службе, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказа ФМС России от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", регламентирующего, в частности, порядок прохождения службы в структуре ФМС России прикомандированных к ФМС России сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, пришел к выводу о том, что порядок увольнения истца по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", ответчиками не нарушен.
При этом суд исходил из того, что Жучков И.А. был прикомандирован к ФМС России, замещал должность инспектора отделения проведения проверочных мероприятий N 2 отдела организации иммиграционного контроля УФМС России по г. Москве, должность в органах внутренних дел не замещал, его увольнение обусловлено выполнением Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156, связано с упразднением ФМС России, ликвидацией УФМС России по г. Москве и произведено уполномоченным лицом с соблюдением установленного порядка увольнения (истец был в предусмотренный срок уведомлен о предстоящем сокращении должности и увольнении, с ним проведена беседа, произведены выплаты при увольнении, вручена трудовая книжка), оснований, предусмотренных частью 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" для зачисления Жучкова И.А. в распоряжение органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, не имелось.
По мнению суда первой инстанции, нормативными актами на МВД России не возложена обязанность по принятию на службу сотрудника, прикомандированного к УФМС России по г. Москве, в связи с упразднением ФМС России, а те обстоятельства, что Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 штатная численность упраздняемой ФМС России передана МВД России с сокращением на 30 процентов, что в структуру центрального аппарата МВД России введено Главное управление по вопросам миграции и в штатное расписание ГУ МВД по г. Москве введены должности инспекторов по вопросам миграции, не свидетельствуют о наличии такой обязанности, поскольку положительного решения в отношении Жучкова И.А. о переводе его для прохождения службы в МВД России не принималось.
Отклоняя довод истца о том, что при увольнении ему не были предложены вакантные должности в МВД России, суд первой инстанции указал, что при упразднении ФМС России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 все должности сотрудников органов внутренних дел в УФМС России по г. Москве были сокращены, в связи с этим возможности перевода Жучкова И.А. на иную должность не имелось, таким образом, ответчиками не были нарушены требования части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а кроме того, данная норма не возлагает на ответчиков обязанности в случае сокращения должности сотрудника предлагать ему для перевода иные должности в других органах внутренних дел.
Удовлетворяя частично исковые требования Жучкова И.А. о взыскании материальной помощи, суд первой инстанции исходил из того, что Жучков И.А. не получал выплату материальной помощи, предусмотренной частью 3 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Установив нарушение прав истца на получение материальной помощи в размере одного оклада денежного содержания, суд первой инстанции взыскал с ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве компенсацию морального вреда на основании статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, определив ее размер с учетом требований разумности и справедливости в сумме 5 000 руб., а также оплату услуг представителя - 10 000 руб.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении исковых требований Жучкова И.А. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются в том числе Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел может проходить службу в органах внутренних дел в случае его зачисления в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения либо в случае прикомандирования, предусмотренного статьей 32 названного федерального закона. При этом сотрудник не замещает должность в органах внутренних дел. Федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации могут быть установлены другие случаи прохождения сотрудником службы в органах внутренних дел, когда он не замещает должность в органах внутренних дел.
Согласно частям 1 и 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, сотрудник органов внутренних дел с его согласия может быть прикомандирован к федеральному органу государственной власти, иному государственному органу или к организации с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Порядок прикомандирования сотрудников органов внутренних дел, особенности обеспечения их денежным довольствием и особенности прохождения ими службы в органах внутренних дел в период прикомандирования устанавливаются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с частью 29 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и частью 2 статьи 32 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ Указом Президента Российской Федерации от 7 июня 2013 г. N 547 утверждено Положение о порядке прикомандирования сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения предусмотрено, что сотрудники прикомандировываются к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или организациям для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения установлено, что сотрудники, прикомандированные к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям, проходят службу в органах внутренних дел в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ с учетом особенностей, установленных Положением.
На прикомандированных сотрудников и членов их семей распространяются гарантии социальной защиты и иные социальные гарантии, предусмотренные для сотрудников и членов их семей законодательством Российской Федерации (пункт 16 Положения).
Из приведенного правового регулирования следует, что на сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к федеральным органам государственной власти, распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ и предоставляемые сотрудникам органов внутренних дел, проходящим службу на соответствующих должностях в органах внутренних дел, включая гарантии при увольнении в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Пунктом 10.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 1999 г. N 1038 (действовавшей в период прикомандирования Жучкова И.А. к УФМС России по г. Москве и утратившей силу в связи с изданием приказа Министерства внутренних дел Российской Федерации от 1 февраля 2018 г. N 50 "Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации"), было предусмотрено, что учет прикомандированных сотрудников, контроль за соблюдением порядка прохождения ими службы осуществляется Главным управлением кадров и кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Аналогичные нормы в отношении прикомандированных сотрудников органов внутренних дел содержатся и в действующем в настоящее время Положении о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденном приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. N 660.
Так, согласно пункту 10.3 названного положения основными задачами Департамента является в том числе осуществление взаимодействия с Федеральной миграционной службой в области кадрового обеспечения, мобилизационной подготовки и мобилизации, гражданской обороны.
Основными функциями Департамента являются, в частности: организация контроля за прохождением службы сотрудниками органов внутренних дел, прикомандированными к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям с оставлением в кадрах МВД России; организация работы по дальнейшему прохождению службы сотрудниками по окончании прикомандирования к федеральным органам государственной власти, иным государственным органам или к организациям и командирования за пределы территории Российской Федерации для участия в соответствии с законодательством Российской Федерации в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности (пункты 11.26, 11.28 Положения о Департаменте государственной службы и кадров Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 16 июня 2011 г. N 660).
Указом Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба.
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Министерству внутренних дел Российской Федерации переданы функции, полномочия и штатная численность упраздняемой Федеральной миграционной службы с сокращением на 30 процентов.
Пунктом 3 этого указа установлено, что Министерство внутренних дел Российской Федерации является правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 Правительством Российской Федерации 26 мая 2016 г. издано распоряжение N 1025-р.
Подпунктом "е" пункта 4 названного распоряжения председателю ликвидационной комиссии ФМС России предписано принять меры по обеспечению гарантий и компенсаций в соответствии с законодательством Российской Федерации сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМС России, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России.
Определенные гарантии правовой защиты прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы установлены Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" (далее также - Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Так, в соответствии с пунктом 29 статьи 33 названного закона сотрудники органов внутренних дел, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, назначаются на должности в органах внутренних дел без учета требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ. Перевод указанных сотрудников на вышестоящие должности осуществляется с соблюдением квалификационных требований, установленных частью 2 статьи 9 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Сотрудники, прикомандированные к Федеральной миграционной службе, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в Федеральной миграционной службе, и работники Федеральной миграционной службы исполняют полномочия, предусмотренные законодательством в сфере миграции, до завершения организационно-штатных мероприятий, но не позднее 31 декабря 2016 года (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 305-ФЗ).
Пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ установлено, что контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Частью 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ определено, что расторжение контракта по основанию, предусмотренному пунктами 8, 11 или 12 части 2 данной статьи, осуществляется по инициативе одной из сторон контракта. При этом расторжение контракта по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел.
Согласно части 1 статьи 30 названного закона перевод сотрудника органов внутренних дел в случаях, установленных данным федеральным законом, на вышестоящую, равнозначную или нижестоящую должность в органах внутренних дел, в другую местность либо в связи с его зачислением в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел допускается с согласия сотрудника, выраженного в письменной форме, если иное не предусмотрено этим федеральным законом.
Сами условия и порядок перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность приведены в статье 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Пунктом 1 части 1 и частью 4 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ предусмотрено, что при сокращении должностей в органах внутренних дел правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим сокращаемую должность, продолжаются в случае предоставления сотруднику с учетом уровня его квалификации, образования и стажа службы в органах внутренних дел (выслуги лет) или стажа (опыта) работы по специальности возможности замещения иной должности в органах внутренних дел. Сотрудник органов внутренних дел в случае отказа от предложенной ему для замещения иной должности в органах внутренних дел либо от направления на обучение по дополнительным профессиональным программам освобождается от замещаемой должности и увольняется со службы в органах внутренних дел. В этом случае контракт с сотрудником расторгается в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 82 указанного федерального закона.
Для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные данным федеральным законом правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией) (часть 9 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в том числе в случаях упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел; проведения процедуры увольнения сотрудника со службы в органах внутренних дел; окончания срока прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 этого федерального закона (пункты 1, 3, 9 части 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).
Исходя из изложенных норм материального права в их системной взаимосвязи сотрудники органов внутренних дел с их согласия для выполнения задач, связанных непосредственно с деятельностью федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, могут быть прикомандированы к федеральному органу государственной власти с оставлением в кадрах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. К таким сотрудникам относятся, в частности, сотрудники органов внутренних дел, которые были прикомандированы к Федеральной миграционной службе. После упразднения Федеральной миграционной службы и окончания в связи с этим срока прикомандирования сотрудников органов внутренних дел в отношении таких сотрудников, изъявивших желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта, кадровыми подразделениями МВД России должны проводится мероприятия по решению вопроса о занятии этими сотрудниками соответствующих должностей в структуре органов внутренних дел. До решения вопроса о порядке и условиях дальнейшего прохождения службы прикомандированными сотрудниками органов внутренних дел такие сотрудники подлежат зачислению в распоряжение соответствующего территориального органа внутренних дел. При этом такие сотрудники считаются продолжающими службу в органах внутренних дел. И только в случае невозможности перевода или отказа прикомандированных сотрудников органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел такие сотрудники подлежат увольнению по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником).
Между тем судебные инстанции вследствие неправильного толкования норм материального права, регулирующих основания и порядок увольнения по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) прикомандированных сотрудников в связи с упразднением Федеральной миграционной службы, пришли к ошибочному выводу о том, что в отношении Жучкова И.А., являвшегося прикомандированным сотрудником органов внутренних дел, проходившим службу в упраздненной Федеральной миграционной службе, был соблюден порядок увольнения из органов внутренних дел и не имелось оснований, предусмотренных частью 10 статьи 36 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", для зачисления Жучкова И.А. в распоряжение органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Как усматривается из материалов дела, старшим лейтенантом внутренней службы Жучковым И.А. были поданы рапорты на имя врио начальника УФМС России по г. Москве от 6 июля 2016 г. и председателя ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве от 19 июля 2016 г. для рассмотрения вопроса о его переводе для дальнейшего прохождения службы на должность инспектора (службы) в 3-й отдельный батальон полиции Центра по охране объектов органов государственной власти и правительственных учреждений г. Москвы федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Москве", а также подан рапорт о трудоустройстве в УВД по СВАО ГУ МВД по г. Москве, которые не были рассмотрены, ответ на них Жучкову И.А не дан, личное дело Жучкова И.А. ликвидационной комиссией УФМС России по г. Москве в подразделения органов внутренних дел не передавалось (л.д. 42, 43, 44, 45, 92, 191, 192).
Ввиду того, что старший лейтенант внутренней службы Жучков И.А. на момент увольнения являлся прикомандированным сотрудником, проходившим службу в органах внутренних дел, на которого при увольнении по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, распространяются гарантии, в том числе по решению вопроса о переводе на вакантные должности, имеющиеся в органах внутренних дел на момент увольнения, и он изъявил желание продолжить службу в органах внутренних дел путем подачи соответствующего рапорта, суждения судов первой и апелляционной инстанций о том, что Федеральная миграционная служба упразднена и сокращены все должности сотрудников органов внутренних дел в УФМС России по г. Москве, в связи с чем у ответчиков отсутствовала возможность перевода Жучкова И.А. на иную должность, а законом не установлена обязанность по предложению ему иных должностей в органах внутренних дел, противоречат приведенному выше правовому регулированию.
С учетом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права - части 7 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, устанавливающей, что расторжение контракта с сотрудником органов внутренних дел по пункту 11 части 2 названной статьи закона (в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником) по инициативе руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя допускается только в случае невозможности перевода или отказа сотрудника органов внутренних дел от перевода на иную должность в органах внутренних дел, и статьи 30 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, определяющей порядок перевода сотрудника органов внутренних дел, - юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию для решения вопроса о законности увольнения Жучкова И.А. со службы в органах внутренних дел по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ являлось установление обстоятельств соблюдения МВД России процедуры увольнения Жучкова И.А. со службы, в частности того, исполнена ли должным образом обязанность по предложению ему имеющихся в распоряжении органа внутренних дел вакантных должностей, соответствующих уровню квалификации, образованию и стажу службы, опыту работы по специальности.
Однако в нарушение положений приведенных норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, в том числе соблюдение ответчиками процедуры увольнения со службы Жучкова И.А. по пункту 11 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, судебными инстанциями не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем вывод судебных инстанций о соблюдении МВД России порядка увольнения Жучкова И.А. со службы по данному основанию является неправомерным.
Нельзя признать законным и довод судебных инстанций о том, что увольнение старшего лейтенанта внутренней службы Жучкова И.А. обусловлено выполнением Указа Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", в котором отсутствует указание на то, что сотрудники ликвидированной Федеральной миграционной службы, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода.
Указ Президента Российской Федерации от 5 апреля 2016 г. N 156 не содержит норм, регулирующих порядок увольнения сотрудников органов внутренних дел, прикомандированных к Федеральной миграционной службе. Такой порядок установлен Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
Ссылка суда первой инстанции в обоснование законности увольнения старшего лейтенанта внутренней службы Жучкова И.А. в связи с упразднением Федеральной миграционной службы на приказ Федеральной миграционной службы от 15 апреля 2013 г. N 199 "Об особенностях применения в отношении сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированных к ФМС России, приказа МВД России от 30 ноября 2012 г. N 1065 "О некоторых вопросах назначения на должности в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации" необоснованна, поскольку ни тот, ни другой приказ не содержит норм, регулирующих порядок увольнения прикомандированных к Федеральной миграционной службе сотрудников органов внутренних дел в связи с упразднением Федеральной миграционной службы и окончанием срока прикомандирования и предоставления таким сотрудникам ввиду увольнения соответствующих гарантий.
В связи с приведенными обстоятельствами решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции, оставившее его без изменения, в части отказа в удовлетворении исковых требований Жучкова И.А. о признании приказов об увольнении незаконными и их отмене, восстановлении в должности, признании незаконным бездействия ликвидационной комиссии УФМС России по г. Москве, выразившегося в ненаправлении его личного дела Жучкова И.А. для решения вопроса о его переводе, нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов истца, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в указанной части и направления в этой части дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в названной части в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 21 июня 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 4 октября 2017 г. отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований Жучкова Ивана Александровича к Министерству внутренних дел Российской Федерации, ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве о признании приказов об увольнении незаконными и их отмене, восстановлении в должности, признании незаконным бездействия ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по г. Москве, выразившегося в ненаправлении личного дела Жучкова И.А. для решения вопроса о его переводе.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Замоскворецкий районный суд г. Москвы.