ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 февраля 2020 г. N 47-КГ19-13
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Гуляевой Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 3 февраля 2020 г. кассационную жалобу временно исполняющего обязанности главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Ларионова Сергея Владимировича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 марта 2019 г.
по делу N 2-714/2018 Тоцкого районного суда Оренбургской области по иску прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, Российской Федерации к Вележинскому Владимиру Васильевичу, Совету депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области, администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным решения, недействительными распоряжений о премировании, взыскании суммы полученных премиальных выплат, процентов за пользование денежными средствами.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав представителя Вележинского В.В. - адвоката Юдина Н.В., возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
прокурор Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, Российской Федерации 31 июля 2018 г. обратился в суд с иском к Вележинскому В.В. о признании незаконным решения, недействительными распоряжений, взыскании суммы полученных премиальных выплат, процентов за пользование денежными средствами.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Тоцкого района Оренбургской области в период с 5 февраля по 19 марта 2018 г. была проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при выплате премий главе Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Вележинскому В.В. в 2016 - 2017 годах.
В ходе проведенной проверки выявлено, что распоряжения о премировании главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. за выполнение особо важных и сложных заданий от 17 марта 2016 г. N 12-л, от 1 июля 2016 г. N 35-л, от 3 октября 2016 г. N 49-л, от 6 декабря 2016 г. N 59-л, от 12 декабря 2016 г. N 62-л, от 28 марта 2017 г. N 7-л, от 4 июля 2017 г. N 39-л, от 11 декабря 2017 г. N 75-л, от 20 декабря 2017 г. N 78-л издавались самим главой Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Вележинским В.В., распоряжение о премировании главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. от 2 октября 2017 г. N 68-л было издано исполняющим обязанности главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Ларионовым С.В. Общая сумма начисленных Вележинскому В.В. премиальных выплат за выполнение особо важных и сложных заданий в 2016 - 2017 годах составила 388 125 руб., с учетом уплаты налога на доходы физических лиц Вележинскому В.В. выплачено 337 668 руб. (в 2016 году - 168 834 руб., в 2017 году - 168 834 руб.).
По мнению прокурора Тоцкого района Оренбургской области, Вележинский В.В., являясь главой Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области, обладая организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями, в период с 2016 по 2017 год, действуя умышленно, незаконно, в нарушение части 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 5 статьи 16 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", части 11 статьи 29 Устава Зареченского сельсовета Тоцкого района, утвержденного решением Совета депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области от 11 ноября 2016 г. N 31, пункта 3 главы III Положения о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов Зареченского сельсовета от 25 декабря 2014 г. N 40, при наличии неурегулированного конфликта интересов в отсутствие согласования с Советом депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области неоднократно издавал распоряжения о премировании самого себя в максимальном размере, в том числе без учета фактически отработанного времени, в результате чего ему незаконно и необоснованно из бюджета Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области выплачены денежные средства в размере 337 668 руб.
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области также считает незаконным решение Совета депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. N 16 "О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченского сельсовета Вележинскому В.В. за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 годы", поскольку оно принято с нарушением процедуры рассмотрения: вопрос о законности выплаты главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинскому В.В. премий за 2016 - 2017 годы не был включен в повестку заседания Совета депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области 27 апреля 2018 г., ввиду чего не подлежал рассмотрению на указанном заседании.
Прокурор Тоцкого района Оренбургской области с учетом уточненных исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации просил суд признать незаконным и недействительным решение Совета депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. N 16 "О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченский сельсовет Вележинскому В.В. за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 годы"; признать незаконными и недействительными распоряжения главы Зареченского сельсовета от 17 марта 2016 г. N 12-л, от 1 июля 2016 г. N 35-л, от 3 октября 2016 г. N 49-л, от 6 декабря 2016 г. N 59-л, от 12 декабря 2016 г. N 62-л, от 28 марта 2017 г. N 7-л, от 4 июля 2017 г. N 39-л, от 2 октября 2017 г. N 68-л от 11 декабря 2017 г. N 75-л, от 20 декабря 2017 г. N 78-л о премировании главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В.; взыскать с Вележинского В.В. в пользу Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области сумму незаконно полученных премиальных выплат в размере 337 668 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 46 692 руб. 84 коп.
Определением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 20 сентября 2018 г. в участию в деле в качестве соответчиков привлечены Совет депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области, администрация муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Представитель администрации Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Ларионов С.В. в суде исковые требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области поддержал, представитель Вележинского В.В. - Новик Т.С. возражала против удовлетворения исковых требований прокурора Тоцкого района Оренбургской области.
Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 9 ноября 2018 г. исковые требования прокурора Тоцкого района удовлетворены частично, признаны недействительными распоряжения главы (и.о. главы) Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области от 17 марта 2016 г. N 12-л, от 1 июля 2016 г. N 35-л, от 3 октября 2016 г. N 49-л, от 6 декабря 2016 г. N 59-л, от 12 декабря 2016 г. N 62-л, от 28 марта 2017 г. N 7-л, от 4 июля 2017 г. N 39-л, от 2 октября 2017 г. N 68-л, от 11 декабря 2017 г. N 75-л, от 20 декабря 2017 г. N 78-л о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
С Вележинского В.В. пользу бюджета Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области взыскана сумма полученных премиальных выплат в размере 337 668 руб., проценты за пользование денежными средствами в размере 46 692 руб. 84 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С Вележинского В.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 7 043 руб. 60 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 марта 2019 г. решение суда первой инстанции в части признания недействительными распоряжений главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области от 17 марта 2016 г. N 12-л, от 1 июля 2016 г. N 35-л, от 3 октября 2016 г. N 49-л, от 6 декабря 2016 г. N 59-л, от 12 декабря 2016 г. N 62-л, от 28 марта 2017 г. N 7-л, от 4 июля 2017 г. N 39-л, от 2 октября 2017 г. N 68-л, от 11 декабря 2017 г. N 75-л, от 20 декабря 2017 г. N 78-л о премировании главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области, взыскания с Вележинского В.В. в пользу бюджета Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области процентов за пользование денежными средствами в размере 46 692 руб. 84 коп. отменено, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурору Тоцкого района Оренбургской области отказано.
Решение суда первой инстанции в части взыскания с Вележинского В.В. в пользу бюджета Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области сумм полученных премиальных выплат в размере 337 668 руб. изменено, с Вележинского В.В. взыскана сумма 23 346 руб. 01 коп.
С Вележинского В.В. в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 900 руб. 38 коп.
В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной временно исполняющим обязанности главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Ларионовым С.В. в Верховный Суд Российской Федерации, содержится просьба об отмене апелляционного определения, как незаконного, и о направлении дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы 7 октября 2019 г. судьей Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 27 декабря 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела истец прокурор Тоцкого района Оренбургской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, Российской Федерации, представитель ответчика Совета депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области, представитель ответчика администрации муниципального образования Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области, сведений о причинах неявки не представили. От представителя администрации Тоцкого района Оренбургской области поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 390.11, частью 4 статьи 390.12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменный отзыв на нее прокурора Тоцкого района Оренбургской области Хабибуллина А.Д., в котором он поддержал доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого судебного постановления.
Основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 3 ноября 2015 г. N 40 Вележинский В.В. был избран главой Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области.
В 2016 - 2017 годы главой муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинским В.В. изданы распоряжения о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. за выполнение особо важных и сложных заданий в размере одного должностного оклада за фактически отработанное время: от 17 марта 2016 г. N 12-л - по итогам первого квартала 2016 г., от 1 июля 2016 г. N 35-л - по итогам второго квартала 2016 г., от 3 октября 2016 г. N 49-л - по итогам третьего квартала 2016 г., от 6 декабря 2016 г. N 59-л - по итогам четвертого квартала 2016 г., от 28 марта 2017 г. N 7-л - по итогам первого квартала 2017 г., от 4 июля 2017 г. N 39-л - по итогам второго квартала 2017 г., от 11 декабря 2017 г. N 75-л - по итогам четвертого квартала 2017 г. Распоряжение о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. за третий квартал 2017 г. от 2 октября 2017 г. N 68-л за выполнение особо важных и сложных заданий в размере одного должностного оклада было издано исполняющим обязанности главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Ларионовым С.В.
По результатам работы за 2016 и 2017 годы главой муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинским В.В. были изданы распоряжения о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. в размере месячного фонда оплаты труда соответственно от 12 декабря 2016 г. N 62-л и от 20 декабря 2017 г. N 78-л.
Согласно справкам администрации муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 6 ноября 2018 г. Вележинскому В.В. на основании указанных распоряжений в марте, июле, октябре, декабре 2016 г., в марте, июле, октябре и декабре 2017 г. были выплачены квартальные премии в размере 28 750 руб. каждая, а также в декабре 2016 г. и в декабре 2017 г. - годовые премии в размере 79 062 руб. 50 коп. каждая, всего - 388 125 руб.
В период с 5 февраля по 19 марта 2018 г. руководителем отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации Тоцкого района Оренбургской области была проведена выездная плановая проверка по вопросу соблюдения в 2016 - 2017 годы администрацией муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения при составлении и исполнении бюджета поселения, законодательства Российской Федерации в сфере закупок.
В акте выездной плановой проверки от 29 марта 2018 г. указано, что глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинский В.В. единолично вынес распоряжения о выплате себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий по итогам работы за 1 - 4 кварталы 2016 и 2017 годов в размере одного должностного оклада за каждый квартал и премий по итогам работы за год в размере месячного фонда оплаты труда за 2016 и 2017 годы. Решений представительным органом местного самоуправления Зареченского сельского поселения о выплате главе муниципального образования данных премий не принималось, в связи с чем получение Вележинским В.В. денежных средств из бюджета муниципального образования в сумме 337 668 руб. 74 коп. противоречит требованиям законодательства.
Материалы выездной проверки 13 апреля 2018 г. администрацией Тоцкого района Оренбургской области были направлены прокурору Тоцкого района Оренбургской области. Прокурором также проведена проверка соблюдения требований бюджетного законодательства при выплате премий главе Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области в 2016 - 2017 годы, по результатам которой прокурор обратился в суд с данным иском.
Судом также установлено, что решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. N 16 "О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченский сельсовет Вележинскому В.В. за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 гг." признаны обоснованными и законными выплаченные главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинскому В.В. премии за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 годы.
На указанное решение Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области исполняющим обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области в адрес данного органа местного самоуправления был принесен протест.
Решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 15 августа 2018 г. N 27 протест исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области был удовлетворен, решение Совета депутатов Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. N 16 "О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинскому В.В. за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 гг." отменено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании недействительными распоряжений главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области о премировании главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области за 2016 - 2017 годы, суд первой инстанции сослался на статьи 36, 70 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статью 16 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", статьи 29, 30 Устава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, Положение о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, утвержденное решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 25 декабря 2014 г. N 40, и исходил из того, что поскольку глава муниципального образования избирается Советом депутатов, подконтролен населению и представительному органу муниципального образования (Совету депутатов), то именно данный орган - Совет депутатов - полномочен принимать решения о премировании главы муниципального образования Вележинского В.В. по результатам его работы за фактически отработанное время. Поскольку уполномоченным органом - Советом депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области - решения о премировании главы муниципального образования за 2016 - 2017 годы не издавались, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжения главы муниципального образования Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области о премировании главы муниципального образования Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области изданы неуполномоченным лицом (главой муниципального образования), в связи с чем являются недействительными.
По мнению суда первой инстанции, в действиях Вележинского В.В. при получении им премий имеет место недобросовестность, поскольку он, будучи одновременно председателем Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, в полномочия которого входит в том числе созыв заседаний Совета депутатов, вопросы о своем премировании на разрешение Совета не выносил, единолично издавал соответствующие распоряжения за рамками полномочий, регламентированных законом и Уставом муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Установив, что за 2016 - 2017 годы Вележинским В.В. незаконно в качестве премий были получены денежные средства в размере 337 668 руб., суд первой инстанции взыскал эту сумму с Вележинского В.В. в пользу бюджета Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области в качестве неосновательного обогащения, применив положения статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции также взыскал с Вележинского В.В. (с суммы полученных им премий) проценты за пользование чужими денежными средствами в порядке статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании незаконным решения Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 27 апреля 2018 г. N 16 "О законности выплаченных премий главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинскому В.В. за выполнение особо важных и сложных заданий за 2016 и 2017 гг.", суд первой инстанции сослался на то, что поскольку данное решение по результатам рассмотрения протеста исполняющего обязанности прокурора Тоцкого района Оренбургской области уже отменено решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 15 августа 2018 г. N 27, то правовые основания для удовлетворения исковых требований прокурора Тоцкого района Оренбурской области в этой части отсутствуют.
Отменяя решение суда первой инстанции о признании недействительными распоряжений главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. о своем премировании и отказывая прокурору Тоцкого района Оренбургской области в удовлетворении этих исковых требований, суд апелляционной инстанции указал на то, что премии за выполнение особо важных и сложных заданий входят в состав денежного довольствия главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, поэтому при наличии права на получение спорных премий и в отсутствие в Положении о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, утвержденном решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 25 декабря 2014 г. N 40, норм о порядке и должностном лице, которое имеет полномочия принимать решение о выплате премий главе муниципального образования за выполнение особо важных и сложных заданий, Вележинский В.В. как глава муниципального образования в силу полномочий, предусмотренных положениями статей 29 - 30 Устава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, имел право на принятие решений о выплате премий и его действия не могут быть расценены как необоснованное расходование бюджетных средств.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции о том, что основанием для выплаты Вележинскому В.В. премий за выполнение важных и сложных заданий могло являться только решение представительного органа - Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области. Как полагал суд апелляционной инстанции, никакими нормативными положениями данное правомочие представительного органа - Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области - прямо не предусмотрено. По мнению суда апелляционной инстанции, глава муниципального образования действительно подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования, однако из положений части 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации", пункта 4 статьи 16 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" не следует, что формой осуществления такого контроля является принятие Советом депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области решений о выплате или невыплате главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области денежного содержания либо его составляющих.
Суд апелляционной инстанции также полагал, что у Вележинского В.В. имеется право на получение премий за выполнение особо важных и сложных заданий, поскольку он в спорный период (2016 - 2017 годы) ежегодно представлял отчет о результатах деятельности главы муниципального образования и местной администрации, в том числе по вопросам местного бюджета, поставленным Советом депутатов муниципального образования, за 2016 и 2017 годы, работа Вележинского В.В. как главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области была оценена положительно.
Суд апелляционной инстанции указал, что средства фонда оплаты труда не подлежат расходованию на иные цели и не могут быть использованы на решение вопросов местного значения, расходование средств оплаты труда на иные цели означало бы нецелевое использование бюджетных средств, а доказательств того, что в результате выплаты Вележинскому В.В. спорных премий за выполнение особо важных и сложных заданий были превышены нормативы расходов бюджета муниципального образования, не имеется. Доказательств, подтверждающих недобросовестность Вележинского В.В. при получении спорных премий, не представлено.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для выплаты Вележинскому В.В. премий в размере 23 346 руб. 01 коп. за не отработанное им в период с 2016 по 2017 год время, а именно за периоды его временной нетрудоспособности (4 дня в сентябре 2016 г., 4 дня в августе 2017 г., 11 дней в сентябре 2017 г., 8 дней в октябре 2017 г., 3 дня в ноябре 2017 г.) и период его отпуска без сохранения заработной платы (14 дней в октябре 2017 г.), сославшись на то, что эти денежные средства получены Вележинским В.В. незаконно, в связи с чем подлежат возврату в бюджет Зареченского сельского совета Тоцкого района Оренбургской области.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт "н" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (часть 11 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовой статус главы муниципального образования определен статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования (часть 5.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Аналогичные положения, определяющие организацию местного самоуправления, правовой статус представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, закреплены в Законе Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" (части 2, 4 статьи 14, части 1, 7 статьи 15, части 4, 5, 5.1 статьи 16 этого закона).
Согласно части 4 статьи 14 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования в соответствии с настоящим Законом.
В соответствии с частью 5.1 статьи 16 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" глава муниципального образования представляет совету депутатов муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных советом депутатов муниципального образования.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области определены Уставом муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, принятым решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 11 ноября 2016 г. N 31 (далее также - Устав).
Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Зареченский сельсовет составляют: представительный орган муниципального образования - Совет депутатов сельсовета; глава муниципального образования - глава сельсовета; исполнительно-распорядительный орган муниципального образования (местная администрация) - администрация сельсовета. Органы местного самоуправления поселения обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и не входят в систему государственной власти (часть 1 статьи 22 Устава).
К исключительной компетенции Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в том числе отнесено: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; контроль за исполнением органами местного самоуправления, должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения (пункты 2, 4, 5, 9 части 1 статьи 25 Устава).
Совет депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области заслушивает ежегодные отчеты главы сельсовета о результатах его деятельности, деятельности администрации сельсовета и иных подведомственных главе сельсовета органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (часть 3 статьи 25 Устава).
Глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в соответствии с названным Уставом (часть 1 статьи 29 Устава).
Глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (часть 11 статьи 29 Устава).
Полномочия главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области закреплены в части 1 статьи 30 Устава.
Глава сельсовета в том числе представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета планы и программы развития муниципального образования, отчеты об их исполнении; принимает меры поощрения и дисциплинарной ответственности к назначенным им должностным лицам; заключает договоры и соглашения от имени муниципального образования; организует работу по подготовке проекта местного бюджета; представляет на утверждение Совету депутатов сельсовета проект бюджета муниципального образования и отчет о его исполнении (пункты 1, 3, 7, 12, 13, 17, 18 части 1 статьи 30 Устава).
Решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 25 декабря 2014 г. N 40 утверждено Положение о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области (далее - Положение), которым определены условия оплаты труда главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Состав денежного содержания главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области установлен разделом II Положения.
Денежное содержание главы муниципального образования состоит из должностного оклада, а также ежемесячных и иных дополнительных выплат, к которым отнесены: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия работы; ежемесячное денежное поощрение; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска; материальная помощь (пункт 1 раздела II Положения).
Глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области премируется за общие результаты по итогам работы органов местного самоуправления за квартал и за год в целях обеспечения материальной заинтересованности в своевременном и качественном выполнении своих должностных обязанностей и повышения ответственности. Премии за выполнение особо важных и сложных заданий выплачиваются за фактически отработанное время. При этом время нахождения главы муниципального образования в ежегодном оплачиваемом отпуске принимается в расчет для начисления премии. Размер премии за выполнение особо важных и сложных заданий устанавливается главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области за квартал - в размере одного должностного оклада, по результатам работы за год - в размере месячного фонда оплаты труда главы муниципального образования (подпункт 4 пункта 1.2 раздела II Положения).
Расходы на денежное содержание главы муниципального образования выделяются отдельными строками бюджетной классификации, входят в состав защищенных статей, входят в фонд оплаты труда и утверждаются решением Совета депутатов о бюджете поселения на соответствующий год (пункт 2 раздела III Положения).
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования, в настоящем случае - к компетенции Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Премия за выполнение особо важных и сложных заданий главе муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, предусмотренная Положением о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, включена в число иных дополнительных выплат и по своей правовой природе является поощрительной выплатой, осуществление которой зависит от оценки результатов деятельности главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области представительным органом муниципального образования - Советом депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Соответственно, принятие решения о поощрении главы муниципального образования, в данном случае - о премировании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области за выполнение особо важных и сложных заданий, относится к компетенции Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Однако приведенные нормативные положения, определяющие полномочия Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области и главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области по вопросам, связанным с денежным содержанием главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области и его премированием, судом апелляционной инстанции к спорным правоотношениям применены неправильно.
Делая вывод о том, что поскольку премии за выполнение особо важных и сложных заданий входят в состав денежного довольствия главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, то глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинский В.В. был вправе принимать решения о выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий в пределах и на условиях, установленных Положением о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, суд апелляционной инстанции не учел, что отсутствие в Положении о денежном содержании главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области указаний о порядке и должностном лице, имеющем право принимать решение о премировании главы муниципального образования, не означает, что разрешение данного вопроса относится к компетенции самого главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, который подотчетен и подконтролен Совету депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области.
Судом апелляционной инстанции также не принято во внимание, что для установления наличия или отсутствия правовых оснований для выплаты главе Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области премии за выполнение особо важных и сложных заданий необходима объективная оценка его деятельности и результатов его работы, которая в силу части 11.1 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ, части 5.1 статьи 16 Закона Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области", части 11 статьи 29 Устава входит в компетенцию Совета депутатов муниципального образования Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области.
Указывая на то, что у Вележинского В.В. имеется право на получение премий за выполнение особо важных и сложных заданий, так как он в спорный период (2016 - 2017 годы) ежегодно представлял отчет о результатах деятельности главы муниципального образования и местной администрации, в том числе по вопросам местного бюджета, поставленным Советом депутатов муниципального образования, за 2016 и 2017 годы, и его работа как главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области была оценена положительно, суд апелляционной инстанции, по сути, самостоятельно, в отсутствие соответствующего решения представительного органа муниципального образования - Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области - оценил деятельность Вележинского В.В. как главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, тем самым допустил нарушение права органа местного самоуправления (Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области) на самостоятельное решение вопросов местного значения в пределах предоставленных законом полномочий.
При таких обстоятельствах вывод суда апелляционной инстанции о том, что Вележинский В.В. как глава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области в отсутствие соответствующих решений представительного органа данного муниципального образования - Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области - имел право на принятие решений по выплате самому себе премий за выполнение особо важных и сложных заданий, нельзя признать правомерным.
Что касается вывода суда апелляционной инстанции о добросовестности Вележинского В.В. при получении им в 2016 - 2017 годах премий за выполнение особо важных и сложных заданий, то этот вывод сделан без учета положений гражданского законодательства о неосновательном обогащении.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований прокурора Тоцкого района Оренбургской области о признании недействительными распоряжений главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. о премировании самого себя за выполнение особо важных и сложных заданий, взыскании суммы полученных премиальных выплат являлся вопрос о том, за выполнение каких особо важных и сложных заданий были назначены и выплачены премии Вележинскому В.В. и была ли допущена Вележинским В.В. недобросовестность при назначении самому себе и получении им в 2016 - 2017 годах этих премий.
Однако в нарушение требований статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данное юридически значимое обстоятельство для правильного разрешения спора о взыскании с главы муниципального образования Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области полученных им сумм премий судом апелляционной инстанции вследствие неправильного применения к спорным отношениям норм материального права, их регулирующих, по существу не устанавливалось и не исследовалось.
В связи с изложенным вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии доказательств недобросовестности Вележинского В.В. при получении премий за выполнение особо важных и сложных заданий нельзя признать соответствующим закону.
Судом апелляционной инстанции при разрешении вопроса о добросовестности главы муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. при издании распоряжений о своем премировании за выполнение особо важных и сложных заданий и получении этих премий допущены и иные нарушения норм материального права.
В силу части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Аналогичные положения установлены частью 5.2 статьи 16 Закона Оренбургской области от 21 февраля 1996 г. "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" и пунктом 10 статьи 29 Устава муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области, принятого решением Совета депутатов муниципального образования Зареченский сельсовет Тоцкого района Оренбургской области от 11 ноября 2016 г. N 31.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции").
Суд апелляционной инстанции не принял во внимание указанные выше положения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и не учел, что возможность самостоятельного принятия должностным лицом решения о выплате себе премий, влекущая получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом своих должностных полномочий.
Вопреки приведенным прокурором Тоцкого района Оренбургской области в возражении на апелляционную жалобу Вележинского В.В. доводам о том, что действия Вележинского В.В. по изданию распоряжений о премировании самого себя и последующее получение им на основании этих распоряжений денежных средств в размере 337 668 руб. являются коррупционным правонарушением (том 3, л.д. 76 - 77), вопрос о наличии в этих действиях главы Зареченского сельсовета Тоцкого района Оренбургской области Вележинского В.В. неурегулированного конфликта интересов и вопрос о непринятии Вележинским В.В. мер по урегулированию конфликта интересов в нарушение положений приведенных норм материального права и требований статьи 56, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не исследовались, предметом обсуждения не являлись и правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили.
В связи с изложенным обжалуемое апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законным, поскольку оно принято с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 марта 2019 г. и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть все приведенное выше и разрешить возникший спор на основании норм закона, подлежащих применению к спорным отношениям, обстоятельств, установленных по делу, и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390.14, 390.15, 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 6 марта 2019 г. по делу N 2-714/2018 Тоцкого районного суда Оренбургской области отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в суд апелляционной инстанции - судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда.