ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 16 марта 2020 г. N 303-ЭС20-1411
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив кассационную жалобу (с дополнением) Контрольно-счетной палаты Камчатского края (далее также - счетная палата) на решение Арбитражного суда Камчатского края от 21.06.2019 по делу N А24-4190/2018, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 и постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.12.2019 по тому же делу
по заявлению администрации Пионерского сельского поселения Елизовского муниципального района в Камчатском крае (далее - администрация Пионерского сельского поселения) к счетной палате о признании недействительным представления от 23.05.2018 N 18,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - публичного акционерного общества энергетики и электрификации "Камчатскэнерго", Министерства строительства Камчатского края,
установила:
решением Арбитражного суда Камчатского края от 21.06.2019, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2019 и постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 04.12.2019, заявленные требования удовлетворены частично, представление счетной палаты от 18.05.2018 N 18 признано недействительным в части указания на принятие мер по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ). В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Контрольно-счетная палата Камчатского края возражает против указанных судебных актов в части, в которой требования администрации Пионерского сельского поселения удовлетворены. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального права и настаивает на том, что в полномочия контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации входит выдача представлений, касающихся соблюдения законодательства о закупках для государственных нужд.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как усматривается из судебных актов, Контрольно-счетная палата Камчатского края при участии Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД по Камчатскому краю провела контрольное мероприятие в отношении администрации Пионерского сельского поселения по вопросу законности использования средств субсидии, выделенных из бюджета Камчатского края на реализацию мероприятий по стимулированию жилищного строительства и осуществление капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности.
По результатам проверки выявлено нецелевое использование средств субсидии из областного бюджета в размере 64 583 900 рублей ввиду направления их на оплату услуг, результатом которых не является создание объектов муниципальной собственности.
В представлении от 23.05.2018 N 18 счетная палата указала на данное нарушение, кроме того потребовала принять меры по соблюдению положений Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в части размещения плана графика закупок на официальном сайте, извещения в единой информационной системе в установленные сроки; не заключения договоров, предмет которых не соответствует наименованию и описанию объектов закупки.
Руководствуясь статьями 266.1, 268.1, 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положениями федеральных законов от 05.04.2013 N 44-ФЗ, от 07.02.2011 N 6-ФЗ "Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований", Законом Камчатского края от 16.09.2011 N 658 "О Контрольно-счетной палате Камчатского края", суды пришли к выводу, что возлагая указанным представлением на администрацию Пионерского сельского поселения обязанность обеспечить соблюдение законодательства о контрактной системе, счетная палата вышла за пределы имеющихся полномочий.
Действующее законодательство разграничивает правоотношения, которые связаны с планированием, финансовым обеспечением, принятием и исполнением расходных обязательств публичного образования, возникающих из государственных и муниципальных контрактов, регулируемые бюджетным правом, и правоотношения в сфере размещения, заключения и исполнения таких контрактов.
Полномочия контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации по осуществлению внешнего государственного финансового контроля в сфере закупок для государственных нужд определены Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ. В соответствии с частью 1 статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации осуществляется аудит в сфере закупок, существо которого обозначено в части 2 данной статьи и сводится к анализу и оценке результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.
Требования, изложенные в представлении Контрольно-счетной палаты Камчатского края, касаются соблюдения процедуры размещения государственного заказа, заключения государственных контрактов и выходят за рамки бюджетных правоотношений. Содержание данных требований не позволяет расценивать их как соответствующие понятию аудита в сфере закупок, названному в части 2 статьи 98 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. Каких-либо разъяснений, способствующих пониманию этих требований в контексте целей аудита, от счетной палаты в судебное разбирательство не поступило. Отсутствуют они и в кассационной жалобе.
Контрольно-счетный орган не лишен возможности указывать на нарушения отраслевого законодательства в случае, если такое указание находится в непосредственной взаимосвязи с возложенными на него задачами и функциями в сфере внешнего финансового контроля.
Содержание судебных актов свидетельствует, что спорные положения представления правильно истолкованы судами и получили надлежащую правовую оценку. Доводы кассационной жалобы не указывают на допущенное судами существенное нарушение норм права, основаны на ошибочном понимании норм действующего законодательства.
Оснований для отмены либо изменения судебных актов, предусмотренных статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, из доводов кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Контрольно-счетной палате Камчатского края в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА