ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 ноября 2019 г. N 21-КГ19-2
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Юрьева И.М. и Москаленко Ю.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4494/2018 по иску Шугушева Бориса Мусабиевича к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения центральной жилищно-бытовой комиссии о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете,
по кассационной жалобе Шугушева Бориса Мусабиевича на решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 марта 2019 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кликушина А.А., выслушав объяснения Шугушева Б.М., поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике - Ивашечкиной С.В., возражавшей против доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
установила:
Шугушев Б.М. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике о признании незаконным решения центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 11 сентября 2018 г. о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и восстановлении на учете с 17 сентября 2005 г. с составом семьи из 4-х человек (с учетом супруги и двух дочерей), мотивируя свои требования тем, что проходил службу в ОБ ДПС ГИБДД МВД по Кабардино-Балкарской Республике и 17 сентября 2005 г. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2006 году был уволен со службы по состоянию здоровья, является инвалидом 2 группы. Решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 28 августа 2008 г. он исключен из списка очередников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 августа 2011 г. восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий. Однако 28 февраля 2018 г. истец снова снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий и решением суда от 12 апреля 2018 г. вновь восстановлен на таком учете с 17 сентября 2005 г. Решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 11 сентября 2018 г. истец вновь снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ (в связи с выявлением в представленных в орган, осуществляющий принятие на учет, документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет). По мнению истца, указанное решение жилищной комиссии является незаконным, нарушающим его права.
Решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2018 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 марта 2019 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Шугушев Б.М. ставит вопрос об отмене вынесенных судебных постановлений, как незаконных.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации Кликушина А.А. 20 августа 2019 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в кассационном порядке, и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, Судебная коллегия находит ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения были допущены судебными инстанциями при разрешении настоящего спора.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шугушев Б.М. проходил службу в органах внутренних дел МВД по Кабардино-Балкарской Республике.
17 сентября 2005 г. решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Шугушев Б.М. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека.
Приказом от 23 марта 2006 г. истец уволен со службы по ст. 19 п. "ж" Закона Российской Федерации "О милиции" по болезни (л.д. 14).
11 марта 2011 г. Шугушеву Б.М. установлена 2 группа инвалидности бессрочно (л.д. 22).
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 28 августа 2008 г. истец снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в связи с неправомерной постановкой на учет.
11 августа 2011 г. Шугушев Б.М. восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики (л.д. 39 - 41).
Решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 28 февраля 2018 г. Шугушев Б.М. вновь снят с учета в связи с неправомерной постановкой на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
12 апреля 2018 г. решением Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики Шугушев Б.М. восстановлен на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий с 17 сентября 2005 г. (л.д. 42 - 44).
Оспариваемым решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 11 сентября 2018 г. Шугушев Б.М. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в связи с выявлением в представленных им документах сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (л.д. 11 - 13).
В обоснование принятого решения комиссией указано, что в связи с наличием противоречивых сведений о регистрации и месте проживания Шугушева Б.М. и его семьи, в 2018 году МВД по Кабардино-Балкарской Республике проведена проверка, в ходе которой в представленных Шугушевым Б.М. в жилищную комиссию документах выявлены сведения не соответствующие действительности.
Так, Шугушевым Б.М. были представлены документы о том, что в период с 1 октября 2004 г. по 24 августа 2016 г. он проживал по адресу: Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Мальбахова, д. 34 а, кв. N 5; с 18 декабря 2017 г. по 7 августа 2018 г. проживал по адресу: г. Нальчик, ул. Кешокова/Орджоникидзе, д. 150/118; с 7 августа 2018 года проживает по адресу: г. Нальчик, ул. 2-й Таманской дивизии, д. 310.
В ходе проведенной МВД по Кабардино-Балкарской Республике проверки установлено, что истец по указанным адресам не проживал, а фактически проживает со своей семьей в < ... > Республики.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что истец и члены его семьи с 2004 года до момента рассмотрения дела в суде не проживали в жилых помещениях по указанным в документах адресам, представленных в жилищную комиссию, сведения, которые представлялись истцом в жилищную комиссию о нуждаемости в улучшении жилищных условий, как при постановке на учет, так и при обновлении им документов, не соответствовали и не соответствуют действительности. С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что поскольку основанием для постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий послужили представленные в жилищную комиссию недостоверные сведения, решение центральной жилищно-бытовой комиссии от 11 сентября 2018 г. о снятии Шугушева Б.М. с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий является правомерным.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции и апелляционное определение приняты с нарушением норм действующего законодательства, и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.
Основанием для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является необеспеченность его жилым помещением по договору социального найма или отсутствие у него жилого помещения в собственности (пункт 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ).
Таким образом, по общему правилу, необходимым условием реализации гражданином права на обеспечение жильем является признание этого гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановка на соответствующий учет.
В соответствии со статьей 30 Закона "О милиции" от 18 апреля 1991 г. N 1026 (действовавшего во время прохождения службы истца и утратившего силу с 1 марта 2011 г.) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставлялась соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Порядок предоставления жилой площади в структурах Министерства внутренних дел Российской Федерации регламентировался Положением о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденным Приказом МВД России от 24 мая 2003 г. N 345, согласно которому ведение учета сотрудников органов внутренних дел, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществлялось путем формирования списков указанных лиц соответствующими органами внутренних дел по месту прохождения ими службы.
Согласно пункту 2 названного Положения постановка на учет сотрудников органов внутренних дел и предоставление им жилых помещений по месту расположения соответствующих органов внутренних дел осуществлялась в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим приказом.
Учет очередников велся по единому списку с одновременным включением в отдельные списки очередников, имеющих право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений (пункт 4). Принятые на учет очередники включались в Книгу учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий (пункт 7). Перечень документов, предоставляемых сотрудниками в комиссии для решения вопроса о признании их нуждающимися в улучшении жилищных условий, устанавливается на основании законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (п. 4).
В соответствии с пунктом 9.1 Положения предоставление жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел обеспечивалось после рассмотрения соответствующей комиссией и утверждения протокола начальником органа внутренних дел.
В период службы, решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике Шугушев Б.М. 17 сентября 2005 г. принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека.
Несмотря на то, что Шугушев Б.М. неоднократно решениями центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике (от 28 августа 2008 г., 28 февраля 2018 г.) снимался с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако решениями суда от 11 августа 2011 г. и 12 апреля 2018 г. был восстановлен в очереди с даты постановки на учет - с 17 сентября 2005 г. В решении суда от 12 апреля 2018 г., вступившим в законную силу 13 мая 2018 г., суд пришел к выводу о том, что на момент постановки на учет истец нуждался в улучшении жилищных условий, поскольку проживал в доме жилой площадью 42,4 м с составом семьи 4 человека и имел обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы на каждого члена семьи. Суд также учел, что каких-либо нарушений, в том числе связанных с предоставлением документов, содержащих недостоверные сведения, ответчиком в действиях Шугушева Б.М. не выявлено.
Согласно статье 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
Пунктом 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ предусмотрено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
При этом, исходя из смысла вышеприведенного положения пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ под не соответствующими действительности сведениями понимаются не любые сведения, содержащиеся в документах, а лишь те, которые касаются существенных обстоятельств и были определяющими при принятии решения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, проанализировав показания свидетелей и представленные документы, установил, что по адресам регистрации с 2004 г. фактически семья истца не проживала; сведения, предоставленные истцом о нуждаемости в улучшении жилищных условий, как при постановке на учет, так и при обновлении им документов, не соответствовали и не соответствуют действительности, а потому решением центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 11 сентября 2018 года он был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на законных основаниях.
При этом суды не учли, что юридически значимым обстоятельством по данному делу являлось установление судом наличия (или отсутствия) оснований для нахождения Шугушева Б.М. на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Однако, ограничившись выяснением вопроса о фактическом проживании истца в жилых помещениях по месту регистрации с 2004 года, суды обеих инстанций вопрос о нуждаемости Шугушева Б.М. в предоставлении жилого помещения на обсуждение не поставили и его не исследовали.
Судами не дана оценка решению Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 11 августа 2011 г., которым установлено, что согласно сведениям Управления Росреестра Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике у Шугушева Б.М. зарегистрированные права на недвижимое имущество отсутствуют.
Кроме того, ни судом первой, ни судом апелляционной инстанций не учтено, что факт проживания семьи истца в доме по адресу: < ... > , принадлежащем матери Шугушева Б.М., сам по себе не свидетельствует об обеспеченности истца и членов его семьи жильем, поскольку основания и условия проживания в указанном доме не устанавливались.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что решение центральной жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Кабардино-Балкарской Республике от 11 сентября 2018 г. о снятии истца с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, нельзя признать правильным, он сделан без учета всех юридически значимых обстоятельств по делу.
С учетом изложенного, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что допущенные судами первой и апелляционной инстанций нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов Шугушева Б.М., в связи с чем решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 марта 2019 г. нельзя признать законными, они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Нальчикского городского суда Кабардино-Балкарской Республики от 28 декабря 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 7 марта 2019 г. отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.