ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 января 2018 г. N 306-КГ17-19630
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., изучив кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 06.02.2017, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 07.09.2017 по делу N А55-17686/2016
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Росреестр) о признании незаконным решений, содержащихся в сообщениях об отказе в государственной регистрации N 63/001/711/2016-3647, N 63/001/711/2016-3650, N 63/001/711/2016-3649, обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Буянова, д. 6, с кадастровым номером 63:01:0101004:522, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Буянова, д. 6, с кадастровым номером 63:01:0101004:521, земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Буянова, д. 6, с кадастровым номером 63:01:0101004:520. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное государственное унитарное предприятие "Самарский дезинфекционный центр, г. Самара", Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, администрация городского округа Самара, Федеральное государственное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра", акционерное общество "Приват Билдинг".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.02.2017, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2017 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 07.09.2017, в требованиях отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что земельные участки, расположенные по адресу: Самарская область: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Буянова, д. 6, с кадастровыми номерами 63:01:0101004:552,63:01:0101004:521; 63:01:01004:520 на данный момент относятся к федеральной собственности как ранее предоставленные предприятию Куйбышевской городской дезинфекционной станции, правопреемником которого является ФГУП "Самарский дезинфекционный центр г. Самара" Роспотребнадзора.
На указанных земельных участках расположены следующие объекты недвижимости:
- котельная, литер К, К1, К3 площадью 260 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 63-АА N 526704 от 06.06.2002, свидетслтвто о государственной регистрации право хозяйственного ведения серия 63-Ав364811 от 25.12.2006);
Склад, лит.К2, площадью 51,10 кв. м (свидетельство о государственной регистрации права собственности серия 63-АА N 526711 от 06.06.2002, свидетельство о государственной регистрации права хозяйственного ведения 63-АВ 364815 от 25.12.2006).
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.
Оспариваемый отказ, по мнению заявителя, противоречит требованиям статей 18, 20 указанного Закона и нарушает интересы заявителя.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов оснований, по которым жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, не установлено.
Как следует из обжалуемых актов, Теруправление 03.03.2016 обратилось в Росреестр с заявлениями о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Железнодорожный район, ул. Буянова, д. 6, с кадастровыми номерами 63:01:0101004:522, 63:01:0101004:521, 63:01:0101004:520.
Сообщениями от 22.04.2016 N 63/001/711/2016-3647, 63/001/711/2016-3650, 63/001/711/2016-3649 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные участки отказано.
Считая отказ незаконным, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обоснованно исходили из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации, в редакции до 01.07.2017) к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, соответствующие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражающие информацию, необходимую для регистрации прав на недвижимое имущество в реестре.
Основаниями для регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, акты о приватизации жилых помещений, свидетельства о праве на наследство, вступившие в законную силу решения суда, акты о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти, иные акты передачи прав на недвижимое имущество заявителю от прежнего правообладателя, иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
В качестве правоустанавливающего документа для регистрации права федеральной собственности на земельные участки было представлено решение от 29.09.1989 N 711, согласно которому Куйбышевской городской дезинфекционной станции отведен земельный участок по ул. Буянова площадью около 0,8 га под строительство гаража-стоянки.
В силу статьи 16 Земельного кодекса Российской Федерации разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации, собственность муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Статьей 30.1 Закона о регистрации определены положения о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, которая осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок.
В целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
Каких-либо документов, подтверждающих, что Куйбышевская городская дезинфекционная станция создана именно федеральными органами государственной власти, а также, что ФГУП "Самарский дезинфекционный центр г. Самара" является правопреемником Куйбышевской городской дезинфекционной станции представлено не было.
На регистрацию не были представлены сведения, позволяющие установить, что земельные участки с кадастровыми номерами 63:01:0101004:520, 63:01:0101004:521 и 63:01:0101004:522 образованы из земельного участка, предоставленного Куйбышевской городской дезинфекционной станцией по решению от 29.09.1989 N 711.
Согласно кадастровым паспортам земельного участка с кадастровым номером 63:01:0101004:520, от 06.05.2008 N 63-00-102/08-138197, от 04.03.2016 N 63-00-102/16-171599 на данном участке расположены два нежилых здания площадью 362,3 кв. м и 69,7 кв. м, право собственности на которые зарегистрировано за Российской Федерацией. Вместе с тем часть спорного участка площадью 14,3 кв. м занимает нежилое здание - санитарный пропуск, право собственности на который зарегистрировано за иным лицом - акционерное общество "Приват Билдинг" (запись регистрации от 24.05.2006 N 64-64-01/110/2006-807).
Согласно кадастровым паспортам земельного участка с кадастровым номером 63:01:0101004:521, от 06.05.2008 N 63-00-102/08-138198, 04.03.2016 N 63-00-102/16-171764 часть земельного участка площадью 9,9 кв. м занята нежилым зданием.
Исходя из кадастровых паспортов земельного участка с кадастровым номером 63:01:0101004:522 от 06.05.2008 N 63-00-102/08-138197 от 04.03.2016 N 63-00-102/16-171889 на данном земельном участке расположены нежилое здание площадью 109,6 кв. м, нежилое строение площадью 17,5 кв. м, а также жилое здание площадью 1152,4 кв. м.
Однако документы, подтверждающие право собственности Российской Федерации на объекты недвижимого имущества, находящиеся на указанных земельных участках, на регистрацию не представлялись.
Доводы заявителя жалобы не подтверждают существенных нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.1, 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определил:
Отказать в передаче кассационной жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА