ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 октября 2022 г. N 306-ЭС22-13454
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С., рассмотрев жалобы (заявления) товарищества собственников недвижимости "Рябиновый" и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2021, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022 и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 16.05.2022 по делу N А65-5801/2021
установил:
некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Фонд) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" (далее - Общество), товариществу собственников недвижимости "Рябиновой" (далее - Товарищество), о взыскании:
- с Общества 3 089 721,73 руб. долга по многоквартирным домам (далее - МКД) 1 - МКД 3 за период с февраля 2018 по сентябрь 2020 и по МКД 4 за период с августа 2019 по июнь 2021; 158 297,72 руб. процентов за пользование денежными средствами по МКД 1-МКД 3 за период с 11.03.2018 по 31.10.2020 и с 01.11.2020 по день фактической уплаты долга; по МКД 4 за период с 11.09.2019 по 17.06.2021 и с 18.06.2021 по день фактической уплаты долга;
- с Товарищества 416 054,34 руб. долга по МКД 1 - МКД 3 за период с октября 2020 по июнь 2021; 6014,95 руб. процентов за пользование денежными средствами по МКД 1-МКД 3 за период с 11.11.2020 по 30.06.2021; за период с 01.07.2021 по день фактической уплаты долга;
- об обязании заключить договор с Фондом о взаимодействии по вопросам обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 17.11.2021, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.02.2022, иск удовлетворен частично:
- с Общества в пользу Фонда взыскано 3 089 721,73 руб. долга по МКД 1 - МКД 3 за период с февраля 2018 по сентябрь 2020 и по МКД 4 за период с августа 2019 по июнь 2021; 88 365,77 руб. процентов за пользование денежными средствами по МКД 1 - МКД 3 за период с 11.03.2018 по 05.04.2020 и с 01.01.2021 по день фактической уплаты долга; по МКД 4 за период с 11.09.2019 по 17.06.2021 и с 18.06.2021 по день фактической уплаты долга;
- с Товарищества в пользу Фонда взыскано 416 054,34 руб. по МКД 1 МКД 3 за период с октября 2020 по июнь 2021; 2507,73 руб. процентов за пользование денежными средствами по МКД 1 - МКД 3 за период с 01.01.2020 по 30.06.2021, а также за период с 01.07.2021 по день фактической уплаты долга. В остальной части требований отказано.
В кассационных жалобах, поданных в Верховный Суд Российской Федерации, заявители просят отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам спора, а также существенное нарушение норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы Общество указывает, что в силу статьи 181 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) именно собственники помещений в МКД обязаны заключить с региональным оператором (Фондом) договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта; Закон Республики Татарстан от 25.06.2013 N 52-ЗРТ "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан" (далее - Закон N 52-ЗРТ) не регулирует отношения между региональным оператором и управляющими организациями, однако он прямо регулирует отношения между региональным оператором и собственниками помещений; по договору поручения не допускается возложение на поверенного ответственности за неисполнение обязательств третьими лицами; в настоящее время Общество не осуществляет функции управления спорными МКД.
В своей жалобе Товарищество отмечает, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у самих собственников помещений МКД. Суды не учли, что данные платежи собственники в управляющие организации - не производили; фактически взысканы денежные средства, которые не поступали в управляющие организации, и соответственно обязанностей по перечислению в Фонд не возникло.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, проверив доводы кассационных жалоб заявителей, материалы истребованного дела, суд не находит оснований для их передачи на рассмотрение в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, Общество осуществляло управление МКД 1 - МКД 3 в период с 01.03.2017 по 30.09.2020; по МКД 4 осуществляет управление с 22.05.2017 по настоящее время.
Товарищество осуществляет управление МКД 1 - МКД 3 с 01.10.2020 по настоящее время.
Фонд создан в соответствии со статьей 178 Жилищного кодекса, Законом N 52-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.06.2013 N 394 "О создании некоммерческой организации "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Постановлением N 394).
Истец является специализированной некоммерческой организацией, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан (региональный оператор).
В соответствии с Жилищным кодексом, Законом N 52-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан" (далее - Постановление N 1146), постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 25.12.2018 N 1230 "О внесении изменений в Постановление N 1146", собственники помещений в спорных многоквартирных домах в определенные периоды должны были реализовать решение о способе формирования фонда капитального ремонта и уплачивать соответствующие взносы.
Ввиду отсутствия принятого и реализованного в установленном законодательством порядке и сроки решения собственников помещений МКД 1 - МКД 4 о выборе способа формирования фонда капитального ремонта, Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани от 08.12.2017 и от 14.06.2019 приняты постановления N 5107 и N 2168 "О внесении изменений в Постановление Исполнительного комитета г. Казани от 30.04.2014 N 2262", согласно которым принято решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении МКД 1 - МКД 4 на счете регионального оператора.
Ссылаясь на неисполнение ответчиками обязательств по перечислению региональному оператору взносов на капитальный ремонт в отношении домов МКД 1 - МКД 4, истец обратился в арбитражный суд с соответствующими требованиями.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, приняв во внимание заключение, составленное по результатам судебной экспертизы, руководствуясь статьями 156, 169, 170, 172, 178, 189 Жилищного кодекса, статьями 2, 5, 8 Закона N 52-ЗРТ, постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 29.06.2013 N 450 "Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах в Республике Татарстан", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 08.10.2016 N 729 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146, в 2017-2019 годах", постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 27.12.2019 N 1220 "Об утверждении Краткосрочного плана реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан, утвержденной постановлением Кабинета министров Республики Татарстан от 31.12.2013 N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан", в 2020 - 2022 годах", а также пунктом 5 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 424 "Об особенностях предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", суды частично удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что действующим законодательством установлена обязанность управляющей компании в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора, обеспечивать ежемесячное начисление, поступление платежей собственников по взносам на капитальный ремонт на счет Фонда; сам факт отсутствия начислений собственникам взносов на капитальный ремонт не освобождает ответчика от исполнения обязанности перед истцом.
Суды правомерно отклонили доводы ответчиков об отсутствии у них обязанности перечислять в адрес фонда взносы на капитальный ремонт, а также об отсутствии полномочий на получение и (или) аккумулирование уплачиваемых собственниками взносов и о том, что уплата взносов на капитальный ремонт должна производиться непосредственно собственниками на счет регионального оператора.
Неподписание договора (соглашения) с региональным оператором также не упраздняет обязанности ответчиков по перечислению истцу взносов на капитальный ремонт, так как в рассматриваемом случае указанная обязанность возникает с момента принятии решения о формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и не зависит от волеизъявления управляющей организации.
Доводы кассационных жалоб, которые были предметом рассмотрения судебных инстанций и получили надлежащую правовую оценку, не свидетельствуют о допущенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
отказать в передаче кассационных жалоб товарищества собственников недвижимости "Рябиновый" и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Мегаполис" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда
Российской Федерации
Н.С.ЧУЧУНОВА