ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2017 г. N 14-КГ17-27
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Фролкиной С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 декабря 2017 г. гражданское дело по иску Тоньшиной Олеси Владимировны к Федеральной службе исполнения наказаний, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области о признании незаконным бездействия по проверке сведений, содержащихся в документах для получения единовременной социальной выплаты, признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Свищевой Олеси Сергеевны на решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 марта 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителей Федеральной службы исполнения наказаний Павлова А.В., Бабаяна С.Ю., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Воронежской области Бондаренко И.Н., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Тоньшиной О.В. и ее представителя адвоката Главатских О.Р.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Тоньшина О.В. 26 июля 2016 г. обратилась в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Воронежской области (далее - УФСИН России по Воронежской области) о признании незаконным бездействия УФСИН России по Воронежской области по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных истцом для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 20 апреля 2016 г. (протокол N 26) об отказе в постановке на учет Тоньшиной О.В. с составом семьи для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, обязании ФСИН России поставить на учет Тоньшину О.В. с составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 марта 2014 г., признании за Тоньшиной О.В. с составом семьи 4 человека права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 12 марта 2014 г.
В обоснование заявленных требований Тоньшина О.В. указала, что является сотрудником уголовно-исполнительной системы с 2003 г., занимает должность инспектора филиала по Советскому району федерального казенного учреждения уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Воронежской области, имеет звание майора внутренней службы и выслугу лет в календарном исчислении более 15 лет.
В целях реализации права на обеспечение жилым помещением она 12 марта 2014 г. обратилась в УФСИН России по Воронежской области с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К заявлению ею были приложены документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседании подкомиссии УФСИН России по Воронежской области по рассмотрению вопросов предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - подкомиссия УФСИН России по Воронежской области) 13 марта 2014 г. было принято решение направить в комиссию ФСИН России документы Тоньшиной О.В. для принятия решения о постановке Тоньшиной О.В. с составом семьи 3 человека (супруг - Тоньшин Р.Е., дочь - Тарасова П.А.) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо об отказе в указанной постановке на учет.
24 апреля 2014 г. в дополнение к ранее поданному рапорту от 12 марта 2014 г. в связи с рождением второго ребенка 16 марта 2014 г. Тоньшина О.В. сообщила о новом составе семьи и представила дополнительный пакет документов, который был проверен подкомиссией УФСИН России по Воронежской области и 24 апреля 2014 г. направлен для рассмотрения в комиссию ФСИН России.
Решением комиссии ФСИН России от 20 апреля 2016 г. (выписка из протокола N 26) Тоньшиной О.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации) и отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
По мнению Тоньшиной О.В., данный отказ является незаконным, поскольку ею представлен полный пакет документов, предусмотренных законом, она и члены ее семьи не обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области в суде заявленные Тоньшиной О.В. требования не признал.
Решением Центрального районного суда г. Воронежа от 13 декабря 2016 г. решение комиссии ФСИН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и, в случаях установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 20 апреля 2016 г. (протокол N 26) об отказе в постановке на учет Тоньшиной О.В. с составом семьи для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения признано незаконным. На ФСИН России возложена обязанность поставить на учет Тоньшину О.В. с составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 12 марта 2014 г. За Тоньшиной О.В. с составом семьи 4 человека признано право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 12 марта 2014 г. В удовлетворении остальной части исковых требований Тоньшиной О.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 марта 2017 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России Свищевой О.С. ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Воронежа от 13 декабря 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 марта 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 11 августа 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 7 ноября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные возражения на нее представителя Тоньшиной О.В. адвоката Главатских О.Р., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций были допущены такие нарушения норм права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Тоньшина О.В. проходит службу в органах уголовно-исполнительной системы, занимает должность инспектора филиала по Советскому району федерального казенного учреждения уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Воронежской области, имеет звание майора внутренней службы и выслугу лет в календарном исчислении более 15 лет.
Тоньшина О.В. состоит в зарегистрированном браке с Тоньшиным Романом Евгеньевичем с 30 марта 2012 г., имеет дочь Тарасову П.А., < ... > года рождения, сына Тоньшина С.Р., < ... > года рождения.
Тоньшина О.В. с 31 июля 2008 г. и ее дочь Тарасова П.А. с 29 ноября 2011 г. постоянно зарегистрированы в квартире общей площадью 70 кв. м по адресу: < ... > , занимают жилое помещение по договору коммерческого найма. Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Задорожной С.Н. и Кошкину В.А. (по 1/2 доле за каждым).
Тоньшин Р.Е. (супруг Тоньшиной О.В.) с 30 июля 2007 г. по 8 октября 2010 г. был зарегистрирован в жилом помещении общей площадью 25,3 кв. м по адресу: < ... > . Жилое помещение принадлежит на праве собственности Колосковой Е.Ф. (бывшая супруга Тоньшина Р.Е.).
Тарасова П.А. (дочь Тоньшиной О.В.) с 13 января 2004 г. по 29 ноября 2011 г. была зарегистрирована в жилом помещении общей площадью 62 кв. м по адресу: < ... > которое принадлежит ей на праве долевой собственности (1/5 доля в праве).
Тоньшина О.В. с дочерью Тарасовой П.А. временно на период с 17 мая 2013 г. по 17 мая 2014 г. и ее супруг Тоньшин Р.Е. постоянно с 8 октября 2010 г. зарегистрированы в квартире общей площадью 90 кв. м по адресу: < ... > , занимают жилое помещение по договору коммерческого найма. Собственником жилого помещения является Тоньшин Д.Е. (брат Тоньшина Р.Е.). В квартире постоянно зарегистрированы Тоньшин Р.Е., Тоньшин Д.Е., Тоньшина Э.А. (супруга Тоньшина Д.Е.), Тоньшин М.Д. (сын Тоньшина Д.Е.).
12 марта 2014 г. Тоньшина О.В. обратилась в УФСИН России по Воронежской области с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно протоколу N 14 заседания подкомиссии УФСИН России по Воронежской области от 13 марта 2014 г. было принято решение направить в комиссию ФСИН России документы Тоньшиной О.В. для принятия решения о постановке Тоньшиной О.В. с составом семьи 3 человека (супруг - Тоньшин Р.Е., дочь - Тарасова П.А.) на учет для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения либо об отказе в указанной постановке на учет.
24 апреля 2014 г. в дополнение к ранее поданному рапорту от 12 марта 2014 г. в связи с рождением второго ребенка 16 марта 2014 г. Тоньшина О.В. сообщила о новом составе семьи и представила дополнительный пакет документов, который был проверен подкомиссией УФСИН России по Воронежской области и 24 апреля 2014 г. направлен для рассмотрения в комиссию ФСИН России.
1 декабря 2015 г. решением Левобережного районного суда г. Воронежа, вступившем в законную силу 15 марта 2016 г., по административному иску Тоньшиной О.В. к ФСИН России признано незаконным бездействие ФСИН России, выразившееся в нерассмотрении в установленный законом срок принятого территориальной комиссией УФСИН России по Воронежской области 12 марта 2014 г. заявления Тоньшиной О.В. о постановке ее с составом семьи на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Решением комиссии ФСИН России от 20 апреля 2016 г., оформленным выпиской из протокола N 26, Тоньшиной О.В. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее также - единовременная социальная выплата) в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, статья 31 Жилищного кодекса Российской Федерации) и отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Тоньшиной О.В. к ФСИН России о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 20 апреля 2016 г. об отказе в постановке на учет Тоньшиной О.В. с составом семьи для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, обязании ФСИН России поставить на учет Тоньшину О.В. с составом семьи 4 человека для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 12 марта 2014 г., признании за Тоньшиной О.В. с составом семьи 4 человека права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с 12 марта 2014 г., суд первой инстанции исходил из того, что истцом были представлены все документы, предусмотренные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, необходимые и существенные сведения для постановки Тоньшиной О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты были ею в заявлении (рапорте) отражены, при этом ФСИН России рассмотрел заявление истца, не приняв во внимание рапорт об изменении состава семьи, направленный в его адрес 25 апреля 2014 г., указав состав семьи из 3 человек (не учтен сын истца - Тоньшин С., < ... > года рождения).
При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что у ФСИН России не имелось предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" оснований для отказа в постановке Тоньшиной О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, поскольку Тоньшина О.В. не является членом семьи собственника жилого помещения как по месту своей постоянной регистрации по адресу: < ... > , так и по месту временного пребывания по адресу: < ... > , вселена в указанные квартиры на основании договоров коммерческого найма и право постоянного пользования этими жилыми помещениями у Тоньшиной О.В. не возникло.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований Тоньшиной О.В. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Часть 8 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ предусматривает, что сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В данной правовой норме приведен примерный перечень действий сотрудника и (или) членов его семьи, которые относятся к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий сотрудника.
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения) (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Тоньшиной О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило, в том числе, непредставление ею документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно: информации о месте регистрации дочери Тоньшиной О.В. по месту жительства с рождения по 29 ноября 2011 г.; документов, подтверждающих наличие или отсутствие в собственности Тоньшиной О.В. жилых помещений до регистрации брака. Это лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Тоньшиной О.В. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки ее на учет для получения единовременной социальной выплаты, в том числе установить не были ли совершены ею действия, названные в части 8 этой же статьи закона (действия, повлекшие ухудшение жилищных условий).
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе Тоньшиной О.В. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что доводы комиссии ФСИН России, приведенные в протоколе от 20 апреля 2016 г. N 26, являются необоснованными, поскольку Тоньшиной О.В. представлен полный пакет документов, необходимых для постановки ее на указанный учет.
Между тем в нарушение приведенных норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Тоньшиной О.В. в комиссию ФСИН России представлен полный пакет документов, необходимых для постановки ее на указанный учет, сделаны в отсутствие необходимых доказательств.
Имеющиеся в материалах гражданского дела выписка из домовой книги по адресу: Московская область, < ... > , а также справка ООО "УК Бронницкого ГХ" от 1 августа 2016 г. N 495 о том, что Тарасова П.А. (дочь Тоньшиной О.В.) была зарегистрирована по месту жительства с 13 января 2004 г. по 29 ноября 2011 г. по адресу: Московская область, < ... > (т. 1 л.д. 48, 107), не свидетельствуют о том, что данные документы были представлены Тоньшиной О.В. в комиссию ФСИН России 12 марта 2014 г. с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Также в материалах дела нет данных о том, что Тоньшиной О.В. в комиссию ФСИН России 12 марта 2014 г. были представлены документы, подтверждающие наличие или отсутствие в ее собственности жилых помещений до регистрации брака.
Кроме того, признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе в постановке Тоньшиной О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты, суд пришел к выводу о том, что у ФСИН России не имелось правовых оснований для отказа в постановке Тоньшиной О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты по мотиву обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров, поскольку Тоньшина О.В. не является членом семьи собственника жилого помещения как по месту своей постоянной регистрации по адресу: < ... > , так и по месту временного пребывания по адресу: < ... > , вселена в указанные квартиры в соответствии с договорами коммерческого найма и право постоянного пользования этими жилыми помещениями у Тоньшиной О.В. не возникло. Данный вывод сделан судом без учета норм жилищного законодательства.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из следующего:
а) членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния (статья 10 Семейного кодекса Российской Федерации). Для признания названных лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки;
б) членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие) и нетрудоспособные иждивенцы как самого собственника, так и членов его семьи, а в исключительных случаях иные граждане (например, лицо, проживающее совместно с собственником без регистрации брака), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно: вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма). Содержание волеизъявления собственника в случае спора определяется судом на основании объяснений сторон, третьих лиц, показаний свидетелей, письменных документов (например, договора о вселении в жилое помещение) и других доказательств (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений жилищного законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что членами семьи собственника жилого помещения могут являться не только проживающие совместно с ним его супруг, дети и родители. Членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны и другие родственники независимо от степени родства, при условии, что они вселены в жилое помещение собственником в качестве членов его семьи.
Членом семьи собственника могут быть признаны также и иные граждане, не являющиеся родственниками собственника жилого помещения в случае, если собственник вселил их в принадлежащее ему жилое помещение в качестве членов своей семьи.
В материалах дела имеются договоры от 31 июля 2008 г., от 1 января 2009 г., от 1 января 2010 г., от 1 января 2011 г., от 1 января 2012 г., от 1 января 2013 г. (т. 1 л.д. 89 - 94), заключенные между Тарасовой (Тоньшиной) О.В. с одной стороны и Задорожной С.Н. и Кошкиным В.А. с другой стороны, о найме жилого помещения, находящегося по адресу: < ... > ; договоры от 1 мая 2013 г., от 1 мая 2014 г., от 1 мая 2015 г., от 1 мая 2016 г. (т. 1 л.д. 98 - 101), заключенные между Тоньшиной О.В. и Тоньшиным Д.Е., о найме жилого помещения, находящегося по адресу: < ... > ; поквартирная карточка в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: < ... > (т. 1 л.д. 102 - 103).
В поквартирной карточке в отношении жилого помещения общей площадью 90 кв. м, находящегося по адресу: < ... > , принадлежащего на праве собственности Тоньшину Д.Е. (брату супруга Тоньшина Р.Е.), указано, что Тоньшина О.В. и Тарасова П.А. (дочь Тоньшиной О.В.) зарегистрированы в данном жилом помещении с 17 мая 2013 г. по 17 мая 2014 г., с 23 мая 2014 г. по 23 мая 2015 г., с 5 июня 2015 г. по 3 июня 2016 г. как жена брата и дочь жены брата соответственно (т. 1 л.д. 102 - 103).
Задорожная С.Н., с которой Тоньшина (Тарасова) О.В. заключала договоры найма жилого помещения, находящегося по адресу: < ... > , кв. 20 с 2008 г. по 2013 г., согласно объяснениям истца является ее тетей.
Ввиду приведенных обстоятельств выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Тоньшина О.В. не является членом семьи собственника жилого помещения как по месту своей постоянной регистрации по адресу: < ... > , так и по месту временного пребывания по адресу: < ... > , < ... > , и у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке Тоньшиной О.В. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела (представление Тоньшиной О.В. всех необходимых документов для постановки ее на указанный учет, а также обеспеченность Тоньшиной О.В. и членов ее семьи общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м).
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Тоньшиной О.В. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Центрального районного суда г. Воронежа от 13 декабря 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от 2 марта 2017 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Воронежа.