ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 декабря 2017 г. N 70-КГ17-16
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой С.В.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 4 декабря 2017 г. гражданское дело по иску Кузнецова Вадима Анатольевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по кассационной жалобе начальника Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа Карповой И.А. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 августа 2016 г., которым частично отменено решение суда первой инстанции и в отмененной части принято новое решение об удовлетворении исковых требований.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения Кузнецова В.А., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Кузнецов В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - УПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа, пенсионный орган) о включении периодов работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Кузнецов В.А. указал, что в период с 4 по 31 мая 2001 г. работал в должности электромеханика по буровым, с 1 июня 2001 г. по 31 октября 2003 г. в должности мастера по ремонту оборудования в ООО "Сибнефть-Бурение", в период с 1 ноября 2003 г. по 31 октября 2014 г. в должности старшего мастера по ремонту оборудования в ООО "Сервисная буровая компания". 7 мая 2014 г. и 2 декабря 2015 г. с целью получения разъяснений о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов его работы он обращался в УПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа, где ему было разъяснено, что у него имеется стаж по профессиям, включенным в Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, за период с 1 июня 2001 г. по 31 марта 2003 г. - 1 год 9 месяцев 30 дней, с 1 сентября по 31 октября 2003 г. - 1 месяц 30 дней, с 1 августа по 30 сентября 2014 г. - 1 месяц 29 дней, а всего - 2 года 1 месяц 29 дней.
Периоды его работы с 4 по 31 мая 2001 г. по профессии электромеханика по буровым, с 1 июня 2001 г. по 31 октября 2003 г. по профессии мастера по ремонту оборудования в ООО "Сибнефть-Бурение" и с 1 ноября 2003 г. по 31 октября 2014 г. по профессии старшего мастера по ремонту оборудования в ООО "Сервисная буровая компания" не включены в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, поскольку работодателем сведения о льготном характере работы Кузнецова В.А. в указанные периоды в пенсионный орган не представлялись.
Полагая, что должности, в которых он работал в периоды с 4 по 31 мая 2001 г. (электромеханик по буровым), с 1 июня 2001 г. по 31 октября 2003 г. (мастер по ремонту оборудования) и с 1 ноября 2003 г. по 31 октября 2014 г. (старший мастер по ремонту оборудования), являются идентичными по целям, задачам, способу и механизму выполнения работ, использованию аналогичного оборудования должностям электромонтера по обслуживанию буровых и мастера по ремонту оборудования, замещение которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, и работа им осуществлялась в тяжелых условиях труда, Кузнецов В.А. просил признать периоды его работы с 4 по 31 мая 2001 г. по профессии электромеханика по буровым и с 1 июня 2001 г. по 31 октября 2003 г. по профессии мастера по ремонту оборудования в ООО "Сибнефть-Бурение", с 1 ноября 2003 г. по 31 октября 2014 г. по профессии старшего мастера по ремонту оборудования в ООО "Сервисная Буровая Компания" стажем работы по профессиям электромонтера по обслуживанию буровых и мастера по ремонту оборудования соответственно, дающим право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Представитель УПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа в суде иск не признал.
Решением Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2016 г. Кузнецову В.А. отказано в удовлетворении иска.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 августа 2016 г. решение суда первой инстанции отменено в части, в отмененной части принято новое решение, которым на УПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа возложена обязанность зачесть в стаж работы с вредными и тяжелыми условиями труда, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, период работы Кузнецова В.А. в должности старшего мастера по ремонту оборудования ООО "Сервисная буровая компания" с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Начальник УПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа Карпова И.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой поставила вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены апелляционного определения, как незаконного, и оставления в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 3 августа 2017 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 20 октября 2017 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика - УПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа, не явился, о причинах неявки не сообщил. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого апелляционного определения.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального и процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Кузнецов В.А. 2 февраля 2000 г. был принят на работу в качестве электромеханика пусконаладочной бригады ОАО "Ноябрьскнефтегаз", откуда 3 мая 2001 г. был уволен и принят на работу в ООО "Сибнефть-Бурение" в порядке перевода на должность электромеханика по буровым в пусконаладочную бригаду базы производственного обеспечения ООО "Сибнефть-бурение".
1 июня 2001 г. Кузнецов В.А. переведен на должность мастера по ремонту бурового оборудования в пусконаладочную бригаду базы производственного обеспечения ООО "Сибнефть-Бурение".
Решением Совета директоров ОАО "Сибнефть-ННГ" от 26 ноября 2001 г. ООО "Сибнефть-Бурение" переименовано в ООО "Сервисная буровая компания".
1 ноября 2003 г. Кузнецов В.А. переведен на должность старшего мастера по ремонту оборудования ООО "Сервисная буровая компания".
1 августа 2014 г. Кузнецов В А. переведен на должность мастера по ремонту оборудования.
31 октября 2014 г. Кузнецов В.А. уволен из ООО "Сервисная буровая компания" по соглашению сторон в соответствии со статьей 78 Трудового кодекса Российской Федерации.
7 мая 2014 г. и 2 декабря 2015 г. Кузнецов В.А. обращался в УПФР в г. Ноябрьске Ямало-Ненецкого автономного округа за разъяснением о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", периодов его трудовой деятельности.
Пенсионным органом было разъяснено Кузнецову В.А., что период его работы в должности старшего мастера по ремонту оборудования в ООО "Сервисная буровая компания" не подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", поскольку работодатель должность старшего мастера не указал как льготную.
Разрешая спор и отказывая Кузнецову В.А. в удовлетворении исковых требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением работы в тяжелых условиях труда, периода его работы с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г. на должности старшего мастера по ремонту оборудования ООО "Сервисная буровая компания", суд первой инстанции исходил из того, что должность старшего мастера по ремонту оборудования, которую занимал истец в спорный период, Списком N 2 производств, работ, должностей и показателей, дающих право на льготное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10, не предусмотрена, истцом не представлено доказательств, подтверждающих осуществление им в спорный период трудовых обязанностей мастера по ремонту оборудования в тяжелых условиях труда, вследствие чего пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорного периода в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа во включении Кузнецову В.А. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с осуществлением работы в тяжелых условиях труда, периода его работы в должности старшего мастера по ремонту оборудования ООО "Сервисная буровая компания" с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г. и удовлетворяя указанные исковые требования, суд апелляционной инстанции сослался на Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденный постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26 декабря 1994 г. N 367, Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по выслуге лет", утвержденные постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, и указал на то, что должность старшего мастера по ремонту оборудования является производной от должности мастера по ремонту оборудования, а установленные функциональные обязанности по этим должностям согласно должностной инструкции мастера по ремонту оборудования и должностной инструкции старшего мастера по ремонту оборудования, а также условия труда в соответствии с картой аттестации рабочего места мастера по ремонту оборудования и картой аттестации старшего мастера по ремонту оборудования являются идентичными.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно части 1 статьи 4 названного закона право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 указанного постановления установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Разделом XXII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца" Списка N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и подлежащего применению к спорным периодам работы Кузнецова В.А. (с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г.), предусмотрена должность мастера по ремонту оборудования (подраздел 16 "Бурение", код позиции 2130100б-23362).
Согласно пункту 12 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, мастера по ремонту оборудования, мастера контрольные и мастера производственного обучения пользуются правом на пенсию в связи с особыми условиями труда при их занятости в тех производствах, в которых такие должности прямо предусмотрены Списками.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу первому пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени (пункт 5 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н во исполнение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утвержден Порядок подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 названного порядка подтверждению подлежат, в частности, периоды работы с тяжелыми условиями труда.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден перечень документов, в том числе необходимых для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ. К таким документам подпунктом "а" пункта 12 названного перечня отнесены документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
С наличием страхового стажа определенной продолжительности (от 7 лет 6 месяцев до 30 лет) связывается и право отдельных категорий работников на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Так, право на досрочную страховую пенсию по старости имеют мужчины по достижении ими возраста 55 лет при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 и страхового стажа не менее 25 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда постоянно, в течение полного рабочего дня не менее 12 лет и 6 месяцев. Вместе с тем законом предусмотрена возможность назначения таким лицам досрочной страховой пенсии по старости с уменьшением общего пенсионного возраста на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока. При этом правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с тяжелыми условиями труда пользуются те работники, чьи профессии и должности предусмотрены соответствующим Списком, при условии, если они заняты в производствах, определенных Списком. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, подлежат подтверждению соответствующими документами в порядке и на условиях, установленных законом.
Однако суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела по иску Кузнецова В.А. о включении в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда периодов его работы с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г. в качестве старшего мастера по ремонту оборудования ООО "Сервисная буровая компания" неправильно применил к спорным отношениям эти нормативные положения, устанавливающие возможность включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периодов работы в тяжелых условиях труда, выполняемой в течение полного рабочего дня, то есть не менее 80% рабочего времени в определенных должностях и в определенных производствах, указанных в Списке N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 (далее - Список N 2), вследствие чего не установил обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, а именно: стаж работы Кузнецова В.А. в должностях, предусмотренных Списком N 2, а также выполнение им работы в тяжелых условиях труда в занимаемой им должности в течение полного рабочего дня.
Судом апелляционной инстанции не принято во внимание, что Списком N 2 должность старшего мастера по ремонту оборудования не предусмотрена.
Удовлетворяя требования Кузнецова В.А. о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода его работы с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г. в должности старшего мастера по ремонту оборудования, суд апелляционной инстанции, сравнив должностную инструкцию мастера по ремонту оборудования (должность, которая предусмотрена Списком N 2) в ООО "Сервисная буровая компания" и должностную инструкцию старшего мастера по ремонту оборудования в ООО "Сервисная буровая компания" (должности, которая не предусмотрена Списком N 2), а также сравнив карту аттестации рабочего места мастера по ремонту оборудования в ООО "Сервисная буровая компания" и карту аттестации рабочего места старшего мастера по ремонту оборудования в ООО "Сервисная буровая компания", пришел к выводу об идентичности должности старшего мастера по ремонту оборудования должности мастера по ремонту оборудования, предусмотренной Списком N 2.
Однако данный вывод суда апелляционной инстанции не основан на нормах закона, поскольку в силу положений части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации поручено устанавливать тождество профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), предусмотренных статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также списками работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.
В пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Таким образом, суд, являясь правоприменительным органом, в силу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации не уполномочен устанавливать тождественность (идентичность) различных наименований работ, профессий и должностей. Вопрос же о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем должностям, которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, мог быть решен судом только в случае неправильного наименования работодателем должности истца.
Ссылку суда апелляционной инстанции на пункт 9 Разъяснений "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, также нельзя признать обоснованной.
Согласно пункту 9 названных разъяснений правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками. Например, разделом XXXIII "Общие профессии" Списка N 2 предусмотрена профессия "Аккумуляторщики". Право на пенсию в связи с особыми условиями труда в этом случае имеют также старшие аккумуляторщики и помощники аккумуляторщиков.
Между тем, профессия аккумуляторщика, старшего аккумуляторщика и помощника аккумуляторщика относятся к рабочим профессиям. Должность же мастера по ремонту оборудования согласно Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, утвержденному постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 367 (на который сослался суд апелляционной инстанции), относится к должностям инженерно-технических работников (должности служащих).
Кроме того, как усматривается из имеющихся в материалах дела справок ООО "Сервисная буровая компания" от 3 октября 2014 г. N 160 и от 10 октября 2014 г. N 617, в период с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г. работа Кузнецова В.А. в полевых условиях занимала менее 80% рабочего времени.
Данному обстоятельству судом апелляционной инстанции правовой оценки, необходимой в силу норм статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не дано.
Удовлетворяя требования Кузнецова В.А. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периода его работы в должности старшего мастера по ремонту оборудования, суд апелляционной инстанции не принял во внимание, что статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлены правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Так, согласно части 1 статьи 14 названного закона при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 названного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно статье 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Как видно из материалов дела, Кузнецов В.А. в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете" был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования 6 февраля 2001 г.
По данным индивидуального персонифицированного учета спорные периоды работы Кузнецова В.А. с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г. в должности старшего мастера по ремонту оборудования ООО "Сервисная буровая компания" отражены без указания кода льготных условий труда.
В карте аттестации рабочего места по условиям труда N 44101 по должности старшего мастера по ремонту оборудования ООО "Сервисная буровая компания" указано, что права на досрочное назначение пенсии по данной должности нет (строка 041 карты аттестации рабочего места старшего мастера по ремонту оборудования).
Принимая решение о включении Кузнецову В.А. в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ периода его работы в должности старшего мастера по ремонту оборудования в ООО "Сервисная буровая компания" с 1 ноября 2003 г. по 31 июля 2014 г., суд апелляционной инстанции не выяснил, по какой причине работодатель (ООО "Сервисная буровая компания") при представлении в пенсионный орган сведений для индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Кузнецова В.А. документально не подтвердил его право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, тем самым не устранил противоречия между имеющимися в материалах дела данными индивидуального (персонифицированного) учета и должностными инструкциями мастера по ремонту оборудования, старшего мастера по ремонту оборудования, картой аттестации рабочего места мастера по ремонту оборудования, старшего мастера по ремонту оборудования, должностные обязанности которых и условия труда которых не содержат каких-либо отличий.
Между тем устранение противоречий между представленными сторонами спора и имеющимися в деле доказательствами являлось в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанностью суда, неисполнение которой повлекло за собой вынесение решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемое судебное постановление нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное, применить к спорным отношениям нормы права, их регулирующие, устранить противоречия в доказательствах и разрешить спор в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 августа 2016 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа.