ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 июля 2019 г. N 18-КГ19-31
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Фролкиной С.В. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 29 июля 2019 г. гражданское дело по иску Вранчи Нелли Мидахатовны к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, признании права на предоставление мер социальной поддержки, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки
по кассационной жалобе Вранчи Нелли Мидахатовны на решение Адлерского районного суда г. Сочи от 15 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 августа 2018 г., которыми в удовлетворении исковых требований отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., выслушав объяснения представителя Вранчи Н.М. по доверенности Бурниной Е.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Вранча Н.М. 24 апреля 2018 г. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи (далее также - орган социальной защиты) о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки как лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда".
В обоснование требований Вранча Н.М. ссылалась на то, что она зарегистрирована по адресу: < ... > , с 2013 года постоянно проживает в квартире, принадлежащей ей на праве собственности с 1999 года, по адресу: < ... > . Вранче Н.М. присвоено звание "Ветеран труда", поэтому на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" и Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" она имеет право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее также - меры социальной поддержки).
С марта 2013 года Магаданским областным государственным казенным учреждением социальной поддержки и социального обслуживания населения "Сусуманский социальный центр" прекращено предоставление Вранче Н.М. мер социальной поддержки в связи с ее выездом в центральные районы Российской Федерации. Жилой дом по адресу: < ... > , в котором зарегистрирована Вранча Н.М., был расселен и отключен от объектов коммунальной инфраструктуры и инженерных систем жизнеобеспечения.
В период с февраля 2013 года по февраль 2018 года на основании заявления Вранчи Н.М. Управление социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи предоставляло ей меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
22 марта 2018 г. письменным уведомлением исполняющего обязанности руководителя Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Вранча Н.М. проинформирована о том, что ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на основании Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" как ветерану труда по причине отсутствия документа, подтверждающего ее постоянное проживание на территории Краснодарского края.
26 марта 2018 г. Вранча Н.М. обратилась в орган социальной защиты населения с заявлением, в котором указала, что с февраля 2013 года по февраль 2018 года она получала меры социальной поддержки на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", является собственником квартиры, расположенной в г. Сочи, работала в Адлерском районе Краснодарского края, пользуется медицинскими услугами в учреждении здравоохранения Краснодарского края, и просила разъяснить причины прекращения предоставления ей мер социальной поддержки с марта 2018 года.
Письмом исполняющего обязанности руководителя Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи от 29 марта 2018 г. Вранче Н.М. сообщено, что назначить ей как лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", ежемесячную денежную выплату и компенсацию на оплату жилищно-коммунальных услуг на основании Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" не представляется возможным в связи с отсутствием документов, подтверждающих ее место жительства на территории Краснодарского края, а именно о снятии с регистрационного учета в Магаданской области или об оформлении регистрации по месту жительства на территории Краснодарского края.
По мнению Вранчи Н.М., отказ Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи в предоставлении ей мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является незаконным, поскольку она с 2013 года проживает на территории Краснодарского края, а отсутствие у нее постоянной регистрации по месту жительства в Краснодарском крае при наличии регистрации по месту пребывания не может служить основанием для ограничения ее прав на получение названных мер социальной поддержки.
Вранча Н.М. просила признать незаконным отказ Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи в назначении ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, признать за ней право на предоставление названных мер социальной защиты, возложить на ответчика обязанность назначить ей ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 мая 2018 г. в удовлетворении исковых требований Вранчи Н.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 августа 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе Вранчи Н.М. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы Вранчи Н.М. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 12 февраля 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 13 июня 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации истец Вранча Н.М. и представитель Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, о причинах неявки Вранча Н.М. не сообщила. От Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. На основании статьи 385 ГПК РФ Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие названных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации; далее также - ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Вранча Н.М., < ... > года рождения, с 15 октября 2004 г. зарегистрирована по месту жительства по адресу: < ... > область, < ... > .
На основании постановления администрации Магаданской области от 8 декабря 2008 г. Вранче Н.М. выдано удостоверение о присвоении ей звания "Ветеран труда".
16 сентября 1999 г. между Вранчей Н.М. и Бабкиным С.В. был заключен договор купли-продажи квартиры, по условиям которого Бабкин С.В. передал в собственность Вранчи Н.М. квартиру, расположенную по адресу: < ... > край, < ... > . Данный договор зарегистрирован в муниципальном предприятии "Бюро технической инвентаризации г. Сочи" (Адлерский филиал) 19 ноября 1999 г.
Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания от 9 февраля 2013 г. Вранча Н.М. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: < ... > край, < ... > , на срок с 9 февраля 2013 г. по 8 февраля 2018 г.
7 февраля 2018 г. Вранче Н.М. выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания по тому же адресу на срок с 6 февраля 2018 г. по 6 февраля 2023 г.
22 марта 2018 г. письменным уведомлением исполняющего обязанности руководителя Управления социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи Вранча Н.М. проинформирована о том, что ей отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на основании Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" как ветерану труда по причине отсутствия документа, подтверждающего ее постоянное проживание на территории Краснодарского края.
26 марта 2018 г. Вранча Н.М. обратилась в орган социальной защиты населения с заявлением, в котором указала, что с февраля 2013 года по февраль 2018 года она получала меры социальной поддержки на основании Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", является собственником квартиры, расположенной в г. Сочи, работала в Адлерском районе Краснодарского края, пользуется медицинскими услугами в учреждении здравоохранения Краснодарского края, и просила разъяснить причины прекращения предоставления ей мер социальной поддержки с марта 2018 года.
Письмом исполняющего обязанности руководителя Управления социальной защиты населения Министерства труда и социального развития Краснодарского края в Адлерском внутригородском районе города-курорта Сочи от 29 марта 2018 г. Вранче Н.М. сообщено, что назначить ей как лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг на основании Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" не представляется возможным в связи с отсутствием документов, подтверждающих ее место жительства на территории Краснодарского края (о снятии с регистрационного учета в Магаданской области или об оформлении регистрации по месту жительства на территории Краснодарского края; или решения суда об установлении факта постоянного места жительства на территории Краснодарского края).
6 апреля 2018 г. директором Магаданского областного государственного казенного учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения "Сусуманский социальный центр" Вранче Н.М. выдана справка о том, что ей как ветерану труда с 1 декабря 2008 г. по 28 февраля 2013 г. предоставлялись меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и частичной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 марта 2013 г. предоставление таких мер социальной поддержки ей прекращено в связи с выездом в центральные районы Российской Федерации на постоянное место жительства.
12 апреля 2018 г. главным специалистом отдела по жилищным вопросам и муниципальному жилищному контролю Управления городского хозяйства и жизнеобеспечения территории Сусуманского городского округа Магаданской области Вранче Н.М. выдана справка о том, что жилой дом, расположенный по адресу: Магаданская область, пос. Широкий, ул. Геологов, д. 2, расселен, отключен от объектов коммунальной инфраструктуры и инженерных систем жизнеобеспечения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Вранчи Н.М., суд первой инстанции исходил из того, что оснований для предоставления истцу мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальный услуг как лицу, которому присвоено звание "Ветеран труда", в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" не имеется, поскольку ею не представлен документ, подтверждающий, что она постоянно или преимущественно проживает именно на территории Краснодарского края, а потому отсутствует полный пакет необходимых документов, в связи с чем пришел к выводу о том, что действия органа социальной защиты населения по отказу Вранче Н.М. в предоставлении мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) являются законными.
При этом, по мнению суда первой инстанции, свидетельство о регистрации по месту пребывания Вранчи Н.М. по адресу: < ... > край, < ... > , < ... > , свидетельствует лишь о факте ее временного проживания в Краснодарском крае, поскольку она зарегистрирована по месту жительства в Магаданской области.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального прав, регулирующих спорные отношения.
В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе устанавливает Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
Ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда" (пункт 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти; реализацию мер социальной поддержки, установленных этим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном федеральном законе (статья 8 Федерального закона "О ветеранах").
Реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 9 Федерального закона "О ветеранах").
Социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей в том числе ежемесячную денежную выплату и компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг (подпункты 2 и 4 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах").
Меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (статья 22 Федерального закона "О ветеранах").
В Краснодарском крае отношения по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям жителей Краснодарского края, в том числе ветеранам труда, регулируются Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края" (далее также - Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ).
Как указано в части 1 статьи 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ (в редакции до 11 февраля 2019 г.) действие этого закона распространяется на постоянно проживающих на территории Краснодарского края жертв политических репрессий, тружеников тыла, а также постоянно проживающих на территории Краснодарского края граждан Российской Федерации - ветеранов труда.
Ветеранами труда в соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ являются лица, имеющие удостоверение "Ветеран труда".
В статье 5 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ определены меры социальной поддержки, предоставляемые ветеранам труда, достигшим возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), либо после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности. В числе этих мер ежемесячная денежная выплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов.
Согласно части 1 статьи 6 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ меры социальной поддержки, предусмотренные названным законом, предоставляются ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий при условии постановки на учет в органах социальной защиты населения по месту жительства.
Основанием для постановки на учет в органах социальной защиты населения по месту жительства являются документы, перечисленные в части 2 статьи 6 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ, а именно для ветеранов труда: заявление; паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий его место жительства на территории Краснодарского края и гражданство Российской Федерации; удостоверение единого образца, установленного Правительством СССР до 1 января 1992 г. либо Правительством Российской Федерации; документ с места жительства заявителя о составе семьи.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных этим законом, определяется администрацией Краснодарского края.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 сентября 2005 г. N 860 утвержден Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Краснодарского края (далее - Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты); постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. N 811 утвержден Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае (далее - Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг).
Пунктом 1 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты предусмотрено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края".
Ежемесячная денежная выплата устанавливается следующим категориям лиц, постоянно проживающим на территории Краснодарского края: труженикам тыла; жертвам политических репрессий; ветеранам труда и ветеранам военной службы (пункт 2 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты).
В силу пункта 4 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты (данный пункт приводится в редакции, действующей до 9 апреля 2018 г.) ветеранам труда и ветеранам военной службы ежемесячная денежная выплата предоставляется при наличии гражданства Российской Федерации. Ежемесячная денежная выплата устанавливается ветеранам труда и ветеранам военной службы после назначения им пенсии в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации независимо от прекращения ими трудовой деятельности, а для получающих пенсии по иным основаниям либо получающих пожизненное содержание за работу (службу) ежемесячная денежная выплата устанавливается при достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Пунктами 8 и 9 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты определено, что ежемесячная денежная выплата предоставляется при условии постановки заявителя на учет в управлении социальной защиты населения по месту жительства на территории Краснодарского края и подачи заявителем в управление социальной защиты населения заявления, к которому прилагаются оригиналы и копии соответствующих документов.
Так, ветераны труда для установления ежемесячной денежной выплаты подают в управление социальной защиты населения заявление, к которому прилагаются: паспорт либо иной документ, удостоверяющий личность заявителя и подтверждающий его место жительства на территории Краснодарского края и гражданство Российской Федерации; удостоверение установленного образца (пункт 9 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты).
Исходя из пункта 12.1 Порядка предоставления ежемесячной денежной выплаты основанием для отказа в предоставлении ежемесячной денежной выплаты является: несоответствие статуса заявителя ни одной из указанных в пункте 2 этого порядка категорий; непредставление (представление не в полном объеме) соответствующих документов, указанных в пункте 9 Порядка.
Пунктом 2 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг установлено, что гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края", компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляется по месту жительства либо по месту пребывания в Краснодарском крае управлением социальной защиты населения министерства труда и социального развития Краснодарского края в муниципальном образовании края.
Согласно пункту 13 Порядка предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (пункт приводится в редакции, действующей до 3 июля 2019 г.) при обращении в управление социальной защиты населения за компенсацией расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг заявитель представляет документы, в числе которых: заявление о назначении данной компенсации и способе ее доставки; документы, удостоверяющие личность, регистрацию по месту жительства и в необходимых случаях - регистрацию по месту пребывания, гражданство Российской Федерации; документы о праве на меры социальной поддержки (удостоверение установленной формы, справка МСЭ о признании инвалидом и другие).
Основаниями для отказа в предоставлении компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, как указано в пункте 22 Порядка предоставления компенсации (в редакции, действующей до 3 июля 2019 г.), являются несоответствие заявителя требованиям, установленным Порядком, либо непредставление заявителем всех необходимых документов, перечисленных в пункте 13 Порядка.
Из приведенных нормативных положений следует, что гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда", предоставляются меры социальной поддержки, в числе которых ежемесячная денежная выплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Условия и порядок предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда определяются субъектами Российской Федерации.
Для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Краснодарского края, имеющих статус ветерана труда, порядок и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг определены нормативными правовыми актами Краснодарского края: Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Краснодарского края", Порядком предоставления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям жителей Краснодарского края, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 сентября 2005 г. N 860, Порядком предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим в Краснодарском крае, утвержденным постановлением главы администрации Краснодарского края от 18 сентября 2006 г. N 811.
В соответствии с названными нормативными правовыми актами Краснодарского края гражданам, которым присвоено звание "Ветеран труда", предоставляются такие меры социальной поддержки, как ежемесячная денежная выплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере 50 процентов. Условиями для предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда в Краснодарском крае являются наличие у них гражданства Российской Федерации, проживание гражданина на территории Краснодарского края (наличие места жительства), постановка на учет в органах социальной защиты населения. Основанием к отказу в предоставлении гражданам мер социальной поддержки относятся такие обстоятельства, как несоответствие статуса заявителя категориям граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки, и непредставление (представление не в полном объеме) соответствующих документов.
В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20 декабря 2016 г.).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Приведенные нормативные положения федерального и регионального законодательства о предоставлении ветеранам труда мер социальной поддержки (ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) судами первой и апелляционной инстанций к спорным отношениям применены неправильно. Вследствие этого спор по иску Вранчи Н.М. разрешен при неустановлении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование вывода об отсутствии оснований для предоставления Вранче Н.М. мер социальной поддержки судебные инстанции сослались на отсутствие у Вранчи Н.М. документа, подтверждающего, что она постоянно или преимущественно проживает на территории Краснодарского края, и указали, что свидетельство о регистрации по месту пребывания подтверждает ее временное проживание на территории Краснодарского края.
В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии с частью 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Судами первой и апелляционной инстанций при решении вопроса о правомерности отказа ответчика в предоставлении Вранче Н.М. мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в нарушение подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, а также требований процессуального закона не приняты во внимание обстоятельства, на которые ссылалась Вранча Н.М. в обоснование исковых требований: у Вранчи Н.М. имеется регистрация в Краснодарском крае по месту пребывания по адресу: < ... > край, < ... > , подтвержденная свидетельством от 9 февраля 2013 г. на срок с 9 февраля 2013 г. по 8 февраля 2018 г. и свидетельством от 7 февраля 2018 г., выданным на срок с 6 февраля 2018 г. по 6 февраля 2023 г.; факт постоянного проживания Вранчи Н.М. в Краснодарском крае подтверждается: лицевым счетом собственника квартиры, находящейся в г. Сочи (приобретена Вранчой Н.М. по договору купли-продажи от 16 сентября 1999 г.); оплаченными счетами за содержание квартиры; выписками из медицинских учреждений Краснодарского края о неоднократных посещениях Вранчой Н.М. таких учреждений и лечении в них; трудовой книжкой, содержащей сведения о трудовой деятельности Вранчи Н.М. с 2013 года по 2016 год на территории Адлерского района Краснодарского края; прекращением с 2013 года предоставления Вранче Н.М. мер социальной поддержки как ветерану труда по месту жительства в Магаданской области в связи с ее выездом на постоянное место жительства в центральные районы Российской Федерации. Данные обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судебными инстанциями не устанавливались и правовой оценки по правилам статьи 67 ГПК РФ не получили.
Судебными инстанциями не учтено, что Закон Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ, Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты и Порядок предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг право на меры социальной поддержки ветеранов труда связывают не с фактом регистрации на территории Краснодарского края по месту жительства гражданина, имеющего статус ветерана труда, а с его постоянным проживанием (местом жительства) на данной территории, при этом компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, предусмотренная нормативным правовым актом Краснодарского края, предоставляется в том числе лицам по месту пребывания в Краснодарском крае.
Ввиду изложенного выводы судебных инстанций о том, что регистрация Вранчи Н.М. по месту пребывания свидетельствует о временном характере ее проживания на территории Краснодарского края и ею не представлено документов, подтверждающих постоянный характер проживания на территории Краснодарского края, что дает основание для отказа в предоставлении Вранче Н.М. мер социальной поддержки как ветерану труда в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 г. N 808-КЗ, являются неправомерными, сделанными при неправильном применении норм материального права и без установления обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
С учетом приведенного выше обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Вранчи Н.М., что согласно статье 387 ГПК РФ является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 15 мая 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 9 августа 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Адлерский районный суд г. Сочи Краснодарского края.