ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 ноября 2019 г. N 47-КГ19-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2019 г. кассационную жалобу Саркисян Анички Агасиновны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 декабря 2018 г.
по делу N 2(1)-443/2018 Абдулинского районного суда Оренбургской области по иску Саркисян Анички Агасиновны к государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", филиалу государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе о признании незаконным отказа в предоставлении денежных средств на проведение ремонта жилого дома, возложении обязанности произвести выплату этих средств.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Саркисян А.А. 23 июля 2018 г. обратилась в суд с иском к государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", филиалу государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе о признании незаконным отказа в предоставлении денежных средств на проведение ремонта жилого дома, возложении обязанности произвести выплату этих средств.
В обоснование заявленных требований Саркисян А.А. указала, что является собственником 1/2 доли в праве общей собственности на жилой дом, расположенный по адресу: < ... > , и как вдова военнослужащего на основании пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" имеет право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома.
19 декабря 2017 г. она обратилась в филиал государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе с заявлением о выплате ей денежной компенсации на проведение ремонта принадлежащего ей индивидуального жилого дома.
27 февраля 2018 г. государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" ей было отказано в выплате компенсации на проведение ремонта принадлежащего ей индивидуального жилого дома по причине того, что домовладение, доля в праве общей долевой собственности на которое принадлежит Саркисян А.А., не отвечает признакам индивидуального дома, так как состоит из двух жилых домов (118 и 120), один из которых (118) разделен на две части общей стеной без проемов, каждая из которых имеет самостоятельный выход на земельный участок, что, по мнению государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", свидетельствует о том, что указанный дом строился не для проживания одной семьи.
Аналогичный ответ был дан на обращение Саркисян А.А. Министерством социального развития Оренбургской области, которое дополнительно указало на то, что жилой дом, доля в праве собственности на который принадлежит Саркисян А.А., содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крыша, фундамент, которые в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации являются признаками многоквартирного дома. Кроме того, земельный участок, на котором расположено спорное домовладение, также относится к общему долевому имуществу дома, так как принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме.
Саркисян А.А. считает отказ в предоставлении ей компенсации на ремонт жилого дома незаконным, поскольку проживает в жилом помещении, которое обладает признаками индивидуального жилого дома, а не в многоквартирном жилом доме, в связи с чем просила суд признать отказ в предоставлении денежных средств на проведение ремонта индивидуального жилого дома незаконным, обязать государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" и филиал государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе в солидарном порядке произвести выплату денежной компенсации на проведение ремонта дома в соответствии с Правилами обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313.
Представители государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" и филиала государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе в суде исковые требования не признали.
Решением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 6 сентября 2018 г. исковые требования Саркисян А.А. удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в предоставлении выплаты Саркисян А.А. денежных средств на проведение ремонта жилого дома в порядке, установленном Правилами обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313.
На государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" возложена обязанность произвести выплату денежной компенсации на проведение ремонта части жилого дома, расположенного по адресу: < ... > , по нормам и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313 "Об утверждении Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы - Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца".
В удовлетворении исковых требований Саркисян А.А. к филиалу государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе о признании незаконным отказа в предоставлении выплаты денежных средств и возложении обязанности произвести выплату денежной компенсации на проведение ремонта жилого дома отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 декабря 2018 г. решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Саркисян А.А. к государственному казенному учреждению Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" о признании незаконным отказа в предоставлении денежных средств, возложении обязанности произвести выплату денежных средств на проведение ремонта жилого дома отменено, в этой части по делу принято новое решение об отказе Саркисян А.А. в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, Саркисян А.А. ставит вопрос об отмене апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как незаконного, и оставлении в силе решения суда первой инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 31 июля 2019 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 14 октября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела стороны спора, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 390.11, частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на нее государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено, что Саркисян А.А. является вдовой военнослужащего Саркисяна К.М. и имеет право на получение средств федерального бюджета на проведение ремонта индивидуального жилого дома, принадлежащего членам семьи военнослужащего, потерявшим кормильца, в соответствии с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Саркисян А.А. принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: < ... > , < ... > (далее также - жилой дом). Саркисян А.А. проживает в этом доме, где состоит на регистрационном учете по месту жительства. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 7 декабря 2010 г. объектом права собственности является одноэтажный жилой дом.
По данным кадастрового паспорта от 18 июня 2008 г. жилой дом является одноэтажным, имеет общую площадь 121,4 кв. м, жилую площадь - 90,1 кв. м.
В отношении указанного жилого дома Абдулинским бюро технической инвентаризации в 2000 году составлен технический паспорт на жилой дом. В нем указано, что это индивидуальный жилой дом, земельный участок, на котором находится жилой дом, предназначен для индивидуального жилищного строительства.
19 декабря 2017 г. Саркисян А.А. обратилась в филиал государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе с заявлением о выплате ей денежной компенсации на проведение ремонта принадлежащего ей индивидуального жилого дома, предусмотренной Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313.
В связи с обращением Саркисян А.А. заведующим филиалом государственного казенного учреждения "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе и главным архитектором администрации муниципального образования "Абдулинский городской округ" 20 февраля 2018 г. составлен акт, из содержания которого следует, что приусадебный участок дома 118 разделен на две части, имеющие отдельное ограждение и отдельные выходы на улицу. Фундамент, стены, кровля жилого дома являются едиными, неразделенными конструкциями. Жилой дом состоит из двух обособленных жилых помещений, разделенных глухой стеной без проемов. Жилой дом имеет два отдельных входа в каждое жилое помещение. Жилые помещения оборудованы обособленными системами отопления, электроснабжения и водоснабжения.
Министерство социального развития Оренбургской области в письме от 22 февраля 2018 г., адресованном директору государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", сообщило, что домовладение, расположенное по адресу: < ... > , < ... > , доля в праве общей долевой собственности на которое принадлежит Саркисян А.А., не отвечает признакам индивидуального жилого дома, так как состоит из двух жилых домов (118 и 120), один из которых (118) разделен на две части общей стеной без проемов, каждая из которых имеет самостоятельный выход на земельный участок, что свидетельствует о том, что данный дом строился не для проживания одной семьи, в связи с чем назначить денежную компенсацию на основании предоставленных Саркисян А.А. документов не представляется возможным.
Решением филиала государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе от 26 февраля 2018 г. Саркисян А.А. отказано в выплате денежной компенсации на проведение ремонта индивидуального жилого дома.
Письмом от 27 февраля 2018 г. государственное казенное учреждение Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" проинформировало Саркисян А.А. об отказе в назначении ей денежной компенсации на проведение ремонта принадлежащего ей индивидуального жилого дома, поскольку домовладение, расположенное по адресу: < ... > , доля в праве общей долевой собственности на которое принадлежит Саркисян А.А., не отвечает признакам индивидуального дома, так как состоит из двух жилых домов (118 и 120), один из которых (118) разделен на две части общей стеной без проемов, каждая из которых имеет самостоятельный выход на земельный участок, что свидетельствует о том, что этот дом строился не для проживания одной семьи.
Аналогичный ответ на обращение Саркисян А.А. был дан 23 апреля 2018 г. Министерством социального развития Оренбургской области, которое дополнительно указало на то, что жилой дом содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крыша, фундамент, которые в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации являются признаками многоквартирного дома. Кроме того, земельный участок, на котором расположено спорное домовладение, также относится к общему долевому имуществу дома, так как принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме.
Определением Абдулинского районного суда Оренбургской области от 17 августа 2018 г. было назначено выездное судебное заседание по адресу проживания Саркисян А.А. для осмотра жилого дома по адресу: < ... > , с участием архитектора администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области и представителя обособленного подразделения государственного унитарного предприятия "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости". Выездное судебное заседание было проведено 29 августа 2018 г.
Согласно акту, составленному начальником отдела капитального строительства, архитектуры Управления капитального строительства, архитектуры и коммунального хозяйства администрации муниципального образования Абдулинский городской округ Оренбургской области, специалистом обособленного подразделения государственного унитарного предприятия "Областной центр инвентаризации и оценки недвижимости" 29 августа 2018 г. по результатам выездного судебного заседания по адресу: < ... > , жилой дом, расположенный по указанному адресу, является одноэтажным деревянным домом, часть этого дома, в которой проживает Саркисян А.А., имеет самостоятельную систему электроснабжения, оборудована отдельным прибором учета потребления электроэнергии, отапливается с помощью печного отопления. В доме отсутствуют помещения общего пользования, отсутствуют общие инженерные коммуникации. Жилой дом содержит элементы общего имущества собственников: фундамент, железную крышу, несущую стену, которая разделяет домовладение на две части. Часть жилого дома, которая находится в собственности Саркисян А.А., состоит из двух жилых комнат площадью 14,3 кв. м и 6,5 кв. м, подсобного помещения и кухни. Дому статус многоквартирного не присваивался.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Саркисян А.А. о признании незаконным отказа в предоставлении денежных средств на проведение ремонта жилого дома, возложении обязанности произвести выплату этих средств, суд первой инстанции руководствовался положениями части 2 статьи 15, статей 16, 18 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что занимаемое Саркисян А.А. жилое помещение не может рассматриваться в качестве расположенного в многоквартирном доме, поскольку ей принадлежит доля в праве общей долевой собственности, выделенная в натуре в виде части жилого дома для пользования, а многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме.
Установив, что у собственников дома, расположенного по адресу: < ... > , отсутствует общее имущество, а жилое помещение, в котором проживает Саркисян А.А., имеет самостоятельную систему электроснабжения, оборудовано отдельным прибором учета потребления электроэнергии и отапливается с помощью печного отопления и каждый из сособственников самостоятельно осуществляет содержание принадлежащих им частей жилого дома, суд первой инстанции указал на то, что принадлежащее Саркисян А.А. на праве собственности жилое помещение обладает признаками индивидуального жилого дома, в связи с чем, ссылаясь на пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", пункт 2, подпункт "а" пункта 3 Правил обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313, пришел к выводу о том, что Саркисян А.А. как вдова военнослужащего имеет право на получение денежных средств на проведение ремонта занимаемой ею части жилого дома, признав отказ государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в выплате ей денежных средств на эти цели незаконным.
В удовлетворении исковых требований Саркисян А.А., предъявленных к филиалу государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в Абдулинском районе, суд первой инстанции отказал, приведя довод о том, что филиал не является юридическим лицом, представляет собой обособленное подразделение государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения", расположенное вне места учреждения на территории Абдулинского района, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу.
Отменяя решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований Саркисян А.А. о признании незаконным отказа государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в предоставлении денежных средств на проведение ремонта жилого дома и возложении обязанности на этого ответчика произвести выплату денежных средств и принимая новое решение об отказе в удовлетворении названных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за Саркисян А.А. права на получение меры социальной поддержки в виде предоставления денежных средств на проведение ремонта жилого дома ввиду того, что жилой дом, доля в праве общей долевой собственности на который принадлежит Саркисян А.А., индивидуальным жилым домом признан быть не может, так как дом разделен на две части общей стеной без проемов, каждая из которых имеет самостоятельный выход на земельный участок, что свидетельствует о том, что данный жилой дом строился не для проживания одной семьи. Суд апелляционной инстанции также указал на то, что доказательств выдела доли в праве собственности на жилой дом, принадлежащей Саркисян А.А., в натуре не представлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Меры социальной защиты членов семей военнослужащих, потерявших кормильца, определены в статье 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
К числу таких мер относится ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца.
Ремонт индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, потерявшим кормильца, осуществляется по нормам и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (абзац третий пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 313 утверждены Правила обеспечения проведения ремонта индивидуальных жилых домов, принадлежащих членам семей военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов Российской Федерации, потерявшим кормильца (далее также - Правила).
Названные Правила не распространяются на граждан, проживающих в жилых домах государственного и муниципального жилищных фондов, а также в жилых помещениях, находящихся в собственности граждан и расположенных в многоквартирных домах (абзац второй пункта 1 Правил).
Право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов, согласно пункту 2 Правил имеют в том числе члены семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, в том числе при прохождении военной службы по призыву (действительной срочной военной службы); члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых составляет 20 лет и более.
В пункте 3 Правил указаны члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, которые имеют право на получение средств, выделяемых из федерального бюджета на проведение ремонта жилых домов. Среди них вдовы (вдовцы) погибших (умерших) военнослужащих, за исключением вступивших в новый брак (подпункт "а" пункта 3 Правил).
Члены семей принимают решение о необходимости проведения ремонта жилых домов добровольно и могут реализовать свое право на проведение ремонта за счет средств федерального бюджета 1 раз в 10 лет (пункт 4 Правил).
Исходя из приведенных нормативных положений право на получение 1 раз в 10 лет средств, выделяемых из федерального бюджета на ремонт жилого дома, имеют члены семьи погибших (умерших) военнослужащих, в числе которых вдовы (вдовцы) военнослужащих, за исключением тех вдов (вдовцов), которые вступили в новый брак, проживающие в принадлежащих им на праве собственности индивидуальных жилых домах, то есть домах, не относящихся к жилым домам государственного и муниципального жилищных фондов, а также к жилым помещениям, расположенным в многоквартирных домах.
Согласно части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации объектами жилищных прав являются жилые помещения.
Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства (часть 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Перечень видов жилых помещений и признаки каждого из них определены статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (пункты 1 - 3 части 1 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании (часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире (часть 4 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что часть жилого дома, являющаяся изолированным жилым помещением, которое пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства), представляет собой самостоятельный объект жилищных прав наряду с жилым домом.
Жилищный кодекс Российской Федерации не раскрывает содержание понятий "индивидуальный жилой дом" и "многоквартирный жилой дом".
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещения в таком доме в соответствии с жилищным законодательством.
Пункт 3.21 "ГОСТ Р 51929. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения", утвержденный и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарта) от 11 июня 2014 г. N 543-ст, определяет многоквартирный дом как оконченный строительством и введенный в эксплуатацию надлежащим образом объект капитального строительства, представляющий собой объемную строительную конструкцию, имеющий надземную и подземную части, включающий в себя внутридомовые системы инженерно-технического обеспечения, помещения общего пользования, не являющиеся частями квартир, иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам, и жилые помещения, предназначенные для постоянного проживания двух и более семей, имеющие самостоятельные выходы к помещениям общего пользования в таком доме (за исключением сблокированных зданий); в состав многоквартирного дома входят встроенные и (или) пристроенные нежилые помещения, а также придомовая территория (земельный участок).
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Пунктом 1 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.
Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (пункт 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (пункт 1 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации (пункт 2 статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является наличие в нем нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества собственников такого дома, в состав которого входят помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме. Состав общего имущества в многоквартирном доме определяется в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодательства. Квалифицирующим признаком индивидуального жилого дома является наличие в нем комнат, а не квартир. При этом индивидуальный жилой дом может находиться в общей собственности нескольких лиц с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность). Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.
Судом апелляционной инстанции приведенные нормы материального права о критериях отнесения жилого дома к многоквартирному или индивидуальному жилому дому, а также нормы о владении и пользовании имуществом, находящимся в долевой собственности, применены неправильно, вследствие чего вывод суда апелляционной инстанции о том, что жилой дом, 1/2 доли в праве общей долевой собственности на который принадлежит Саркисян А.А., индивидуальным жилым домом в целях реализации гражданином мер социальной поддержки признан быть не может и в связи с этим у Саркисян А.А. отсутствует право на получение за счет средств федерального бюджета денежной компенсации на ремонт занимаемой части жилого дома, нельзя признать правомерным.
Указывая на то, что принадлежащее на праве общей долевой собственности Саркисян А.А. жилое помещение расположено в жилом доме, разделенном на две части, и имеет элементы общего имущества (фундамент, железную крышу, несущую стену, разделяющую дом), в то время как индивидуальный жилой дом не может содержать элементы общего имущества, суд апелляционной инстанции не учел, что основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному является наличие в нем нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок либо в помещения общего пользования. Наличие же элементов общего имущества, таких как крыша и фундамент, может иметь место и в индивидуальном жилом доме, принадлежащем на праве собственности нескольким собственникам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, жилой дом, доля в праве собственности на который принадлежит Саркисян А.А., находится на земельном участке, представленном для индивидуального жилищного строительства, статус многоквартирного этому жилому дому не присваивался, в документах на жилой дом (кадастровом паспорте, техническом паспорте, свидетельстве о государственной регистрации права собственности) жилой дом в качестве многоквартирного не указан, напротив, в техническом паспорте дом именуется индивидуальным жилым домом, часть жилого дома, в которой проживает Саркисян А.А., имеет самостоятельную систему электроснабжения и теплоснабжения, в доме отсутствуют помещения общего пользования и общие инженерные коммуникации. Изолированная часть дома, в которой проживает Саркисян А.А., не является по смыслу части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации квартирой, обладает признаками индивидуального жилого дома.
Обстоятельства дела, установленные судом первой инстанции, и соответствующие им выводы суда первой инстанции о том, что Саркисян А.А. на праве собственности принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на индивидуальный жилой дом, являющаяся фактически частью этого индивидуального жилого дома, не опровергнуты ответчиком государственным казенным учреждением Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в ходе судебного разбирательства, в том числе и в суде апелляционной инстанции.
Не установив каких-либо новых обстоятельств, не применив нормы материального права, регулирующие спорные отношения, суд апелляционной инстанции не согласился с приведенными выводами суда первой инстанции и отказал Саркисян А.А. в иске о признании незаконным отказа в предоставлении ей как вдове военнослужащего меры социальной поддержки в виде денежной выплаты за счет средств федерального бюджета на ремонт индивидуального жилого дома, придя к ошибочному выводу о том, что жилой дом, доля в праве собственности на который принадлежит Саркисян А.А., индивидуальным жилым домом признан быть не может по причине того, что разделен на две части общей стеной без проемов, каждая из которых имеет самостоятельный выход на земельный участок, что, по мнению суда апелляционной инстанции, свидетельствует о том, что указанный дом строился не для проживания одной семьи. Делая такой вывод, суд апелляционной инстанции, по сути, изменил правовой статус спорного жилого дома, зарегистрированного в установленном законом порядке в качестве индивидуального жилого дома, с индивидуального жилого дома на многоквартирный в отсутствие на это каких-либо правовых оснований.
В отличие от суда апелляционной инстанции суд первой инстанции правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные отношения, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, а именно то, что жилой дом, доля в праве собственности на который принадлежит Саркисян А.А., является индивидуальным жилым домом, занимаемое Саркисян А.А. жилое помещение не может рассматриваться в качестве расположенного в многоквартирном жилом доме, поскольку ей как участнику права общей долевой собственности выделена в натуре в пользование часть жилого дома, а не квартира, следовательно, Саркисян А.А. как вдова военнослужащего имеет право на получение средств на проведение ремонта занимаемой ею части индивидуального жилого дома.
С учетом изложенного у суда апелляционной инстанции не имелось предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований Саркисян А.А. о признании незаконным отказа государственного казенного учреждения Оренбургской области "Центр социальной поддержки населения" в предоставлении денежных средств на проведение ремонта жилого дома, возложении обязанности произвести выплату этих средств, а также для принятия нового решения об отказе в удовлетворении этих исковых требований.
При таких обстоятельствах обжалуемое апелляционное определение нельзя признать законным, оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанного судебного постановления и оставления в силе решения суда первой инстанции, разрешившего спор в соответствии с установленными обстоятельствами и подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 19 декабря 2018 г. по делу N 2 (1)-443/2018 Абдулинского районного суда Оренбургской области отменить.
Оставить в силе решение Абдулинского районного суда Оренбургской области от 6 сентября 2018 г.