ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 февраля 2017 г. N 13-АПГ16-4
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Никифорова С.Б., Меркулова В.П.
при секретаре Холодцовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Леонова В.В. о признании недействующим решения Тамбовской городской Думы от 20 июня 2015 г. N 1609 "О признании утратившим силу решения Тамбовской городской Думы от 28 сентября 2012 г. N 708 "О приостановлении действия решения Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 581 "Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка площадью 192 кв. м в составе земельного участка площадью 1999 кв. м с кадастровым номером 68:29:0000000:20, расположенного примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира - производственного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тамбовская область, город Тамбов, ул. Бастионная, 29, на право прохода и проезда неопределенного круга лиц через земельный участок", по апелляционной жалобе Леонова В.В. на решение Тамбовского областного суда от 20 сентября 2016 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., представителя Леонова В.В. - Воробьева Н.И., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Леонов В.В., являясь с 15 августа 2012 г. собственником железнодорожного пути, и с 20 августа 2012 г. - собственником земельного участка, на котором он расположен и на котором административным ответчиком установлен публичный сервитут, обратился в Тамбовский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующими решения Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 581 "Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка площадью 192 кв. м в составе земельного участка площадью 1999 кв. м с кадастровым номером 68:29:0000000:20, расположенного примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира - производственного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тамбовская область, город Тамбов, ул. Бастионная, 29, на право прохода и проезда неопределенного круга лиц через земельный участок" (далее - решение Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 581) и решения Тамбовской городской Думы от 20 июня 2015 г. N 1609 "О признании утратившим силу решения Тамбовской городской Думы от 28 сентября 2012 г. N 708 "О приостановлении действия решения Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 581 "Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка площадью 192 кв. м в составе земельного участка площадью 1999 кв. м с кадастровым номером 68:29:0000000:20, расположенного примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира - производственного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тамбовская область, город Тамбов, ул. Бастионная, 29, на право прохода и проезда неопределенного круга лиц через земельный участок".
Определением Тамбовского областного суда от 5 сентября 2016 г. на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской федерации производство по административному исковому заявлению Леонова В.В. в части требований о признании недействующим решения Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 581 прекращено, в связи с вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31 января 2014 г. по делу N А64-8930/2012, оставленным без изменения постановлением Федерального суда Центрального округа от 12 мая 2014 г., которым Леонову В.В. отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим нормативного правового акта Тамбовской городской думы от 25 апреля 2012 г. N 581.
Решением Тамбовского областного суда от 20 сентября 2016 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Леонов В.В. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Относительно апелляционной жалобы Тамбовская городская Дума и прокуратура Тамбовской области представили возражения.
В судебное заседание представители Тамбовской городской Думы, Администрации города Тамбова, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области, прокуратуры Тамбовской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя участвующего в деле лица, изучив заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) предусмотрено статьей 274 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), согласно пункту 1 которой сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
В силу пункта 1 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) постоянный публичный сервитут может устанавливаться, в том числе нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов местного самоуправления или местного населения, в частности для прохода или проезда через земельный участок, без его изъятия. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Согласно материалам дела, Генеральным планом городского округа - город Тамбов, утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 28 октября 2009 года N 1179, для жизнедеятельности города предусмотрено размещение новых районных и городских магистралей, соединяющих северный и западный районы города: ул. Магистральная - Киквидзе, ул. Магистральная - Авиационная, ул. Бастионная - Никифоровская - бульвар Энтузиастов.
Тамбовской городской Думой 25 апреля 2012 г. принято решение N 581 "Об установлении постоянного публичного сервитута на часть земельного участка площадью 192 кв. м в составе земельного участка площадью 1999 кв. м, с кадастровым номером 68:29:0000000:20, расположенного примерно в 200 метрах по направлению на северо-запад от ориентира - производственного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: область Тамбовская, город Тамбов, ул. Бастионная, 29, на право прохода и проезда неопределенного круга лиц через земельный участок".
Решением Тамбовской городской Думы от 28 сентября 2012 г. N 708 действие вышеуказанного решения было приостановлено до открытия в установленном порядке железнодорожного переезда на железнодорожных путях, расположенных на земельном участке, предусмотренном решением.
Решением Тамбовской городской думы от 20 июня 2015 г. N 1609, опубликованным 26 июня 2015 г. в газете "Наш город Тамбов" N 48 (1048) признано утратившим силу решение Тамбовской городской Думы от 28 сентября 2012 г. N 708 "О приостановлении действия решения Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 581 "Об установлении публичного сервитута на часть земельного участка площадью 192 кв. м в составе земельного участка площадью 1999 кв. м с кадастровым номером 68:29:0000000:20, расположенного примерно в 200 м по направлению на северо-запад от ориентира - производственного здания, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Тамбовская область, город Тамбов, ул. Бастионная, 29, на право прохода и проезда неопределенного круга лиц через земельный участок".
Согласно пункту 2 этого решения до открытия железнодорожного переезда на части земельного участка, на которую установлен публичный сервитут, администрации г. Тамбова предписано обеспечить исполнение пункта 6 раздела III "Действия граждан при проезде и переходе через железнодорожные пути" Правил нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности, выполнения в этих зонах работ, проезда и перехода через железнодорожные пути", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2007 г. N 18.
Признав утратившим силу решение Тамбовской городской Думы от 28 сентября 2012 г. N 708 о приостановлении действия своего же решения об установлении публичного сервитута, орган местного самоуправления, привел правовой режим земельного участка административного истца в первоначальное состояние, существовавшее на момент его приобретения последним.
Оспаривая решение Тамбовской городской Думы от 20 июня 2015 г. N 1609, заявитель указал на несоответствие муниципального нормативного правового акта нормам Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации", статье 23 Земельного кодекса, нарушающему его права как собственника земельного участка, так и собственника подъездного пути, препятствующему в использовании принадлежащего ему имущества по своему назначению вследствие возведения на нем самовольного сооружения - несанкционированного железнодорожного переезда, и возложению на него обязанности по открытию и содержанию железнодорожного переезда.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, исходил из того, что решение Тамбовской городской Думы от 20 июня 2015 года N 1609 издано в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, не противоречит действующему законодательству, не нарушает прав административного истца.
Судом установлено, что оспариваемые положения нормативного правового акта - решения Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2012 г. N 581 об установлении публичного сервитута были предметом судебного контроля.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 31 января 2014 г., оставленным без изменения постановлением кассационной инстанции Федерального Арбитражного суда Центрального округа от 12 апреля 2014 г., в удовлетворении заявленных требований Леонову В.В. отказано, поскольку решение Тамбовской городской Думы от 25 апреля 2012 года N 581 принято в пределах полномочий органа местного самоуправления и в порядке, предусмотренном действующим законодательством, нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не противоречит, прав и законных интересов Леонова В.В. не нарушает.
Указанные обстоятельства подтверждаются решением Арбитражного суда Тамбовской области от 17 марта 2016 г. по делу N А64-2131/2015 по иску Администрации г. Тамбова к ИП Леонову В.В. о признании незаконным его отказа в открытии железнодорожного переезда в месте пересечения строящейся автомобильной дороги по ул. Магистральной на участке от ул. Мичуринской до ул. Бастионной с принадлежащим ему железнодорожным путем, расположенным на земельном участке с кадастровым номером 68:29:0000000:20, оставленным без изменения постановлением Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29 июня 2016 г.
Судом на основании представленных в материалы дела документов установлено, что оспариваемое решение Тамбовской городской Думы принято в целях введения в эксплуатацию построенной автомобильной дороги местного значения на ул. Магистральной г. Тамбова, на участке от ул. Мичуринской до ул. Бастионной, при обустройстве органом местного самоуправления за свой счет железнодорожного переезда на неэксплуатируемом железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащего Леонову В.В.
В силу части 2 статьи 10 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ проектирование, строительство и реконструкция, включая электрификацию, и содержание объектов железнодорожного транспорта, имеющих местное значение, осуществляется, в том числе за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и иных незапрещенных законом источников.
Установленный сервитут не запрещает собственнику использовать железнодорожные пути и земельный участок по назначению, совершать с указанным объектом сделки (сдавать в аренду, безвозмездное пользование, заключать договор купли-продажи).
Часть 4 статьи 24 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, на несоответствие которой указывает заявитель, предусматривает резервирование земель или земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях создания условия для строительства или реконструкции автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения в порядке, установленном земельным законодательством.
Вместе с тем публичный сервитут установлен решением Тамбовской городской Думы не для строительства автомобильной дороги, а для обеспечения прав неограниченного круга лиц в целях прохода и проезда по земельному участку в месте пересечения автомобильной дороги с железнодорожными путями, где предполагается установление железнодорожного переезда.
При вынесении оспариваемого решения Тамбовская городская Дума не вышла за пределы предоставленной законом компетенции, поскольку положениями данного решения не затронуты вопросы, относящиеся к компетенции федеральных органов исполнительной власти, а именно, по установлению правил и порядка устройства пересечений железнодорожных путей автомобильными дорогами, нахождения граждан и размещения объектов в зонах повышенной опасности и выполнения в этих зонах работ.
Обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа относится в соответствии с пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа, наряду с дорожной деятельностью в отношении таких дорог, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа; организация благоустройства территории городского округа.
Доводы административного истца о нарушении его права как собственника посредством возведения ООО "Строй НЭС-АБ" и ООО "Автодор-Тамбов" в 2014 - 2015 годах на его земельном участке самовольного сооружения - железнодорожного переезда, не свидетельствует о противоречии оспариваемого им решения Тамбовской городской Думы федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Доводы о том, что в результате принятия Тамбовской городской Думой оспариваемого решения на него, как на собственника подъездного пути возлагается обязанность по открытию железнодорожного переезда и бремя расходов по его содержанию, также являются необоснованными, поскольку решение Тамбовской городской Думы от 20 июня 2015 года N 1609 указанные административным истцом обстоятельства не устанавливает.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Тамбовского областного суда от 20 сентября 2016 г. оставить без - изменения, апелляционную жалобу Леонова В.В. - без удовлетворения.