ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 июля 2017 г. N 66-АПГ17-20
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Меркулова В.П.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть-М" о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 01 ноября 2016 г. N 279-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в отношении ООО "Теплосеть-М", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть-М" на решение Иркутского областного суда от 22 февраля 2017 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "Теплосеть-М" (далее - ООО "Теплосеть-М", общество) обратилось в Иркутский областной суд с заявлением о признании недействующим приказа Службы по тарифам Иркутской области от 01 ноября 2016 г. N 279-спр "Об установлении долгосрочных тарифов на услуги по передаче тепловой энергии в отношении ООО "Теплосеть-М".
В обоснование заявленного требования общество указало, что органом регулирования необоснованно исключены из состава необходимой валовой выручки выпадающие доходы, полученные обществом в предыдущем периоде регулирования в размере 5 907,79 тыс. руб., не приняты в полном объеме расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, на ремонт тепловых сетей, на приобретение спецодежды для персонала, на услуги связи, на оплату аренды жилых помещений, общехозяйственные расходы, расходы за услуги банков, налог на прибыль (налог на УСН).
Решением Иркутского областного суда от 22 февраля 2017 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об удовлетворении заявления.
Относительно апелляционной жалобы Служба по тарифам Иркутской области и прокуратура Иркутской области представили возражения.
В судебное заседание представители ООО "Теплосеть-М", Службы по тарифам Иркутской области и прокуратуры Иркутской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Служба по тарифам Иркутской области (далее - Служба по тарифам) в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 07 июня 2012 г. N 303-пп является органом исполнительной власти Иркутской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения на территории Иркутской области.
Приказом Службы по тарифам от 01 ноября 2016 г. N 279-спр в отношении ООО "Теплосеть-М" установлены долгосрочные тарифы на услугу по передаче тепловой энергии, поставляемую для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения с календарной разбивкой (приложение N 1 к приказу) и долгосрочные параметры регулирования (приложение N 2 к приказу).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах предоставленных полномочий, не противоречит федеральному законодательству или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Расчет затрат по статьям расходов произведен органом регулирования в соответствии с нормативными актами в сфере государственного регулирования тарифов на тепловую энергию.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
В целях реализации положений вышеуказанного Закона в части регулирования деятельности и тарифов в сфере теплоснабжения Правительством Российской Федерации 22 октября 2012 г. принято постановление N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов).
В соответствии с частью 1 статьи 9 и статьей 10 Закона о теплоснабжении тарифы в сфере теплоснабжения рассчитываются на основании необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования.
Одним из методов регулирования тарифов является метод индексации установленных тарифов, который согласно пункту 18 Основ ценообразования применяется при расчете долгосрочных тарифов.
В силу пункта 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя, в том числе текущие расходы, величина которых определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования с учетом особенностей, установленных пунктом 73 названного документа.
Согласно пунктам 13, 14, 15, 16, 20, 28 Правил регулирования цен (тарифов) установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов). В случае непредставления регулируемыми организациями предложения об установлении цен (тарифов) и (или) материалов, предусмотренных Правилами регулирования цен (тарифов), орган регулирования открывает дело об установлении цен (тарифов) в отношении указанных организаций на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности, а также исходя из имеющихся данных за предшествующие периоды регулирования, использованных для установления действующих цен (тарифов), в том числе для этих организаций.
В силу пункта 33 Правил регулирования цен (тарифов) орган регулирования отказывает регулируемой организации во включении в цены (тарифы) отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, только в случае экономической необоснованности таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и методическими указаниями.
Как установлено судом и следует из материалов дела, общество 21 апреля 2016 г. обратилось в Службу по тарифам с заявлением об установлении долгосрочных тарифов на услугу по передаче тепловой энергии на 2017 - 2021 годы методом индексации установленных тарифов, представив свои предложения и расчетные таблицы.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
Расходы по статье "Затраты на оплату труда основного производственного и административного управленческого персонала, относимого на регулируемый вид деятельности" приняты органом регулирования в размере 1 853,9 тыс. руб. и 699,62 тыс. руб. против предложенных обществом 3 179,9 тыс. руб. и 1 590,0 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Обществом представлен расчет нормативной численности основного производственного персонала - 5,28 чел, при этом учтен коэффициент невыходов - 1,19.
Согласно материалам тарифного дела расчет произведен обществом с учетом протяженности трассы 3 776,4 м, общего количества камер - 49 без привязки к конкретным диаметрам участков тепловой сети. В расчет принят средний условный диаметр 0,219 м, что противоречит методике расчетов, содержащейся в Рекомендациях по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденного приказом Госстроя России от 22 марта 1999 г. N 65, согласно которому расчет должен содержать разбивку тепловых камер по участкам с указанием диаметра трубы на каждом участке. Дополнительно представленная обществом справка о наличии 49 камер также не содержит полной информации, соответствующей указанным рекомендациям.
Поскольку обосновывающие материалы не содержат сведений о наличии тепловых камер на определенных участках тепловой сети, орган регулирования при расчете принял распределение тепловых камер, исходя из наличия одной камеры на каждом диаметре тепловой сети.
Нормативная численность основного производственного персонала, рассчитанная Службой по тарифам исходя из представленных обществом обосновывающих материалов (технического паспорта тепловой сети, договора аренды муниципальной собственности от 09 июля 2012 г. N 44), составила 5,0 чел., при этом учтен коэффициент невыходов при круглосуточном режиме - 1,41.
Определенная органом регулирования нормативная численность основного производственного персонала практически совпадает с нормативной численностью, определенной в экспертном заключении от 09 декабря 2016 г., подготовленным по заказу административного истца экспертом ООО "Лекс-Консалтинг".
Кроме того, при расчете нормативной численности основного производственного персонала Службой по тарифам не приняты дополнительно представленные обществом материалы по численности аварийно-диспетчерской службы (4,89 чел) и аварийно-восстановительной бригады (3 чел), поскольку в тарифный орган не представлено документов, подтверждающих наличие соответствующего оборудования для деятельности оперативно-диспетчерского персонала, предусмотренного пунктом 6.138 приказа Госстроя России от 13 декабря 2000 г. N 285 "Об утверждении Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения" (далее - приказ Госстроя России от 13 декабря 2000 г. N 285).
Действующим штатным расписанием аварийно-диспетчерская служба и аварийно-восстановительная бригада также не предусмотрены.
Согласно расчету представленному обществом нормативная численность административно-управленческого персонала составила 6,5 чел.
Органом регулирования нормативная численность административно-управленческого состава скорректирована в соответствии с приказом Госстроя России от 12 октября 1999 г. N 74 "Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий", в соответствии с которым нормативная численность административно-управленческого персонала рассчитана пропорционально нормативной численности основного производственного персонала 5 чел. с применением метода интерполяции, предусмотренным пунктом 1.9 названного приказа Госстроя России, и составила 1 чел.
Среднемесячная заработная плата заявлена обществом в размере 33 124,15 руб.
Службой по тарифам произведен анализ фактической заработной платы на основании оборотно-сальдовых ведомостей по начисленной заработной плате, представленных обществом за 2015 год. Согласно фактическим данным размер среднемесячной заработной платы по основному производственному персоналу составил 27 243,88 руб., по административно-управленческому персоналу - 51 406,77 руб.
Органом регулирования при определении расходов по оплате труда в расчет принята среднемесячная заработная плата в размере фактической с учетом индексов потребительских цен в соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, что соответствует положениям пункта 42 основ ценообразования.
Поскольку статья расходов "Отчисления на социальные нужды" является расчетной, то расходы на отчисления на данные нужды органом регулирования принята с учетом расходов общества по статье "Оплата труда".
По статье "Сырье, основные материалы на текущий ремонт" органом регулирования приняты расходы в размере 765,5 тыс. руб. против заявленных обществом - 1 224,0 тыс. руб.
Изучив, представленные в материалы тарифного дела план мероприятий ООО "Теплосеть-М" на подготовку тепловых сетей к отопительному сезону 2016 - 2017 годов, локальную смету от 30 апреля 2016 г. N 7, акт обследования тепловых сетей от 31 марта 2016 г. и дефектную ведомость от 01 апреля 2016 г. N 7, таблицу расходов на материалы для текущего ремонта, орган регулирования сделал вывод об отсутствии экономической обоснованности расходов по названной статье затрат в заявленном обществом размере исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 7.2 приказа Госстроя России от 13 декабря 2000 г. N 285 объем технического обслуживания и планового ремонта должен определяться необходимостью поддержания исправного и работоспособного состояния оборудования, трубопроводов, зданий и сооружений с учетом их фактического состояния.
Вместе с тем акт обследования тепловых сетей от 31 марта 2016 г. не содержит ссылки на техническую документацию и нормативные акты, на основании которых производился визуальный осмотр оборудования и измерительный контроль параметров, также не представлены нормативы оценки качества технических характеристик, не обозначено местонахождение обследуемых участков.
Дефектная ведомость не содержит информации о выявленных дефектах и способах их устранения, не зафиксированы объемы ремонтных работ с единицами измерения, не представлены расчеты.
С учетом изложенного, органом регулирования расходы на проведение мероприятий по текущему ремонту приняты в размере фактических расходов за 2015 год с учетом индекса потребительских цен на 2016 - 2017 годы (107%, 105,5%).
По статье затрат "Арендная плата" обществом заявлены расходы на аренду недвижимого имущества в размере 303,6 тыс. руб., органом регулирования расходы по названной статье приняты в размере 73,1 тыс. руб.
Согласно пункту 45 Основ ценообразования арендная плата, включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.
По результатам произведенной экспертизы материалов, представленных обществом для установления тарифа (договор аренды жилого помещения от 01 мая 2016 г., договор аренды и содержания нежилого помещения N 99, протоколы рассмотрения и оценки котировочных заявок от 29 апреля 2016 г. N 3,5, инвентарные карточки тепловой сети, ведомость начисления амортизации за 2015 год), расходы по указанной статье затрат в заявленном обществом размере признаны органом регулирования необоснованными, поскольку обществом не представлен расчет размера арендной платы по договорам, инвентарные карточки не содержат срока полезного использования объекта теплоснабжения, а также на момент установления тарифа в материалах тарифного дела отсутствовала информация о фактически начисленной амортизации по объектам теплоснабжения.
Размер арендной платы определен органом регулирования исходя из показателей рыночной стоимости 1 кв. м по Иркутской области 34,5 тыс. руб. с учетом индекса потребительских цен на 2016 год (приказ Минстроя России от 23 июня 2015 г. N 446/пр "О нормативе стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации на второе полугодие 2015 года и показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения"), площади, согласно требованиям СанПин 2.2.2/2.4.1340-03, и ставки налога на имущество.
Расходы по названной статье затрат учтены Службой по тарифам согласно пункту 45 Основ ценообразования исходя из суммы начисленной амортизации в отношении имущества, переданного в аренду.
Расходы по статье "Вспомогательные материалы, специальная одежда", заявленные обществом в размере 77,8 тыс. руб. признаны органом регулирования экономически необоснованными, поскольку обществом не представлены результаты специальной оценки рабочих мест, предусмотренной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", а также не представлены документы, обосновывающие цены на молоко и моющиеся средства, согласно пункту 28 Основ ценообразования.
Учитывая положения статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации, определяющей обязанности работодателя по обеспечению работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами, экспертами Службы по тарифам приняты расходы на специальную одежду в сумме 30,0 тыс. руб., согласно представленному договору на поставку спецодежды, заключенному по результатам запроса котировок от 30 июня 2015 г. с ЗАО "РОСА".
По статье затрат "Расходы на оплату услуг связи" обществом заявлены расходы в размере 38,9 тыс. руб. (предоставление услуг местной, внутризоновой, междугородней телефонной связи, расходы на подключение к сети интернет и почтовые услуги)
В обоснование заявленных расходов в орган регулирования представлен договор от 01 мая 2016 г. на услуги связи, заключенный с ОАО "Ростелеком" и протокол от 29 апреля 2016 г. N 1. Учитывая объективную производственную необходимость, Службой по тарифам приняты расходы на стационарную связь и доступ к сети Интернет на основании представленного договора в размере 24,0 тыс. руб.
Расходы на почтовые услуги органом регулирования исключены полностью, в связи с отсутствием их документального подтверждения.
Заявленные обществом расходы по статье "Общехозяйственные расходы" (расходы на приобретение канцелярских товаров и комплектующих к оргтехнике) в размере 47,2 тыс. руб., приняты органом регулирования в размере, утвержденном в тарифе на 2016 год - 28,7 тыс. руб., учитывая производственную необходимость данных расходов.
Уменьшение расходов по названной статье произведено органом регулирования в связи с непредставлением регулируемой организацией соответствующего расчета затрат.
По статье "Расходы на услуги банка" Службой по тарифам приняты в размере 20,4 тыс. руб. с учетом представленных обосновывающих материалов: заявления-договора о присоединении от 01 мая 2016 г., заключенного между обществом и ПАО "Сбербанк", протокола рассмотрения котировочных заявок от 18 мая 2015 г. N 2. Тарифы по расчетно-кассовому обслуживанию приняты экспертами органа регулирования согласно представленному перечню услуг ПАО "Сбербанк" тариф "Минимальный" (1,7 тыс. руб. в месяц).
Уменьшение расходов по названной статье произведено органом регулирования также в связи с непредставлением регулируемой организацией соответствующего расчета затрат.
Согласно расчету необходимой валовой выручки на 2017 - 2018 годы обществом заявлены к включению в состав расходов 155,1 тыс. руб. - налог на прибыль.
Исходя из того, что общество применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" в соответствии со статьей 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации в расчет принимается минимальный налога в размере 1% от дохода, что в данном случае составляет 134,0 тыс. руб.
Согласно пункту 50 Основ ценообразования по итогам расчетного периода регулирования орган регулирования исключает из необходимой валовой выручки регулируемой организации, используемой при установлении тарифов на следующий период регулирования, произведенные регулируемой организацией в течение расчетного периода за счет поступлений от регулируемой деятельности необоснованные расходы, выявленные на основании анализа представленных регулируемой организацией бухгалтерской и статистической отчетности (в том числе первичных документов бухгалтерского учета, раскрывающих порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым и нерегулируемым видам деятельности), а также договоров, актов выполненных работ и платежных документов, подтверждающих факт понесения расходов по этим договорам.
По результатам анализа бухгалтерской отчетности (оборотно-сальдовые ведомости по счетам 10, 26, 50, 51, 70, 90, 91, 99) Службой по тарифам исключены избыточные доходы, полученные за отчетные периоды регулирования, в размере 5 907,8 тыс. руб., в том числе по компенсации потерь тепловой энергии в тепловых сетях, которые общество не несет.
Экспертами органа регулирования установлено, что на основании данных, указанных в карточке счета 90.01.1, выручка общества за 2015 год составила 12 277,66 тыс. руб.
Исходя из полезного отпуска, принятого при расчете тарифа на 2015 год, и установленных тарифов выручка ООО "Теплосеть-М" должна составить 12 224,8 тыс. руб.
Вместе с тем, согласно представленным документам (счета, счета-фактуры на оплату за передачу тепловой энергии за 2015 год, покупатель ОАО "Российские железные дороги") товарная выручка составила 10 882,6 тыс. руб. Указанная сумма принята органом регулирования для анализа фактических расходов, доходов. ООО "Теплосеть-М не компенсирует ОАО "Российские железные дороги" потери тепловой энергии.
Довод общества о необоснованном исключении из состава необходимой валовой выручки - 9 773,47 тыс. руб. является несостоятельным, поскольку не подтвержден соответствующими расчетами или иными доказательствами.
Фактические расходы общества, признанные органом регулирования экономически обоснованными с учетом представленных административным истцом документов, составили 4 974,9 тыс. руб.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, они аналогичны позиции административного истца в судебном заседании, которой суд дал надлежащую правовую оценку, в связи с чем Судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены судебного решения.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Иркутского областного суда от 22 февраля 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Теплосеть-М" - без удовлетворения.