ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 ноября 2019 г. N 24-КГ19-5
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Кликушина А.А.,
судей Москаленко Ю.П., Юрьева И.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3754/2017 по иску Иванова Сергея Владимировича к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения
по кассационной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 2 октября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 13 ноября 2018 г.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
Иванов С.В. обратился в суд с иском к ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании права на получение субсидии на приобретение жилого помещения.
В обоснование иска указал, что с 12 сентября 2008 г. состоит в браке с Крамаровой А.Л., с которой имеет двоих несовершеннолетних детей: Иванова К.С. и Иванова М.С. В период прохождения военной службы в войсковой части 54987 в целях предоставления жилищной субсидии он с указанными членами семьи с 1 апреля 2009 г. был принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, с которого снят решением ответчика от 17 мая 2017 г. N 18. По мнению Иванова С.В., он был принят на жилищный учет на законных основаниях, а последующее прекращение права пользования предоставленной ему в 1996 г. по договору социального найма квартиры на основании решения суда от 14 февраля 2014 г. по иску его бывшей супруги не свидетельствует о наличии правовых оснований для снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях. Истец полагал, что ответчиком нарушены жилищные права его семьи, в связи с чем просил признать незаконным и отменить решение ответчика от 17 мая 2017 г. N 18, признать за ним право на получение жилищной субсидии с возложением на ответчика обязанности по ее предоставлению.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 2 октября 2017 г. исковые требования Иванова С.В. удовлетворены.
Определением от 23 октября 2018 г. судебная коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с рассмотрением дела судом первой инстанции в отсутствие ответчика ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, не извещенного о времени и месте судебного заседания.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 13 ноября 2018 г. решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение об удовлетворении иска.
Признано незаконным и отменено решение ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 17 мая 2017 г. N 18 о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях Иванова С.В. с составом семьи из четырех человек: он, супруга Крамарова А.Л., сын Иванов К.С., сын Иванов М.С.
За Ивановым С.В. признано право на получение субсидии на приобретение жилого помещения в размере 61,2 кв. м, в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
На ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации возложена обязанность обеспечить Иванова С.В. и членов его семьи: супругу Крамарову А.Л., сына Иванова К.С., сына Иванова М.С. жилищной субсидией для приобретения или строительства жилья согласно очередности в соответствии с действующим законодательством.
В кассационной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации поставлен вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены решения суда и апелляционного определения, как незаконных.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации Юрьева И.М. от 30 сентября 2019 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что имеются основания для отмены апелляционного определения.
В соответствии со статьей 390.14 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права и (или) норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального и процессуального права были допущены при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в связи с прохождением военной службы истцу Иванову С.В. и членам его семьи: супруге Ивановой Н.Н., сыну Иванову А.С. и дочери Ивановой В.С., в соответствии с распоряжением главы администрации г. Майкопа Республики Адыгея от 7 марта 1996 г. N 585-р и на основании выданного 12 марта 1996 г. ордера N 02242 предоставлена по договору социального найма двухкомнатная квартира площадью 51,8 кв. м, расположенная по адресу: < ... > .
Решением мирового судьи судебного участка N 2 г. Майкопа Республики Адыгея от 20 июня 2008 г. определен порядок пользования вышеуказанной квартирой между Ивановой Н.Н. и Ивановым С.В., за которым закреплена комната площадью 10,8 кв. м.
Брак между Ивановым С.В. и Ивановой Н.Н. прекращен 22 июля 2008 г. на основании решения мирового судьи судебного участка N 2 г. Майкопа Республики Адыгея от 9 июля 2008 г.
С 12 сентября 2008 г. истец Иванов С.В. состоит в браке с Крамаровой А.Л., имеют двоих несовершеннолетних детей - Иванова К.С. и Иванова М.С.
Иванов С.В. с 1 апреля 2009 г. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий с составом семьи 4 человека (военнослужащий, супруга Крамарова А.Л., дети Иванов К.С. и Иванов М.С.), с обеспечением жильем в форме жилищной субсидии, избранное место жительства - г. Сочи.
Решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 февраля 2014 г. по иску Ивановой Н.Н. Иванов С.В. признан утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: < ... > .
С 22 мая 2014 г. Иванов С.В., Крамарова А.Л., Иванов К.С. и Иванов М.С. сняты с регистрационного учета по указанному адресу, а с 28 августа 2015 г. собственником вышеуказанной квартиры является бывшая супруга истца Иванова Н.Н.
ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации решением от 17 мая 2017 г. N 18 сняло Иванова С.В. с его супругой Крамаровой АЛ. и их детьми с учета нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации. В обоснование принятого решения указано, что Иванов С.В. в период военной службы был обеспечен жилым помещением для постоянного проживания, которое не может сдать, а оснований для его повторного обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета не имеется.
Разрешая спор по существу и признавая незаконным данное решение от 17 мая 2017 г. N 18, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Иванов С.В. и члены его семьи жильем в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечены не были, при постановке заявителя на жилищный учет он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и им не осуществлялись действия по их намеренному ухудшению. Признавая право истца на жилищную субсидию с учетом состава его семьи (4 человека), суд при ее расчете зачел площадь 10,8 кв. м комнаты, закрепленной за Ивановым С.В. на основании решения мирового судьи от 20 июня 2008 г., в ранее предоставленной ему квартире по адресу: < ... > .
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что выводы суда апелляционной инстанции сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и согласиться с ними нельзя по следующим основаниям.
Согласно абзацу третьему пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 названного федерального закона.
Абзацем первым пункта 14 статьи 15 этого же федерального закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и о снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из приведенных правовых норм следует, что реализация права на жилище военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путем предоставления за счет федерального органа власти, в котором предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с оставлением им этого жилья при увольнении в запас или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
Таким образом, предоставляя военнослужащим определенной в указанных нормах категории гарантии обеспечения жилым помещением для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" возлагает на федеральный орган власти, в котором предусмотрена военная служба, обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы.
Исключений из данного правила для военнослужащих, обеспеченных жильем для постоянного проживания в период прохождения военной службы, закон не предусматривает.
В случае невозможности сдачи жилого помещения, полученного (приобретенного) в порядке реализации статуса военнослужащего, повторное обеспечение военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации (определения от 17 июля 2018 г. N 1808-О, от 25 октября 2018 г. N 2619-О), требования абзаца первого пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных данным федеральным законом, в том числе на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления государственного и муниципального жилья. Эти требования не ограничивают каким-либо образом права граждан на обеспечение жильем в общем порядке в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, в том числе с учетом требований статьи 53 и части 8 статьи 57 данного кодекса.
Между тем приведенные положения законов не были приняты во внимание судом при рассмотрении дела.
Как установлено судом, Иванову С.В., претендующему на получение жилищной субсидии на состав его новой семьи, в 1996 г. в связи с прохождением им военной службы уже была предоставлена квартира, в которой, как следует из установленных решением Майкопского городского суда Республики Адыгея от 14 февраля 2014 г. обстоятельств, заявитель добровольно не проживает с 2008 года, выехав в другое место жительства, и собственником которой с 28 августа 2015 г. является его бывшая супруга.
Это обстоятельство судом было оставлено без внимания, не получило правовой оценки и повлекло за собой неправильное применение норм материального права и принятие решения, не отвечающего требованиям статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, они повлияли на исход дела и без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 13 ноября 2018 г. нельзя признать законными, оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить дело в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Руководствуясь статьями 390.14 - 390.16 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея от 13 ноября 2018 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Адыгея.