ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 14 декабря 2017 г. N 16-АПГ17-11
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Давыдова М.А., Коляева С.А. и Аслановой З.А. о признании недействующим постановления Губернатора Волгоградской области от 27 декабря 2016 г. N 1013 "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области за 2017 год", по апелляционной жалобе Давыдова М.А., Коляева С.А. и Аслановой З.А. на решение Волгоградского областного суда от 06 июля 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Губернатора Волгоградской области - Александрова А.М. представителя Комитета тарифного регулирования Волгоградской области Орловой В.В., представителя Волгоградской городской Думы Орлова В.Ю., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Давыдов М.А., Коляев С.А. и Асланова З.А. обратились в Волгоградский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Губернатора Волгоградской области от 27 декабря 2016 г. N 1013 "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области за 2017 год" (далее - постановление от 27 декабря 2016 г. N 1013).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что оспариваемым актом нарушены их права и законные интересы, в связи с увеличением размера оплаты коммунальных услуг для муниципального образования город-герой Волгоград на 9,8%, в то время как в соответствии с пунктом 37 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. N 2464-р "Об утверждении индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2017 год" средний индекс по Волгоградской области на первое полугодие 2017 года равен 0, а на второе полугодие 2017 года установлен 4,2.
Определением Волгоградского областного суда от 06 июля 2017 г. прекращено производство по делу в части установления предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области на 2017 год в пунктах 1 - 32, 34 - 38 приложения N 1 к оспариваемому постановлению и в части утверждения обоснования величины установленных на 2017 год предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области в пунктах 1 - 32, 34 - 38 приложения N 2 к оспариваемому постановлению, в части вступления в силу приведенных выше положений постановления Губернатора с 01 января 2017 г. и необходимости его официального опубликования (пункт 3), поскольку приведенные положения оспариваемой части нормативного правового акта не нарушают прав и законных интересов истцов.
Решением Волгоградского областного суда от 06 июля 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления о признании недействующим постановления Губернатора Волгоградской области от 27 декабря 2016 г. N 1013 "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области за 2017 год" в части установления предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области на 2017 год в пункте 33 приложения N 1 к оспариваемому постановлению и в части утверждения обоснования величины, установленных на 2017 год предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области в пункте 33 приложения N 2 к оспариваемому постановлению, в части вступления в силу приведенных выше положений постановления Губернатора Волгоградской области с 01 января 2017 г. и необходимости его официального опубликования отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Давыдов М.А., Коляев С.А. и Асланова З.А. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, определение обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора.
Относительно апелляционной жалобы Губернатором Волгоградской области, Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, прокуратурой Волгоградской области представлены письменные возражения.
В судебное заседание представители заявителей, и.о. Губернатора Волгоградской области, Вице-губернатор - руководитель аппарата Губернатора Волгоградской области Харичкин Е.А. и представители прокуратуры Волгоградской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного решения по следующим основаниям.
В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 417-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена статья 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой "гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.
В силу части 2 статьи 157.1 названного кодекса предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы, и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации.
Принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия определяют Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. N 400 (далее - Основы формирования индексов).
Согласно пункту 3 Основ формирования индексов предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой.
Пунктом 11 Основ формирования индексов предусмотрено, что предельные индексы утверждаются высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) не позднее 15 ноября года, предшествующего первому году долгосрочного периода установления предельных индексов.
В соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами, постановлением Губернатора Волгоградской области от 14 мая 2014 г. N 403 установлены и введены в действие с 01 июля 2014 г. по 2018 год предельные индексы в муниципальных образованиях Волгоградской области.
Согласно пункту 8 Основ формирования индексов в названном постановлении Губернатора Волгоградской области предельные индексы на первый год долгосрочного периода установлены в виде значений, выраженных в процентах, а на второй и последующие годы долгосрочного периода предельные индексы установлены в виде формулы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2014 г. N 2222-р (в редакции от 04 июня 2015 г.) утверждены предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2015 - 2018 годы, которые для Волгоградской области на 2017 год установлены равными 0.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2016 г. N 2464-р в среднем по Волгоградской области на 2017 год утвержден индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в размере 4,2% с учетом того, что в первом полугодии 2017 года рост платы граждан за коммунальные услуги не предусмотрен.
При этом судом первой инстанции верно учтено, что установленные ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги относятся к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление). Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную (большую или меньшую) от утвержденных показателей.
Таким образом, максимальная величина изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Волгоградской области за оспариваемый период может составлять 4,2%.
Оспариваемым постановлением Губернатора Волгоградской области от 27 декабря 2016 г. N 1013 приняты предельные индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Волгоградской области на 2017 год, в частности для городского округа город-герой Волгоград с 01 июля 2017 г. по 31 декабря 2017 г. предельный индекс утвержден в размере 9,8% (пункт 33 приложения 1 к постановлению), что превышает установленную Правительством Российской Федерации максимальную величину изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в Волгоградской области за оспариваемый период - 4,2%.
Вместе с тем согласно пунктом 43 Основ формирования индексов высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в целях организации электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, а также повышения надежности качества оказываемых населению коммунальных услуг по решению представительного органа муниципального образования предоставлено право установления предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации.
Указанное решение принимается в форме согласования или отказа в согласовании проекта акта высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Судом установлено, что, реализуя предоставленные пунктом 47 указанных Основ полномочия, Волгоградская областная Дума 23 декабря 2016 г. обратилась к Губернатору Волгоградской области с инициативой об установлении предельного индекса, превышающего индекс по Волгоградской области более чем на величину отклонения по Волгоградской области, и просила установить равным 9,8%.
Указанное обращение было рассмотрено на заседании Волгоградской городской Думы и утверждено решением указанного представительного органа местного самоуправления от 23 декабря 2016 г. N 52/1532.
Материалами дела подтверждается, что названное решение Волгоградской городской Думы о согласовании проекта оспариваемого нормативного правового акта принято компетентным органом при наличии кворума, с предварительным рассмотрением вопроса об установлении предельного индекса в размере 9,8% на заседании комитета Волгоградской городской Думы по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу. До принятия решения в установленном порядке было получено положительное Заключение правового отдела Волгоградской городской Думы (от 22 декабря 2016 г. N 529вп-1з) и Контрольно-счетной палаты Волгограда (от 23 декабря 2016 г. N КСП-04/243).
При таких обстоятельствах Волгоградский областной суд сделал обоснованный вывод, что проект оспариваемого акта был согласован в установленном Основами формирования индексов порядке.
Пунктом 46 Основ формирования тарифов предусмотрены основания для установления по муниципальному образованию предельных индексов, превышающих индекс по субъекту Российской Федерации более чем на величину отклонения по субъекту Российской Федерации, такими основаниями являются: а) реализация программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования, реализация положений заключенных концессионных соглашений, утвержденных инвестиционных и производственных программ, направленных на повышение надежности и качества оказываемых населению коммунальных услуг и установление экономически обоснованных тарифов на ресурсы, приобретаемые в целях оказания коммунальных услуг; б) установление нормативов потребления коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; в) устранение имеющихся дисбалансов при регулировании тарифов, включая ликвидацию перекрестного субсидирования и доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов; г) выравнивание уровня тарифов на коммунальные ресурсы в субъекте Российской Федерации, устанавливаемых для регулируемых организаций в различных муниципальных образованиях такого субъекта Российской Федерации в сопоставимых условиях.
Согласно пункту 33 приложения к оспариваемому постановлению Губернатора Волгоградской области в качестве обоснования величины установленного на 2017 год предельного (максимального) индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании Волгоградской области городской округ город-герой Волгоград в размере 9,8% указано на поэтапное доведение уровня оплаты коммунальных услуг населением до 100 процентов установленных экономически обоснованных тарифов, что соответствует подпункту "в" пункта 46 Основ формирования индексов.
Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о нарушениях судом первой инстанции норм материального и норм процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены судебного акта в апелляционном порядке.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Волгоградского областного суда от 06 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Давыдова М.А., Коляева С.А. и Аслановой З.А. - без удовлетворения.