ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 марта 2018 г. N 302-ЭС18-421
Судья Верховного Суда Российской Федерации Антонова М.К., изучив кассационную жалобу Министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.11.2017 по делу N А19-16685/2014
по исковому заявлению администрации города Иркутска (далее - администрация, истец) к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации, Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (далее - министерство, заявитель) о взыскании компенсации расходов на приобретение жилых помещений для инвалидов в сумме 6 491 529 рублей,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора - министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области,
установил:
решением Арбитражного суда Иркутской области от 03.05.2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.07.2017 и постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.11.2017, исковые требования удовлетворены, производство по требованию к Российской Федерации в лице министерства финансов Российской Федерации прекращено в связи с отказом администрации от иска.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство просит отменить обжалуемые судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
Согласно пункту 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам изучения кассационной жалобы судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в кассационной жалобе доводы не подтверждают существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке, а также если указанные доводы не находят подтверждения в материалах дела.
При изучении доводов кассационной жалобы и принятых по делу судебных актов не установлено оснований, по которым кассационная жалоба может быть передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами, вступившими в законную силу судебными актами районных судов города Иркутска и Иркутской области на администрацию возложена обязанность по предоставлению во внеочередном порядке жилых помещений Разгильдееву А.А., Прошеву В.В., Бахрунову В.Е., являющихся инвалидами с диагнозами, входящими в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 (далее - Перечень N 378).
Во исполнение судебных актов администрацией предоставлены указанным лицам жилые помещения.
Кроме того, администрацией предоставлено жилое помещение Умпелеву К.Т., относящемуся к категории граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с Перечнем N 378.
Сумма расходов на приобретение жилых помещений составила 6 491 529 рублей.
Поскольку министерство не компенсировало расходы, связанные с предоставлением жилых помещений, администрация обратилась в арбитражный суд.
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 51, 52, 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статей 17, 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пришли к выводу о доказанности администрацией наличия оснований для взыскания убытков с субъекта Российской Федерации, с чем согласился суд округа.
При этом суды исходили из того, что обеспечение жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, финансируется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Выделенные Иркутской области в 2011-2013 годах финансовые средства на осуществление полномочий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан были распределены в полном объеме, субвенции в федеральный бюджет не возвращались, при этом понесенные истцом расходы по предоставлению жилых помещений инвалидам не возмещены.
Доводы заявителя, в том числе об отнесении расходов на обеспечение жилыми помещениями инвалидов к обязательствам Российской Федерации, а также относительно неустановления судами заболеваний лиц, которым предоставлены жилые помещения, были предметом исследования судов и мотивированно отклонены, не подтверждают существенных нарушений судами норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела и не могут быть признаны основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 291.6 и 291.8 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
определил:
отказать Министерству финансов Иркутской области в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья
Верховного Суда Российской Федерации
М.К.АНТОНОВА