ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 декабря 2019 г. N 304-ЭС19-24217
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Омской области (далее - министерство) на решение Арбитражного суда Омской области от 07.03.2019 по делу N А46-20505/2018, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 и постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.09.2019 по тому же делу
по иску администрации города Омска (далее - администрация) к Омской области в лице министерства о взыскании 1 402 416 рублей убытков, возникших в связи с предоставлением жилого помещения инвалиду,
установила:
решением Арбитражного суда Омской области от 07.03.2019, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2019 и постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.09.2019, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство просит об отмене указанных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
Основания для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке по доводам жалобы отсутствуют.
Как следует из судебных актов, решением Центрального районного суда города Омска от 12.07.2018 по делу N 2-2180/2018 на администрацию возложена обязанность предоставить во внеочередном порядке по договору социального найма гражданке Скачиловой Лидии Александровне, страдающей заболеванием, включенным в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно проживание граждан в одной квартире, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.11.2012 N 987н, благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления с учетом права на дополнительную площадь.
По основанию наличия заболевания, при котором невозможно проживание граждан в одной квартире, Скачилова Л.А. принята на учет нуждающихся во внеочередном предоставлении жилья 07.12.2017.
Ввиду необходимости несения расходов на приобретение жилого помещения, подлежащего в дальнейшем предоставлению гражданину, администрация обратилась в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Удовлетворяя иск, суды руководствовались статьями 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьей 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, подпунктом 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьями 14, 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", учитывали позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016, и исходили из доказанности наличия в деле обстоятельств, образующих состав гражданского правонарушения по причинению вреда и влекущих ответственность субъекта Российской Федерации по его возмещению.
Суды правомерно учли, что обеспечение жилищных прав инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на жилищный учет после 01.01.2005, относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Бездействие Омской области, выразившееся в отсутствии нормативно установленного порядка финансирования расходов по обеспечению мер социальной поддержки инвалидов в жилищной сфере, обусловило возникновение убытков у муниципального образования город Омск.
Доводы кассационной жалобы воспроизводят позицию министерства по настоящему делу, которой оно придерживалось в ходе судебного разбирательства и которая получила оценку судов. Судебные акты основаны на правильном применении норм материального права и норм процессуального права, сформулированы с учетом юридически значимых обстоятельств дела, получивших надлежащую правовую квалификацию.
Оснований для отмены либо изменения судебных актов, предусмотренных статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы жалобы не содержат.
Руководствуясь статьями 291.6, 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
отказать Министерству финансов Омской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА