ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 июля 2019 г. N 1-АПА19-6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Кириллова В.С.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ФинансГрупп" о признании недействующим постановления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 26 октября 2018 г. N 119-пн "Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО "ФинансГрупп", расположенных на территории муниципального образования "Кулойское" муниципального образования "Вельский муниципальный район", на 2019 год" по апелляционной жалобе Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Архангельского областного суда от 28 февраля 2019 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
общество с ограниченной ответственностью "ФинансГрупп" обратилось в Архангельский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство) от 26 октября 2018 г. N 119-пн "Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО "ФинансГрупп", расположенных на территории муниципального образования "Кулойское" муниципального образования "Вельский муниципальный район", на 2019 год".
Решением Архангельского областного суда от 28 февраля 2019 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене исходя из следующего.
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в том числе Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. N 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения", которым в том числе утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения, Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 г. N 760-э.
В соответствии с частью 3 статьи 9 Закона о теплоснабжении при установлении тарифов в сфере теплоснабжения должны быть учтены нормативы технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и нормативы удельного расхода топлива (далее - НУРТ) при производстве тепловой энергии.
Согласно части 2 статьи 5 названного Закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода).
В соответствии с подпунктами 8 и 9 пункта 9 Положения о Министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 3 апреля 2012 г. N 128-пп, Министерство утверждает нормативы удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более; нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Порядок определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) утвержден приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 10 августа 2012 г. N 377 (далее - Порядок определения нормативов запасов топлива) и устанавливает правила расчета нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (далее - котельные), и основные требования к нормированию запасов топлива (уголь, мазут, торф, дизельное топливо, печное топливо) при производстве тепловой энергии организациями, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм (пункт 1 данного Порядка).
В силу пункта 2 Порядка определения нормативов запасов топлива норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).
Расчетный размер ННЗТ определяется по среднесуточному плановому расходу топлива самого холодного месяца отопительного периода и количеству суток, определяемых с учетом вида топлива и способа его доставки по формуле 2.1, содержащейся в пункте 19 Порядка определения нормативов запасов топлива.
Одним из показателей указанной формулы является расчетный норматив удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию для самого холодного месяца (Н ср. m. т.у.т/Гкал).
В силу пункта 21 указанного Порядка для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток: по твердому топливу - 45 суток; по жидкому топливу - 30 суток. Формула расчета 2.2 содержит показатель Н ср. m - расчетный норматив средневзвешенного удельного расхода топлива на отпущенную тепловую энергию по трем наиболее холодным месяцам (т.у.т/Гкал).
Таким образом, нормативы запаса топлива определяются на основании расчетного НУРТ.
Непосредственно НУРТ устанавливается на основании Порядка определения нормативов удельного расхода топлива при производстве электрической и тепловой энергии, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. N 323 (далее - Порядок определения нормативов удельного расхода топлива).
В силу пункта 2 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива НУРТ определяются для каждой тепловой электростанции и котельной (за исключением отопительных и производственно-отопительных котельных жилищно-коммунальной сферы).
НУРТ на отпущенную тепловую энергию отопительными и производственно-отопительными котельными жилищно-коммунальной сферы определяется в целом по организации.
При этом в соответствии с пунктом 3 указанного Порядка под НУРТ понимается максимально допустимая технически обоснованная мера потребления топлива на единицу электрической энергии, отпускаемой с шин, на единицу тепловой энергии, отпускаемой в тепловую сеть. Нормативы определяются в граммах условного топлива на 1 киловатт-час (г у.т./кВт.ч), килограммах условного топлива на одну гигакалорию (кг у.т./Гкал) с дифференциацией по месяцам.
Из материалов дела следует, что ООО "ФинансГрупп" обратилось в Министерство с заявлением от 12 марта 2018 г. N 10 об установлении НУРТ. Предложенное обществом значение в размере 257 кг у.т./Гкал превышало ранее установленную величину для этих же котельных, эксплуатируемых ООО "Кулой ЖКХ", на 25%.
Как указал административный ответчик в отзыве на административное исковое заявление, поскольку срок между поступлением материалов об установлении НУРТ и установлением Агентством по тарифам и ценам Архангельской области постановлением от 3 апреля 2018 г. N 14-т/3 тарифов на тепловую энергию составил менее месяца, административный ответчик не подготовил решение об утверждении НУРТ для ООО "ФинансГрупп" на 2018 год.
Оспариваемым постановлением от 26 октября 2018 г. N 119-пн нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО "ФинансГрупп", расположенных на территории муниципального образования "Кулойское" муниципального образования "Вельский муниципальный район", утверждены на 2019 год исходя из ранее установленного НУРТ для ООО "Кулой ЖКХ" в размере 207 кг у.т./Гкал.
Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, общество указало, что Министерство, фактически не утвердив для общества НУРТ, тем самым ошибочно рассчитало нормативы запаса топлива.
Удовлетворяя административное исковое заявление, суд первой инстанции сослался на незаконное бездействие административного ответчика по неустановлению НУРТ на 2018 год и неправомерное применение в расчетах НУРТ на 2019 устаревшего показателя.
Вместе судом первой инстанции не учтено следующее.
В силу статьи 20 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации и теплосетевые организации подлежат проверке готовности к отопительному периоду.
Одним из основных принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов (статья 3 Закона о теплоснабжении).
В силу пункта 45 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива основу расчетов и обоснования НУРТ составляют результаты режимно-наладочных испытаний, периодичность которых установлена правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (для котлов, работающих на газовом топливе, - три года, на твердом и жидком топливе - пять лет).
ООО "ФинансГрупп" представило Министерству в составе материалов для утверждения НУРТ режимные карты, разработанные на основании режимной наладки и режимно-наладочных испытаний.
Вместе с тем согласно пункту 42 вышеназванного Порядка при расчете НУРТ не допускается учитывать затраты топлива и энергии, вызванные отступлениями от правил технической эксплуатации и режимов функционирования оборудования источников тепловой энергии, на строительство и капитальный ремонт зданий и сооружений, монтаж, пуск и наладку нового оборудования котельной, на консервацию не введенного в эксплуатацию или выведенного из эксплуатации оборудования, на экспериментальные и научно-исследовательские работы.
Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок утверждены приказом Министерства от 24 марта 2003 г. N 115.
В соответствии с предписанием Ростехнадзора от 31 августа 2018 г. ООО "ФинансГрупп" нарушены пункты 2.4.2, 2.11.7, 3.3.10 названных Правил.
Неготовность ООО "ФинансГрупп" к отопительному периоду обусловлена отсутствием разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановок.
Поскольку Ростехнадзором были выявлены нарушения правил технической эксплуатации котлов, находящихся в оперативном ведении административного истца согласно представленному в материалы дела перечню оборудования (т. 1, л.д. 166), у Министерства отсутствовала возможность принимать для расчета НУРТ режимные карты без дополнительной проверки.
Относительно доводу о незаконном бездействии Министерства по установлению НУРТ на 2018 год Судебная коллегия принимает во внимание незначительный срок между поступлением административному ответчику материалов об установлении НУРТ и принятием нормативного правового акта об установлении тарифов на тепловую энергию в 2018 году (менее месяца).
В суд апелляционной инстанции представлены акты Ростехнадзора от 24 января 2019 г., которые подтверждают выполнение пункта 42 Порядка определения нормативов удельного расхода топлива, но за пределами срока представления административному ответчику необходимых материалов в целях установления НУРТ на 2019 год.
Так как режимно-наладочные испытания, на основании которых разработаны вышеуказанные режимные карты, выполнены в 2018 году до получения допуска в эксплуатацию котлов, то они не могли являться основанием для утверждения оспариваемых по настоящему делу нормативов.
В связи с тем, что административный истец эксплуатирует то же оборудование, что и ООО "Кулой ЖКХ", Министерство обоснованно использовало в расчетах ранее установленный НУРТ для предыдущей организации.
Судебная коллегия также отмечает, что 25 марта 2019 г. ООО "ФинансГрупп" представило заявление об утверждении НУРТ, рассчитанного на основе вновь составленных режимных карт в размере 247,2 кг у.т./Гкал, то есть в уменьшенном размере по сравнению с предыдущим предложением организации.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Архангельского областного суда от 28 февраля 2019 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью "ФинансГрупп" о признании недействующим постановления Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 26 октября 2018 г. N 119-пн "Об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии ООО "ФинансГрупп", расположенных на территории муниципального образования "Кулойское" муниципального образования "Вельский муниципальный район", на 2019 год" - отказать.