ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 8-КГ17-9
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Жубрина М.А., Кириллова В.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 декабря 2017 г. гражданское дело по иску Лушникова Михаила Юрьевича к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным решения комиссии об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права и возложении обязанности постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения
по кассационной жалобе представителя Федеральной службы исполнения наказаний Большаковой Юлии Валерьевны на решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 12 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 12 января 2017 г., которыми исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А., объяснения представителя Федеральной службы исполнения наказаний Канчалабы А.С., представителя Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области Большаковой Ю.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Лушникова М.Ю. и его представителя Болдыревой О.В.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Лушников М.Ю. 27 мая 2016 г. обратился в суд с иском к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 1 сентября 2015 г. об отказе Лушникову М.Ю. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании за Лушниковым М.Ю. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения - 10 декабря 2013 г., обязании ФСИН России поставить Лушникова М.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 10 декабря 2013 г.
В обоснование заявленных требований Лушников М.Ю. указал, что проходит службу в Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Ярославской области (далее - УФСИН России по Ярославской области) в должности старшего инспектора отдела по работе с личным составом, имеет звание майора внутренней службы, выслугу лет в календарном исчислении более 12 лет.
В целях реализации права на обеспечение жилым помещением он 10 декабря 2013 г. обратился в УФСИН России по Ярославской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. К рапорту им были приложены документы для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На заседании комиссии УФСИН России по Ярославской области по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее - подкомиссия УФСИН России по Ярославской области), 20 декабря 2013 г. было принято решение направить документы Лушникова М.Ю. в комиссию ФСИН России на рассмотрение.
Решением комиссии ФСИН России от 1 сентября 2015 г. (выписка из протокола N 54) Лушникову М.Ю. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369.
По мнению Лушникова М.Ю., данный отказ является незаконным, сделанным по формальным основаниям, поскольку им представлен полный пакет документов, предусмотренных законом.
Представитель ФСИН России и УФСИН России по Ярославской области в суде заявленные Лушниковым М.Ю. требования не признал.
Решением Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 12 октября 2016 г. исковые требования Лушникова М.Ю. удовлетворены частично. Решение комиссии ФСИН России от 1 сентября 2015 г. N 54 об отказе Лушникову М.Ю. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения признано незаконным. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 12 января 2017 г. решение суда первой инстанции отменено в части отказа в иске Лушникову М.Ю. Принято в данной части новое решение, которым за Лушниковым М.Ю. (состав семьи 3 человека) признано право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. На ФСИН России возложена обязанность поставить Лушникова М.Ю. (состав семьи 3 человека) на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения, с 10 декабря 2013 г.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителя ФСИН России Большаковой Ю.В. ставится вопрос об отмене решения Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 12 октября 2016 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 12 января 2017 г., как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 14 августа 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Жубрина М.А. от 31 октября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм права были допущены судами первой и апелляционной инстанций и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Лушников М.Ю. проходит службу в УФСИН России по Ярославской области в должности старшего инспектора отдела по работе с личным составом, имеет звание майора внутренней службы, его выслуга лет в календарном исчислении составляет более 12 лет.
Лушников М.Ю. состоит в зарегистрированном браке с Лушниковой (Гурьевой) Татьяной Юрьевной с 2009 г., имеет сына Лушникова А.М., < ... > года рождения.
Из материалов дела видно, что Лушников М.Ю. зарегистрирован с 8 ноября 2013 г. в квартире общей площадью 64,4 кв. м по адресу: < ... > .
Данная квартира принадлежит на праве общей долевой собственности Гурьеву Юрию Вениаминовичу, Гурьевой Вере Алексеевне, Тигиной Марине Юрьевне, Лушниковой Татьяне Юрьевне (по 1/4 доле за каждым), указанные лица зарегистрированы в данной квартире с 12 октября 1989 г.
Лушников А.М. (сын истца), < ... > года рождения, в этой же квартире зарегистрирован с 15 декабря 2010 г.
10 декабря 2013 г. Лушников М.Ю. обратился в УФСИН России по Ярославской области с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно протоколу N 5 заседания подкомиссии УФСИН России по Ярославской области от 20 декабря 2013 г. было принято решение направить документы Лушникова М.Ю. в комиссию ФСИН России на рассмотрение.
Решением комиссии ФСИН России от 1 сентября 2015 г., оформленным выпиской из протокола N 54, Лушникову М.Ю. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 (далее также - Правила предоставления единовременной социальной выплаты, Правила).
Отказ комиссии мотивирован тем, что заявитель Лушников М.Ю. не представил информацию о своей регистрации по месту жительства с 2009 г. по 2013 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Лушникова М.Ю. о признании незаконным решения ФСИН России об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, суд первой инстанции исходил из того, что в решении комиссии ФСИН России от 1 сентября 2015 г. не указано какие именно документы, установленные пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, не представил Лушников М.Ю., фактически сделав вывод о том, что Лушниковым М.Ю. представлены все необходимые документы.
Суд отказал в удовлетворении требований о признании за Лушниковым М.Ю. права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении на ФСИН России обязанности поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, поскольку решение вопроса о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты относится к компетенции комиссии УФСИН, а не суда.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции в части удовлетворения требований о признании незаконным решения комиссии ФСИН России от 1 сентября 2015 г. согласился, указав, что на момент обращения с рапортом о постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты Лушниковым М.Ю. был представлен полный пакет документов. Доказательств, подтверждающих, что истцом был предоставлен не полный пакет документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, ответчиками представлено не было.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа истцу в удовлетворении иска, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание, что истец относится к категории лиц, имеющих право на получение единовременной социальной выплаты, им не были совершены действия, направленные на ухудшение жилищных условий, а рапорт о постановке на учет с необходимыми документами был им подан 10 декабря 2013 г., пришел к выводу об удовлетворении требований Лушникова М.Ю. о признании за ним права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и обязании ФСИН России поставить его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты обращения - с 10 декабря 2013 г., поскольку судом первой инстанции спор окончательно разрешен не был.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении исковых требований Лушникова М.Ю. основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Право сотрудника учреждений и органов уголовно-исполнительной системы на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику при условии, что он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 4 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 5 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в общежитии (пункт 6 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ); проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (пункт 7 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно пункту 2 части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии установления нуждаемости сотрудника в жилом помещении по основаниям, названным в части 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Правил предоставления единовременной социальной выплаты принятие сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты осуществляется при наличии у сотрудника общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, определяемой в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются документы, перечисленные в пункте 5 Правил, в том числе копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт "б" пункта 5 Правил); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы (в случаях, если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт "з" пункта 5 Правил).
Копии документов, указанные в пункте 5 Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6 Правил).
По смыслу приведенных нормативных положений, комиссия принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты при установлении его нуждаемости в жилом помещении по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, либо об отказе в постановке на указанный учет при отсутствии соответствующих условий. При этом наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению сотрудника копий документов, перечисленных в пункте 5 Правил и заверенных в установленном порядке.
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. При этом органам ФСИН России не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами. Несоблюдение сотрудником установленных Правилами требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты как обстоятельство, препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
Из материалов дела усматривается, что основанием для отказа комиссии ФСИН России в постановке Лушникова М.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты послужило непредставление им документов, предусмотренных пунктом 5 Правил, а именно: информации о регистрации Лушникова М.Ю. по месту жительства с 2009 г. по 2013 г. Это лишило комиссию ФСИН России возможности установить наличие у Лушникова М.Ю. оснований, предусмотренных статьей 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, для постановки его с составом семьи из трех человек на учет для получения единовременной социальной выплаты.
В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (части 1, 2 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
При принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению (часть 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Пленумом Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2 и 3 постановления от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из изложенных норм процессуального закона и разъяснений по их применению следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Признавая незаконным решение комиссии ФСИН России об отказе Лушникову М.Ю. в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, суды первой и апелляционной инстанций посчитали, что доводы комиссии ФСИН России, приведенные в протоколе от 1 сентября 2015 г. N 54, являются необоснованными, поскольку Лушниковым М.Ю. по мнению судебных инстанций представлен полный пакет документов, необходимых для постановки его на указанный учет.
Между тем в нарушение приведенных норм процессуального права и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что Лушниковым М.Ю. в комиссию ФСИН России представлен полный пакет документов, необходимых для постановки его на указанный учет, сделаны в отсутствие необходимых доказательств.
В учетном деле Лушникова М.Ю. для получения единовременной социальной выплаты, представленном ФСИН России по запросу суда первой инстанции (л.д. 86 - 139), имеется: выписка из домовой книги по адресу: < ... > , справка ООО "Яшма", из которых следует, что Лушников М.Ю. был зарегистрирован по данному адресу в период с 28 февраля 2006 г. по 9 октября 2009 г. и финансовые лицевые счета на его имя не открывались (л.д. 110 - 111), выписки из домовой книги и из лицевого счета на кв. < ... > , из которых видно, что по данному адресу Лушников М.Ю. постоянно зарегистрирован с 8 ноября 2013 г. (л.д. 107 - 108).
Какие-либо иные документы, подтверждающие место жительства или место пребывания Лушникова М.Ю. в период с 10 октября 2009 г. по 7 ноября 2013 г. в представленном ФСИН России учетном деле Лушникова М.Ю. отсутствуют.
Имеющиеся в материалах гражданского дела не заверенные надлежащим образом светокопии свидетельства N 2028 о регистрации Лушникова М.Ю. по месту пребывания по адресу < ... > , < ... > , административное здание в период с 21 ноября 2009 г. по 20 ноября 2012 г. (л.д. 61) и свидетельство N 429 о регистрации Лушникова М.Ю. по месту пребывания по адресу < ... > в период с 5 марта 2013 г. по 1 октября 2013 г. (л.д. 62), представленные в судебном заседании суда первой инстанции 18 августа 2016 г. (л.д. 63 - 64) не свидетельствуют о том, что данные свидетельства о регистрации по месту пребывания были представлены Лушниковым М.Ю. в комиссию ФСИН России 10 декабря 2013 г. с рапортом о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
В связи с этим выводы судов первой и апелляционной инстанций о том, что у ответчика не имелось правовых оснований для отказа в постановке Лушникова М.Ю. на учет с составом семьи из трех человек для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, сделаны без учета норм материального права, подлежащих применению к спорным отношениям, и при недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а именно представление Лушниковым М.Ю. всех необходимых документов для постановки его на указанный учет.
Учитывая изложенное решение суда первой инстанции и определение суда апелляционной инстанции об удовлетворении исковых требований Лушникова М.Ю. нельзя признать законными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Красноперекопского районного суда г. Ярославля от 12 октября 2016 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 12 января 2017 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Красноперекопский районный суд г. Ярославля.