ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 июля 2017 г. N 305-ЭС17-7875
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Комитета по управлению имуществом города Кимры на решение Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2017 по делу N А40-105090/2016
установил:
Комитет по управлению имуществом города Кимры (далее - истец) 06.05.2016 обратился в Арбитражный суд города Москвы с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СтройПрогресс" (далее - ответчик) о взыскании задолженности в размере 2 096 351 руб. и пени в размере 1 322 078 руб. 39 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 25.07.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2016 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 13.03.2017, требования истца удовлетворены частично путем взыскания с ответчика в пользу истца 593 279 руб. 02 коп. долга и 324 544 руб. 36 коп. пени, в остальной части иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и существенное нарушение ими норм материального права. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что не согласен с выводами судов о неправомерном применении при расчете арендной платы коэффициента 2,75 для земельных участков, предназначенных для размещения объектов торговли. На момент заключения договора аренды ответчику было известно, что нежилое строение, расположенное на данном земельном участке, является памятником архитектуры, объектом культурного наследия. Само название нежилого здания "Торговые ряды сер. XIX века" свидетельствует о его функциональном назначении.
Согласно кадастровому паспорту, для данного земельного участка соответствует 5-й вид разрешенного использования, то есть земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания и соответственно, удельный показатель кадастровой стоимости в 2013, в 2014 годах равен 5 072,28 руб./кв. м.
Судами не принято во внимание, что ответчик был намерен произвести реконструкцию здания и разместить в нем объект торговли. Расчет арендной платы произведен правомерно в соответствии с условиями договора аренды N 3970.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающий использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любыми видами разрешенного использования, предусмотренными градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, не предполагает права арендатора требовать изменения вида разрешенного использования. Арендатор получает право использования земельного участка по указанному в договоре назначению, которое конкретизирует виды разрешенного использования, предусмотренные градостроительным регламентом для соответствующего земельного участка, так как в силу пункта 1 статьи 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора.
Изменение вида разрешенного использования предполагает изменение соответствующего договора и применение при определении размера арендной платы кадастровой стоимости и коэффициентов, предусмотренных для иного вида разрешенного использования, что невозможно без изменения такого договора в одностороннем порядке.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, 27 ноября 2007 между истцом (арендодатель) и ответчиком (арендатор) заключен договор аренды N 3970 находящегося в государственной собственности земельного участка из земель поселений с кадастровым номером 69:42:070510:0008, находящегося по адресу: Тверская область, г. Кимры, ул. Володарского, д. 8/2 для использования под нежилое здание торгового центра в границах, указанных в кадастровой карте, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью, общей площадью 1850,0 кв. м. На участке имеются объекты недвижимости: нежилое здание общей площадью 3840,2 кв. м.
В соответствии с кадастровым планом земельного участка (приложение N 1 к договору) разрешенное использование земельного участка: под зданием "Торговые ряды".
Исковые требования мотивированы тем, что ответчиком в нарушение статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации не исполнена обязанность по внесению арендной платы по договору за период с 15.04.2013 по 15.04.2016 в размере 2 096 351 руб.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о применении истцом при расчете арендной платы неверного удельного показателя кадастровой стоимости, коэффициента вида деятельности, осуществляемого арендатором на земельном участке, а также применил срок исковой давности в отношении требования о взыскании с ответчика арендной платы за 2013 год в размере 51 610 руб. 45 коп.
Суды апелляционной и кассационной инстанции признали решение суда первой инстанции законным.
При разрешении спора суды правомерно исходили из следующего.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01.03.2015) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка.
Постановлением Администрации Тверской области от 26.12.2007 N 396-па утверждено Положение и о порядке определения размера арендной платы, условиях и сроках внесения за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории Тверской области (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 2.1 Положения в редакции Постановления Администрации Тверской области от 29.12.2010 N 649-па, действующей с 01.01.2011, размера арендной платы за пользование земельными участками определяется по формуле:
А = С кадастр x S x Сап x Ксэо x m/12,
где: С кадастр - удельный показатель кадастровой стоимости по соответствующим видам функционального использования земельного участка; S-площадь земельного участка; Сап-ставка арендной платы; Ксэо - коэффициент социально-экономических особенностей, учитывающий категории арендаторов, целевое использование земельного участка, социальное значение вида деятельности, осуществляемой арендатором на данном земельном участке; m - количество месяцев аренды в текущем году.
Постановлением Администрации Тверской области от 05.05.2011 N 189-па "О внесении изменений в отдельные постановления Администрации Тверской области", в п. 2.4 Положения внесены изменения, согласно которым значения коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, за исключением значений коэффициента социально-экономических особенностей в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории городского округа города Тверь, а также земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности Тверской области, в случае их предоставления без проведения торгов, утверждаются представительными органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов в соответствии с типовым перечнем видов целевого использования земельных участков, установленных приложением N 1, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тверской области.
Во исполнение Постановления Администрации Тверской области от 05.05.2011 N 189-па Решением Кимрской городской Думы Тверской области от 29.11.2012 N 212 утвержден Перечень значений коэффициента социально-экономических особенностей при определении размера арендной платы за пользование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории муниципального образования "Город Кимры Тверской области".
Применение коэффициента социально-экономических особенностей должно учитывать категории арендаторов и осуществляться с учетом разрешенного использования земельного участка согласно договору аренды.
В соответствии с пп. 39 приложения 1 к указанному решению значение Ксэо для земельных участков, занимаемых объектами культурного наследия, памятниками природы, заповедниками, ботаническими садами составляет 1,1.
Согласно кадастровому плану спорного земельного участка (приложение N 1 к договору аренды), его разрешенное использование под зданием "Торговые ряды". Указанное нежилое строение является памятником архитектуры "Торговые ряды, сер. XIX века", объектом культурного наследия. Здание "Торговые ряды" входит в государственный список памятников истории и культуры Тверской области местного значения, утвержденного постановлением Губернатора Тверской области от 26.10.2000 N 468.
Установив, что здание не используется под торговый центр, суды пришли к правильным выводам о том, что при расчете арендной платы должен применяться коэффициент 1,1.
Кроме того, при расчете арендной платы за 2013 и 2014 годы истцом применен удельный показатель кадастровой стоимости, равный 7 451,28 руб. за 1 кв. м со ссылкой на постановление Администрации Тверской области от 30.12.2008 N 503-па "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Тверской области", в то время как указанным актом установлено иное значение показателя кадастровой стоимости - 5 072,28 руб. за 1 кв. м. Неправомерное применение истцом завышенного удельного показателя кадастровой стоимости привело к существенному увеличению арендной платы.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы Комитета по управлению имуществом города Кимры для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА