ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 декабря 2017 г. N 305-КГ17-14733
Судья Верховного Суда Российской Федерации Пронина М.В., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу от 15.08.2017 закрытого акционерного общества "Аудиторская фирма "Геркос" (далее - общество) на решение Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2016 по делу N А40-208765/2016, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 и постановление Арбитражного суда Московского округа от 22.06.2017 по тому же делу
по заявлению ЗАО "Геркос" к Министерству финансов Российской Федерации (далее - министерство) об оспаривании действий по возврату без исполнения исполнительного листа ФС N 006968164,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Федерального казначейства,
установила:
как следует из материалов дела, на основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2016 по делу N А56-1180/2015 выдан исполнительный лист ФС N 006968164 о взыскании с Российской Федерации в лице Федеральной службы финансового надзора в пользу общества судебных расходов в сумме 94 275 рублей.
Исполнительный лист направлен обществом на исполнение в Федеральное казначейство. Письмом от 18.05.2016 N 09-03-03/65 исполнительный лист возвращен обществу в связи с тем, что Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41 "О некоторых вопросах государственного контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере" (далее - Указ Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора упразднена и назначена ликвидационная комиссия. Обществу разъяснено право в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации обратиться в ликвидационную комиссию упраздненного органа с требованием о взыскании задолженности по исполнительному листу.
Общество направило исполнительный лист в министерство для исполнения в порядке, предусмотренном статьей 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Письмом министерства от 15.08.2016 N 08-05-02/4048 исполнительный лист с приложенными документами возвращен обществу с указанием на иной порядок исполнения исполнительного документа, предусматривающего взыскание с казенного учреждения.
Не согласившись с указанными действиями министерства, общество оспорило их в суд.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.11.2016, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2017 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22.06.2017, в удовлетворении заявления отказано.
При этом суды, руководствуясь статьями 161, 242.2, 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 63, 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 02.02.2016 N 41, статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к выводу о том, что действия министерства по возврату исполнительного листа являются законными и обоснованными.
Суды исходили из того, что в исполнительном листе, выданном на основании определения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 03.05.2016 по делу N А56-1180/2015, в графе "должник" указана Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Исполнительный лист был направлен в Федеральное казначейство для исполнения с учетом пункта 11 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации и возвращен взыскателю в связи с закрытием лицевых счетов органа-должника и, соответственно, отсутствием возможности исполнения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.02.2016 N 153-р установлен порядок проведения ликвидационных мероприятий в отношении Федеральной службы финансового надзора, в рамках которого урегулирован вопрос погашения обязательств органа перед кредиторами.
Поскольку Федеральная служба финансово-бюджетного надзора находится в стадии ликвидации, ликвидационные мероприятии реализуются, суды пришли к выводу, что взыскание задолженности по исполнительному документу возможно не иначе, как в порядке, установленном статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе общество выражает несогласие с выводами судов относительно надлежащего должника по исполнительном листу ФС N 006968164. Кроме того, заявитель полагает, что судебные инстанции приняли судебные акты, исключающие обращение общества, как в министерство, так и в Федеральное казначейство, чем нарушили конституционный принцип обязательности судебных актов, вступивших в законную силу.
Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.
Приведенные доводы кассационной жалобы заслуживают внимания, в связи с чем кассационную жалобу следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 291.6 - 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья Верховного Суда Российской Федерации
определила:
кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Аудиторская фирма "Геркос" с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
М.В.ПРОНИНА